Салат — смысл и значение слова

Поклонение (ибада), согласно исламу, является средством для очищения человеческой души. Корень бд дает нам самое широкое и самое фундаментальное слово для приближения человека к Богу. Корень бд, который имеет основное значение «делать» или «сделать», переходит в смысл служения. Основой ибада является тот факт, что люди являются творениями и, таким образом, рабами Бога, к Которому им суждено вернуться. Отношения, которые существуют между рабом (абд) и Богом, это отношения «поклоняющегося» и «поклоняемого». Если ибада – это общее название обрядов, которыми абд выражает свою тварность, то самым внешним соблюдением этой деятельности (ибада) является то, для чего используется слово салат (ритуальная молитва).

Эквивалентное слову салат на персидском языке – это намаз (во множ. числе намазха), который был искажен в нмаз афганцами. Это слово обычно используется в Иране, Турции, Афганистане, Пакистане, Индии, Бангладеш и т.д.

Слово салат (во мн.числе салават), когда ислам заимствовал-утвердил его, имело долгую историю. В Священном Коране Иисус однажды молился, что «И (Он) заповедал мне молитву (салат) и милостыню, пока я вижу» (19:31). В повествовании Исмаила Коран говорит: «И он (Исмаил) повелел своей семье молитву (салат) и милостыню» (19:55). Священный Коран цитирует Лукмана, советующего своему сыну, «О, сын мой! Совершай молитву (салат)» (31:17). В Коране также говорится, что «И Мы спасли его (Авраама) и Лута…И даровали ему Исхака и Йакуба…И внушили им делать добрые дела, выполнять молитву (салат)» (21:71-73). Кроме того, «(Авраам сказал) О, наш Господь! Я поселил из моего потомства в долине, не имеющей злаков, у Твоего Дома священного. Господь наш! Пусть они совершают молитву (салат)» (14:37). И также сказал, «Господи, сделай меня совершающим молитву (салат)» (14:40). Когда Моисей получил первое откровение, Бог сказал, «Воистину, Я – Бог, нет божества, кроме Меня! Поклоняйся же Мне и совершай молитву (салат) в Мое воспоминание!» (20:14). Народ Мадаина сказал Шуайбу, «Они сказали: О Шуайб! Неужели твоя молитва (салат) повелевает нам оставить то, чему поклонялись отцы наши» (11:87).

Арамейское отглагольное существительное с’лота (поклон или сгибание) перешло в несколько диалектов со значением молитвы. Это слово использовалось евреями, говорящими на арамейском языке для обязательного чтения 18-ти благословений. На иврите синагога евреев также называется салатом, см. Коран 22:40. Оно также означает ходить за чем-либо постоянно. В скачках вторая лошадь бегущая сразу за первой лошадью – также называется салла. Его значение указывает на постоянное следование божественному закону.

Другая точка зрения предполагает, что слово салат означает «сожжённый». Это означает, что посредством поклонения человек стремится сжечь или убить животный инстинкт внутри себя. Глагол, от которого оно происходит – салла (освящать); в качестве действия Бога оно переводится как «благословлять»; и в качестве действия человека оно переводится как «молиться».

Слово салат используется в Коране 85 раз. Стандартным кораническим часто используемым выражением является кама би’с-салат или кама ила ‘с-салат или акама илаиха (он встал помолиться). Другие соответствующие выражения – это ата би ‘с-салат, адда ‘с-салат, када ‘с-салат, шахида ‘и-иша, дахала фи салатихи и башара салатаху.

В книге «Мухаммад в Медине» В. Монтгомери Уотт пишет (Лондон, 1956, стр. 304), что «Обычный стандартный перевод салата – ‘молитва’, но это скорее соответствует дуа». Слово ду’а происходит от да’ва или ад’ийа, что означает призывать или взывать.

Формирование салата – его развитие

В Мекке, по-видимому, предписание салата было явлено фрагментарным образом. Жизнь Пророка в Мекке была связана главным образом с основами ислама: единство Бога, Судный день, поклонение и очищение души. Для поклонения Бог просто повелел: «И поминай имя Господа твоего и посвяти себя Ему (особым) посвящением» (73:8). Фактически, то, что считается ритуализмом–обрядностью в исламской структуре молитвы, было просто способом почувствовать Божественное присутствие и поразмыслить над Его величием, славой и любовью, приняв определенные благоговейные земные поклоны.

В Мекке для молитв были явлены следующие стихи:

«Вели своим людям выполнять салат» (20:132)

«Терпи душой с теми, которые взывают к их Господу» (18:28)

На стадии становления прославление, поклон и земной поклон в положении стоя и сидя были просто названием формальной молитвы. Священный Коран говорит: «И полагайся на Славного, Милосердного, который видит тебя, когда ты встаешь, и как обращаешься среди поклоняющихся» (26:217-219). А также: «Терпи же решения Господа твоего! Ведь ты на Наших глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда ты встаешь! Среди ночи восхваляй Его и при исчезновении звёзд» (52:48-49).

Ибн Исхак (85-151) пишет в своем «Сират Расул Аллах» (пер. А. Гильом, Лондон, 1955, стр. 112), что Салих бин Кайсан передаёт от Урвы бин аз-Зубайра от Аиши, что «Когда молитва была впервые возложена на Посланника, она была с двумя земными поклонами за каждую молитву: затем Бог поднял до четырёх земных поклонов дома, в то время как в путешествии совершалось прежнее предписание двух земных поклонов».

Абу Хурайру спросили, «Нужно ли читать какую-нибудь другую суру с сурой Фатиха в салате?» Он сказал: «Было бы полезно, если бы была добавлена другая сура, в противном случае достаточно суры Фатиха» (ал-Муслим, 2:31).

В Мекке первоначальная мусульманская община не имела особого места для поклонения. Пророк обычно совершал салат дома или тайно в узких переулках Мекки с Али и другими ранними сподвижниками (Ибн Хишам, с. 159). Пророк также совершил салат между Йеменским углом и чёрным камнем (Ибн Хишам, с. 190).

Когда арабы-язычники принимали ислам, некоторые приносили в мечеть маленьких идолов и тайно держали их в подмышках. Кроме того, никто из них не следовал дисциплине, разговаривая во время молитв. Тогда был явлен следующий стих:

Ва куму ли’ллахи канитин (2:238)
«И стойте перед Богом смиренно»

Слово кунут означает смирение.

Поклоняющиеся смотрели на приходящих и уходящих людей во время молитвы, поэтому был явлен следующий стих о том, что первым условием молящегося ума является смирение.

Кад афлаха му’минун л’лазин’хум фи’салатихим хаши’ун (23:1-2)
«Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны».

Слово хушу означает согнуть или опускать глаза вниз или бояться.

Сосредоточенность – это основной аспект, которому нужно следовать в молитве. Люди привязывали верблюдов у мечети и во время молитвы сосредотачивали своё внимание на животных. Тогда следующий стих был явлен:

Ва табаттал илайхи табтила (73:8)
«И посвяти себя Ему посвящением».

Слово табтил означает отречься от мирских дел.

Кроме того, салат не должен читаться громко тем, кто ведёт, и потому Коран говорит:

Вала таджхар би’салатика вала тухафит биха ва абтаги байна залика сабила (17:110)
«Не произноси громко свой салат, но и не шепчи его, а иди по пути между этим».

Слово байна означает средний или не громкий и не низкий.

Когда Пророк прочно обосновался в Медине, была также построена мечеть, была определена молитва, также были предписаны подаяние и пост, установлены правовые наказания, предписаны запретное и дозволенное, и ислам занял свое место с ними.

Салат – его время

«Воистину, салат (ду’а) предписан верующим в определенное время» (4:103).

Слово китабан маукута означает предписание, регламентируемое временем или предписанное для исполнения в установленное время.

Слово «мувакиб» означает время для молитвы. Абу Дауд и Нисаи цитируют Аммару бин Рувейбу, что Святой Пророк сказал, что те люди которые совершали салат утром и вечером, никогда не попадут в ад. Услышав это, один человек из Басры спросил Аммару, слышал ли он сам, как говорил Святой Пророк, – в чём Аммара признался. Человек сказал: «Я также свидетельствую, что я тоже это слышал».

«И поминай имя Господа твоего утром и вечером» (76:25).

В Мекке у мусульман не было мечети или надлежащего места для молитвы из-за притеснения арабов-язычников. В течение 13-ти лет в Мекке мусульмане возносили свои молитвы в фаджр, магриб и иша. Нет никаких указаний на пятикратную молитву в мекканский период. Согласно Маршаллу Дж. С. Ходжсону в книге «История ислама» (Лондон, 1974, 1-й том, стр. 179), «Поклоны и прострации (земные поклоны) формального поклонения, салата, обычно совершались не менее трёх раз в день в унисон, обычно на молитвенной площадке в доме Пророка».

Позже богословы спорили об этом, но не нашли явного указания. Чтобы оправдать пятикратную молитву в мекканский период, кто-то сфабриковал хадис, известный как хадис-и Мирадж, который стал единственным источником, утверждающим, что ислам предписал пятикратную молитву.

Пятничный салат – его происхождение

По-видимому иудеи совершали полуденное поклонение в Медине, известное как минха. Оно выполнялось с того момента, когда тень вертикальной палки была равна длине палки и минимальной тени палки в полдень. Настоятельно рекомендовалось, чтобы мусульмане собрались в каком-то общественном месте в полдень. Следует знать, что Пророк вознёс предрассветную молитву в Каабе в Мекке, ибо согласно «Муснаду» (1-й том., стр. 95) эта молитва также была разрешена согласно языческому учению, но осмеяна собравшимися там мекканскими вождями. В Медине было обычным делом проводить это поклонение во дворе Пророка в пятницу. Таким образом, был создан еженедельный салат, известный как зухр (полдень), и если он иногда проводился в конце дня по каким-то причинам, то он назывался аср. Более поздние законоведы в аббасидский период добавили эти два термина (зухр и аср) на ежедневной основе в первоначальное предписание трёх молитв, чтобы сделать пятикратную молитву, в которую входят фаджр (утро), зухр (полдень), аср (после полудня), магриб (закат) и иша (ранняя ночь). Это означает, что в пятницу молитва зухр была заменена соборной молитвой (салат ал-джума).

Пятничная молитва в основном совершалась в полдень (зухр), но не воспринималась очень серьезно в ранние времена. Есть сведения, что однажды по прибытии торговцев кукурузой из Сирии община разошлась, пока Пророк вёл службу. Только двенадцать или, согласно другому сообщению, только сорок верующих оставались там, и это поведение вызвало следующее откровение:

«А когда они увидели торговлю или забаву, то устремляются к ним и оставляют тебя стоящим. Скажи: ‘То, что у Бога, лучше, чем забава и торговля’». (62:11)

Позже была засвидетельствована преданность, когда мусульманин не выделял никакого количества земных богатств в предпочтение своим молитвам, и Бог восхищался такой преданностью:

«Люди, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Бога, совершения молитвы, принесения очищения». (24:37)

Таким образом, полуденная молитва (зухр или аср) в пятницу была предопределена следующим стихом:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Бога и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». (62:9)

Когда законоведы собрали предания и кодифицировали каноны, примерно через 150 лет после смерти Святого Пророка, оказалось, что полуденные молитвы сильно повлияли на них, которые и дали последний штрих к пятикратной молитве. В их оправдание многие предания были выдуманы, что объясняет Ибн Хаджр (4-й том., стр.700).

Закрепление пятикратной молитвы

Мы уже упоминали, что пятничная молитва в Медине совершалась либо в зухр, либо в аср – в зависимости от обстоятельств. Эти часы-времена были предназначены только на пятницу. Тем не менее, сам Пророк сообщил, что ежедневно совершал дополнительный салат либо в зухр, либо в аср. Иногда он совершал два дополнительных салата в зухр и аср. Причина этого была неизвестна. То, что он практиковал в частном порядке – было другим, но то, что он передавал – было важно, так как он никогда не хотел создавать трудности своей умме.

Есть много примеров религиозной практики Пророка, которую он никогда не рекомендовал мусульманам, несколько примеров которой приведены ниже:

  • а) Пророк постился два месяца в Рамадан и Шабан. Кроме того, первые две недели месяца он посвящал посту. Два понедельника, один четверг и, согласно некоторым сообщениям, пятница были постными днями в каждом месяце. В течение первых десяти дней Мухаррама и шести дней, начиная со 2-го месяца Шаввала до 7-го, он всегда постился.
  • б) Помимо обязательных молитв он выполнял около 39 ракатов – два утром, четыре до полудня, шесть в полдень, шесть рано вечером, два на закате, шесть ранней ночью и тринадцать около полуночи.
  • в) Иногда Пророк читал суру Марьям в утреннем салате. Иногда он читал от 60-ти до 100 коранических стихов в утреннем салате. Он также читал около 30 коранических стихов во время полуденной молитвы и около 15 стихов в послеполуденной молитве.
  • г) Пророк женился девять раз, в то время как в Коране разрешено четыре брака

Подобным же образом, в дополнение к трём предписанным салатам Пророк в Медине совершал салат в полдень (зухр) и после полудня (аср).

Но он не утверждал свою религиозную практику для мусульман.

Из исследования преданий вытекает, что некоторые люди в Медине совершали три салата, а также салаты зухр и аср, когда они смотрели, как Пророк это делает. Похоже, Пророк никогда не препятствовал им. Кораническое предписание трёхкратной молитвы не было отменено; потому он не хотел создавать умме  трудности.

Существует двадцать один рассказа из достоверных хадисов, которые относятся к объединению или совмещению Пророком двух наборов молитв, а именно: зухраср и магрибиша, чтобы сделать три молитвы в день. В первую очередь он сделал акцент на путешественниках. Согласно Бухари (18:13-15), две послеобеденные молитвы, зухр и аср, могут быть объединены, если человек находится в пути, так же как две ночные молитвы, – магриб и иша. Он также разрешил тем, кто находился дома (ал-Муслим, 2:151). Позже, как сообщается, Пророк призвал всех мусульман добровольно объединять молитвы. Ибн Аббас сообщает, что Святой Пророк объединил молитвы зухр и аср, магриб и иша, когда не было ни путешествия, ни страха. На вопрос почему он это сделал, ответ был – «чтобы его последователи не впали в затруднение» (ал-Муслим, 6:5). Также сообщается, что Пророк молился в зухр и аср вместе, а также и в магриб и иша вместе, не будучи путешественником или в страхе (ал-Муслим, 2: 151). Таким образом, эта практика стала известна как джам байн ал-салатин (совмещение или объединение двух молитв). Мудрость, стоящая за этим заключалась в том, чтобы сохранить первоначальное предписание Корана о трёх молитвах нетронутым.

Между периодом хазрата Абу Бакра и хазрата Имама Али мусульмане в Медине молились пять раз, а другие мусульмане молились три раза на основе объединения салатов. Когда ранние омейядские правители разорвали свои отношения с Мединой, вопрос ежедневных молитв оказался нерешённым и это также повлияло на другие мусульманские регионы до окончательного решения суннитского законоведа, которое было кратко объяснено, как показано ниже:

«В Сирии в былые времена не было общеизвестно, что существует только пять обязательных салатов, и чтобы убедиться в этом факте, необходимо было найти ещё живого сподвижника, которого можно было бы спросить об этом» (Абу Дауд, 1-й том, стр. 142 и Нисаи, 1-й том, стр. 42)

«Во времена Хаджжаджа бин Юсуфа и омейядского халифа Умара бин Абдул Азиза», пишет Ибн Надим в своём «Китаб ал-Фихрист» (Лейпциг, 1871, стр. 91), «люди понятия не имели в какое время следует молиться, а самые благочестивые мусульмане не знали самых элементарных правил».

Благочестивые мусульмане, однако, пытались требовать соблюдения установленной традиции во имя Пророка, и когда они обнаружили, что правительство не поддерживает их в их усилиях, которые казались тем неважными, они произвели следующее пророчество Пророка: «иза канат алайкум умара йумитуна ал-салат» означающее, что «За мной придут амиры, которые убьют салат» (Тирмизи, 1-й том, стр. 37).

Гольдзихер пишет в книге «Мусульманские исследования» (Лондон, 1971, 2-й том, стр. 40), что «Однако факт заключается в том, что в течение всего омейядского периода население, живущее под влиянием своих правителей с небольшим энтузиазмом к религии, мало понимало законы и правила религии. Медина была домом таких правил, и было бы напрасно искать их в кругах под влиянием Омейядов».

После разочарования от омейядских халифов благочестивые мусульмане Сирии с нетерпением ждали нового режима Аббасидов. Приверженность халифу была неотъемлемым элементом мусульманской веры. Поэтому аббасидский священник распространил фальшивый хадис о том, что «Тот, кто не держится за аминуллаха (доверенный Бога), под которым следует понимать халифа, не получит выгоды от пяти салатов».

На этом этапе предание, процитированное Ибн Хаджаром (4-й том, стр. 238) будет важно для поиска недостающей цепи. Соответственно, Абу Дарда однажды приехал в Медину из Багдада. Он показал свою способность выполнять салат более трёх предписанных раз. Пророк сказал ему добавить ещё два салата до полудня и после обеда. Таким образом, он совершил молитву пять раз и вернулся в Багдад, будто он был миссионером, где он проповедовал пятикратный салат.

Это означает, что багдадская школа постепенно практиковала пятикратную молитву. В дальнейшем омейядское правление в исламе было полностью светским, за исключением эпизода халифа Умара бин Абдул Азиза, и было мало пронизано религиозными мотивами в своих формах и целях. Омейядов мало волновала религиозная жизнь населения. Они мало обращали внимания на религию ни в своём поведении, ни в поведении своих подданных. Динавари пишет в «Китаб ал-Ахбар» (Лейден, 1888, стр. 249), что если человека видели в мечети поглощённым молитвой, то можно было с уверенностью предположить, что он был не последователем династии Омейядов, а был сторонником Алидов (потомков Имама Али, алайхи салам).

Хаджжадж бин Юсуф, омейядский правитель в Ираке, однажды упрекнул Анаса бин Малика как преступника и пригрозил растереть его как жернова и сделать мишенью для стрелы (Динавари, стр. 327). Халиф Язид бин Абдул Малик презрительно называл Хасана ал-Басри Шейхом ал-Джахил и угрожал убить его, см. «История Арабов» (изд. Де Гое, Лейден, 1869, стр. 66).

Люди ездили в Медину, место происхождения хадисов, откуда проистекал религиозный поток. На этом этапе ревнивые омейядские правители называли Медину ал-Хабиса (наихудшей, грязной). Губернатор Язида I в Медине дал ей имя ал-Натна (зловонной), см. «Муватта», (4-й том., стр. 61).

Аббасидское правление с самого начала носило характерный признак религиозного института. Однако целью Аббасидов была признание их притязаний на власть в религиозных делах.

Когда Абул Аббас, основатель Аббасидов, попросил жителей Басры выполнить обязанность постного пожертвования (закат ал-фитр), они взяли консула и попытались найти мединцев, которые могли бы наставить их в этой религиозной обязанности, которая была им совершенно неизвестна (Абу Дауд, 1-й том., стр. 162 и Нисаи, 1-й том., стр. 143). Та же община в первые годы своего существования не имела ни малейшего представления о том, как следует выполнять салат, и Малик бин ал-Хувайрис (ум. 94) должен был показать им в мечети действия, сопровождающие богослужение (Нисаи, 1-й том, стр. 100).

Интерес Аббасидов к каноническим исследованиям возрос в той же мере, в какой их политическое влияние было отнято губернаторами и узурпаторами. Это было время, когда движение за утверждение сунны как науки и стандарта жизни получило официальное признание.

Теперь богословы нашли почву, подготовленную для принятия на практике сунны, которая в период Омейядов была отодвинута на задний план. Например, в Ираке Шу’ба (ум. 160) впервые сделал сунну публичной. В Мерве и Хорасане ал-Надир бин Шумайл (ум. 204) публично ввёл сунну, а также Абдуллах ал-Дарими (ум. 255) в Самарканде обнародовал сунну. Абу Саид ал-Истахри (ум. 328) в Сиджистане и Язид бин Аби Хабиб (ум. 128) впервые ввёл сунну в Египте.

Поощряемые или, по крайней мере, не сдерживаемые пренебрежением, исламские исследования закона-права развивались свободно, и новые камни, заложенные репрессированными законоведами первого века, могли теперь быть расширены неуклонным ростом для сформирования здания исламской науки.

В целом, с развитием литературы мусульманских законоведов в ранний аббасидский период, пятикратный салат получил окончательное постановление в исламе. Согласно «Энциклопедии религии и этики» (изд. Джеймс Хастингс, Лондон, 1956, 10 том, стр. 197), «В первом поколении после кончины Пророка обсуждался вопрос о том, какой из ежедневных салатов следует считать обязательным, а также расхождения во мнениях относительно точного времени суток, в которое Пророк обычно совершал свои богослужения. Но постепенно во всём мусульманском мире было признано, что пять салатов были обязательными для каждого мусульманина».

«Краткая энциклопедия ислама» (Карачи, 1981, стр. 493) комментирует, что «Для нас такие предания свидетельствуют о том, что при жизни Мухаммада число ежедневных салатов ещё не было установлено пять. В каноническом хадисе число пять встречается в многочисленных преданиях. Поэтому, мы должны будем поместить происхождение этой теории перед концом первого века».

Среднестатистический суннит исповедовал ханафизм и Абу Юсуф (ум. 799), знаменитый ученик Абу Ханифы (ум. 767), был ответственным за распространение ханафизма на территории Аббасидов и получил звание сахиб хадис ва сахиб сунна. Он был назначен судьёй в Багдаде, а затем стал главным судьёй с полномочиями назначать судей по всему аббасидскому королевству. Таким образом, он имел прекрасную возможность для распространения ханафизма.

С появлением Аббасидов в 8-м веке процветала наука юриспруденции, поскольку в этот период четыре суннитских школ права (ханафизм, шафиизм, маликизм и ханбализм) получили широкое распространение, были собраны предания, были написаны комментарии Корана и была составлена наука об источнике. В частности, были произведены работы Абу Ханифы и его ученика Абу Юсуфа, Мухаммада ал-Шайбана (ум. 804) и работы Шафи’и, в которых пятикратной молитве в день было дано окончательное решение в исламе.

Более поздние законоведы проигнорировали традицию объединения (молитв) и включили зухр и аср в три ежедневных салата, приняв окончательное решение о пятикратной молитве в день.

Это был период Имама Мухаммада ал-Бакира, который призывал к практике объединения (молитв), подобно Пророку, чтобы сохранить предписание Корана и дать облегчение последователям. Ал-Амили пишет в «Васаил ал-Шиа» (Бейрут, 1982, 3-й том, гл. 4, № 1), что Имам Мухаммад ал-Бакир сказал, «Когда солнце начинает садиться, начинается время зухра и асра, а когда солнце заходит, начинается время магриба и иша».

Поэтому шииты считают допустимым проводить вместе полуденную и послеполуденную, вечернюю и ночную молитвы, так что в течение дня молитвы совершаются только в трёх отдельных случаях. Святой Пророк одобрил практику допустимого объединения молитв и эта точка зрения поддерживается в Бухари (1: 146) и ал-Муслиме (1: 264-5).

Критический анализ хадиса Мирадж

Анас бин Малик рассказывал, что когда Святой Пророк вернулся с седьмого неба, Моисей спросил его на первом небе, что он принёс своей умме. Святой Пророк сказал, что он принёс предписание 50-кратной молитвы. Моисей сказал, что молитва проблематична, а его умма слаба, поэтому вернись к Богу и попроси Его уменьшить количество молитв. Святой Пророк вернулся на седьмое небо и Бог уменьшил это число вдвое. Святой Пророк вернулся и Моисей ещё раз убедил его, что это всё ещё невыносимо для уммы. Вернувшись к Богу, Пророку удалось сократить число салатов до пяти в день. Моисей сказал, что это всё ещё слишком тяжелое бремя для уммы, которая нуждается в дальнейшем сокращении. Святой Пророк не согласился с этим и сказал: «Мне стыдно снова идти в Святое Присутствие. Теперь я доволен этим. Бог сказал мне, что Он не сделал никаких изменений в своем предписании».

Мы рассмотрим слабость этого хадиса следующим образом:

  • 1) Событие Мирадж состоялось в Мекке. Из-за угнетения мекканцами-язычниками мусульмане не могли публично и открыто молиться. Ни салат, ни руза, ни хадж не были предписаны, так как ситуация в Мекке была абсолютно не в их пользу. Тем не менее, мусульмане тайно совершали салат простым способом дома или в пещерах. При таких неблагоприятных обстоятельствах тяжёлое предписание 50-кратной молитвы в Мекке кажется совершенно невероятным.
  • 2) Вызывает великое сожаление то, что предписание пятикратной молитвы не было раскрыто через божественное откровение (т.е. Коран), тогда как другие предписания были даны через обычные откровения.
  • 3) Если предписание (50-ти молитв) достоверно, то оно предполагает, что Пророку было совершенно неизвестно, выдержит ли его умма или нет. Любопытно, что только Моисей первым почувствовал страдание уммы Пророка ислама.
  • 4) Пророк поднимался на седьмое небо не один раз и уменьшал салат с 50-ти до 5-ти не стыдясь ни разу! Почему он чувствовал себя так на третий раз?
  • 5) Кроме того, заслуживает внимания то, что Бог повелел салат 50 раз, а затем дважды вносил изменения в Своё предписание. Тогда почему Он сказал, что Он никогда не вносил изменений в Свой указ?

По всей видимости, человек, который подделывал вышеуказанный хадис, имел план довести цифру салата до пяти и не меньше. Это было время, когда законоведы нуждались в предании для поддержания пятикратной молитвы, поэтому никто из них не заботился о его подлинности. Внезапное появление вышеуказанного предания, однако, отвечало их требованию, но забыло о своём слабом происхождении. Таким образом, иудеи предоставили сочный источник, имея в виду высокий статус Моисея. Автор был иудеем, который намеревался показать, что Моисей осведомил Пророка ислама о будущем недовольстве мусульман, которое было тому неизвестно.

Доктор Гулам Джилани Бурк отмечает о вышеупомянутом хадисе в своём «Ду Ислам» (Лахор, 1981, стр. 234), что «Подводя итоги [этой] легенды, – недовольства уммы не были известны Богу и Пророку. Если бы Моисей не играл посреднической роли, для уммы была бы предписана 50-кратная молитва. И умма бы постоянно молилась с утра до вечера. Они не смогли бы ни есть, ни заботиться о своих жизненных потребностях. Это вынудило бы людей отказаться от ислама и пойти другим путём. Следует приветствовать дальновидность Моисея, который спас ислам».

Согласно «Курани Фаисал’е» (Карачи, 1953, стр. 16-18), «Бог предписал 50-кратную молитву и Пророк вернулся с предписанием. Ни Бог не осознал в Своём предписании невозможного исполнения, ни Пророк, как его народ будет нести его бремя. И если это было осознано, то только Моисеем… … Мы лишь просим подумать холодными умами, что немусульмане представляли о нашем Боге и Пророке, когда они проходили через [этот] рассказ. Из этого предания ясно следует, что оно, должно быть, было сфабриковано иудеем, чтобы разъяснить превосходство Моисея и сообщить мусульманам о статусе Моисея перед Пророком [Мухаммадом]».

Мусульманские учёные, однако, выражают большие сомнения относительно исторического характера вышеупомянутого хадиса, тем не менее, он должен был быть создан как надёжный источник, поскольку Священный Коран молчит об этом. Г. Э. Фон Грюнебаум пишет в книге «Классический ислам» (Лондон, 1970, стр. 47), что «….хотя при жизни Мухаммада требование пяти молитв в день ещё не было установлено. Коран предписывает только два или три, а увеличение числа до пяти, вероятно, является результатом еврейского влияния».

Мохаммад Джафар Шах Пулвари пишет в «Ислам дин-и а’сан» (Лахор, 1955, С. 296), что «Коран не описывает в явных словах, что молитв пять. В некоторых других достоверных преданиях доступны свидетельства менее чем пяти молитв. Коранический контекст ясен, и слова хумс ал-салат или ал-салат ал-хумс не были упомянуты».

«Пять времени молитвы», пишет Ричард Белл в книге «Происхождение ислама» (Лондон, 1968, стр. 142), «которые в конечном итоге стали нормой, нигде не упоминаются в Коране».

Кроме того, ат-Табрани проследил предание до Абу Зарина, которое рассказывает, что однажды Нафи бин Азрак спросил у Ибн Аббаса, «Есть ли какой-нибудь явный стих в Коране, показывающий пятикратную молитву?» В своём ответе Ибн Аббас процитировал 18-й стих суры Рум следующим образом:
«Хвала же Богу, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и после полудня, и когда вас застигает полдень!»
Ибн Аббас далее сказал, что этот стих содержит слово хина тумсуна, – что означает магриб, хина тусбихун, – что означает фаджр, а’шиа, – что означает аср, и хина туз’хирун, – что означает зухр. (смотрите примечание к этому преданию в конце статьи)

Вышеприведённое предание указывает на то, что сподвижники Святого Пророка не были уверены в пятикратной молитве, иначе бы такой вопрос не задавался. Во-вторых, вышеприведенный стих содержит не слово салат, а прославление Бога.

Трёхкратный салат – первоначальное предписание

Согласно «Энциклопедии ислама» (1995, 8-й том, стр. 926), «В Коране в целом время молитв обозначено богатым словарным запасом, который показывает практику, всё ещё находящуюся в эволюционном состоянии. Имеются, по-видимому, три основных времени, к которым средняя молитва добавлена несколько позже».

В книге «Мухаммад в Медине» (Лондон, 1956, стр. 305) В. Монтгомери Уотт пишет, что «Когда поклонение было установлено более поздними законоведами, для каждого мусульманина стало обязательным выполнять его пять раз в день. Сомнительно, однако, регулярно ли соблюдалось пять времён в день даже в последние годы Мухаммада, и фраза в Коране показывает, что должно было быть, по крайней мере, три времени молитвы в день».

По мнению «Энциклопедии религии и этики» (Лондон, 1956, 10 том, стр. 197), «Некоторые из самых ранних стихов Корана требуют, чтобы мусульмане совершали салат трижды ежедневно, утром перед восходом солнца, в конце дня и в течение части ночи».

Явное предписание трёхкратной молитвы даётся в Священном Коране в нескольких стихах, которые упоминаются ниже:

«Ва акими с-салаата тарафайи н-нахари ва зулафаан мина л-лайл» (11:114)
«И совершай салат в обоих концах дня (утром и вечером) и при приближении ночи».

Слово тарф означает конец, конечность или часть, а «два конца дня» относится к утру и вечеру или фаджру и магрибу, в то время как зулафаан мина л-лайл означает короткое время после наступления ночи. Шибли Нуман (1857–1914) также признаёт в своём «Сират ан-Набави» (2-й том, стр. 112), что в этом стихе содержится предписание трёхкратной молитвы.

«Акими c-салаата ли дулуки ш-шамси ила гасаки л-лайл ва курана’л-фаджр» (17:78)
«Совершай салат на закате солнца до темноты ночи и утром».

Слово дулук ал-шамс означает «закат» или заход солнца, который относится к салату магриба. Слово гаскил лайл означает «темнота ночи», что относится к салату иша, и фаджр, очевидно, относится к утреннему салату. Ибн Умар рассказывает, что Святой Пророк сказал, что дулук ал-шамс означает закат, см. «ал-Иткан» (2-й том, стр. 631-2) Джалалуддина Суюти. Тирмизи и Нисаи также признают правдивость этого предания, связанного с Абу Хурайрой.

Ссылаясь на вышеприведённые коранические стихи, Реюбен Леви в книге «Социальная структура ислама» (Лондон, 1962, стр. 155) пишет, что «Из этих стихов следует, что указано только три назначенных времени поклонения… В течение века, или более, после кончины Пророка точно не было известно или решено, сколько периодов поклонения на самом деле было установлено или в какие часы должно было совершаться поклонение».

Это был период, когда не существовало часового устройства, поэтому вышеуказанные три салата выполнялись по следующему методу:

1. Салат ал-Фаджр (дуои бомдод)
Также называется салат ал-субх. Когда любой человек мог воспринять своего соседа на близком расстоянии в темноте на рассвете. (Бухари, мувакит, стр. 21). Его время начинается с «истинного рассвета» (ал-фаджр ал-садик), когда лица ещё не могут быть распознаны, и продолжается до рассвета как такового до появления солнца. Следует отметить, что арабы обозначили раннее утро как данаб ал-сирхан (хвост волка), и это когда свет постепенно начинает становиться ярче в том месте, где солнце вот-вот взойдет, как свет лампы.

2. Салат ал-Магриб (дуои шом)
Он совершался и заканчивался, когда стрела была выпущена из лука и была видна на закате (там же, стр. 27). Его время начинается, когда солнце исчезает за горизонтом, и обычно продолжается до исчезновения сумеречного сияния.

3. Салат ал-Иша (дуои шаб)
Также называется салат ал-атама (салат чёрной ночи) и салат ал-лайл (ночная молитва). Когда люди чувствовали необходимость горения лампы ранней ночью (там же, стр. 24). Его время начинается вскоре после исчезновения сумерек и продолжается до конца первой трети ночи.

«И ПОМИНАЙ ИМЯ ГОСПОДА ТВОЕГО УТРОМ И ВЕЧЕРОМ, И ПОКЛОНЯЙСЯ ЕМУ В ТЕЧЕНИЕ ЧАСТИ НОЧИ, И СЛАВЬ ЕГО ДОЛГОЙ НОЧЬЮ!»
(76:25-26)

Вышеупомянутый стих усиливает явные доказательства трёхкратной молитвы, а также полуночного поклонения в день. Эта исламская практика в мире фактически выполняется мусульманами шиитами исмаилитами.

Мумтаз Али Таджддин С. Али
Составлено 13 декабря 2003 года

Примечание от переводчика:

В самом деле правильный перевод данного аята будет следующим:
«Хвала же Богу, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и вечером (а’шиа), и когда вас застигает полдень!».
Даже если слово а’шиан в этом аяте оставить так, как его растолковал Ибн Аббас (т.е. после полудня), то будет всё равно 4 времени. В итоге, в этом аяте также нет упоминания о 5-ти молитвах, но, вместо этого, упоминаются 3 времени прославления (вечером, утром и в полдень), а не салата (т.е. намаза), который является формальной молитвой, в отличие от тасбиха – прославления, которое является неформальным богослужением, и которое каждый правоверный исмаилит может добровольно делать хоть 10 или 15 раз в день, на чётках или же иначе. Нельзя забывать, что цель всех, как захири, так и батини, намазов или дуа, тасбихов и т.д., которые рекомендуются верующим, – это поминание Бога, зикруллах. Верующий ни на мгновение не должен забывать Божественное присутствие. «Так поклоняйся же Мне и совершай молитву (ал-салата), чтобы помнить обо Мне (ли’зикри)» (св. Коран 20:15) или же «Воистину, молитва (ал-салат) оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха (ал-зикру Аллахи) гораздо важнее» (св.  Коран 29:45).
Читайте статью «Эзотерическое (батин) значение молитвы: от салах к ду’а»