Исмаилитское учение о Божественном Единстве (таухид): За пределами персоналистского теизма и современного атеизма

Исламская шахада «нет бога, кроме Бога» выражает высочайшее метафизическое прозрение ислама и всех аутентичных религий – абсолютное единство Бога. Вопреки распространенному мнению, это утверждение не означает только то, что «есть только один Бог, а не множество разных богов». Сведение всей идеи единобожия к «одному» Богу в количественном смысле, когда Бог, при этом, – просто верховное индивидуальное существо, правящее другими существами (как считают современные христианские теисты и некоторые мусульманские богословские школы), ненемногим лучше, чем исповедование многобожия, просто с меньшим количеством богов. По этой причине Брайан Дэвис, католический религиозный философ, называет это «теистическим персонализмом», а Дэвид Бентли Харт – «монополитеизмом» или «монопольным теизмом». Подобная личная вера, сводящая Бога к метафизическому племенному идолу, созданному по подобию человека, позволяет протестантским колледжам выдвигать суждение, что мусульмане и христиане поклоняются совершенно разным богам. Так, покойный Анри Корбен писал, что распространенное экзотерическое понимание шахады и единобожия вообще, как простого утверждения существования одного Бога, а не многих, может привести только к метафизическому идолопоклонству:

Имам Али ибн Аби Талиб (алайхи салам) объяснил истинный смысл фразы «Бог един», когда перед самой Верблюжьей битвой к Имаму подошел низкорослый бедуин и сказал: «О Повелитель правоверных, говоришь ли ты, что Бог един?». Когда присутствующие сделали бедуину замечание за столь несвоевременный вопрос в разгар битвы, Имам сказал: «Оставьте его, ибо, воистину, то, чего желает этот бедуин, мы желаем для людей». Иными словами, никогда не бывает такого момента, когда глубокий теологический и метафизический вопрос: «Что ты имеешь ввиду, говоря что Бог един?» мог бы быть неактуальным или неважным. В ответ Имам объяснил, что если термин «один» означает количественное единство, то говорить «Бог (количественно) один» неверно, поскольку «то, что не имеет второго, не подпадает под категорию количества». Спустя 1300 лет мы слышим эхо слов первого Имама в словах 48-го наследного Имама Мавлана Султана Мухаммад Шаха Ага Хана III в его опубликованных мемуарах, где сказано, что «фундаментальный принцип ислама можно определить только как монореализм, а не монотеизм». Этими глубокими словами оба Имама призывают нас отказаться от наших шаблонных представлений о Боге и направить наши мысли к трансцендентному единству Божества.

Имя «Аллах» на стенах молитвенного зала Исмаилитского Центра в Торонто символически указывает на аят Корана «Куда бы ты не обратился, там Лик Бога».

В данной статье мы расскажем об исмаилитской концепции таухида (абсолютного единства Бога) и покажем, что одним из передовых исламских течений мысли, отстаивающих абсолютное единство, простоту, единственность и трансцендентность Бога, является исмаилитское богословие. Это исмаилитское богословское видение таухида отстаивалось ранним Исмаилитским Да’ватом, который назывался «Призыв», поскольку призывал человечество к интеллектуальному и духовному признанию абсолютного единства Бога. Один из фатимидских исмаилитских да’и писал так:

Выражаясь академическим языком, исмаилитское богословие  это выдающееся негативное или апофатическое богословие ислама, поскольку оно утверждает абсолютное единство Бога (таухид) через отрицание всех имён, описаний, представлений и ограничений относительно Бога. Исмаилитское богословие таухида восходит к учению ранних шиитских Имамов, прежде всего Имама Али ибн Аби Талиба (ум. 661), Имама Мухаммада ал-Бакира (ум. 743) и Имама Джафара ас-Садика (ум. 765) (да будет мир над ними). В дополнение, ряд выдающихся мусульманских исмаилитских философов: Абу Якуб ас-Сиджистани (ум. 971), Джа’фар ибн Мансур ал-Яман (ум. 960), Хамид ад-Дин ал-Кирмани (ум. 1021), ал-Му’айяд ад-Дин Ширази (ум. 1077), Насир-и Хусрав (ум. 1077), Абд ал-Карим аш-Шахрастани (ум. 1153), Насир ад-Дин ат-Туси (ум. 1273) – закрепили и усовершенствовали исмаилитское богословие таухида, используя самые сильные философские аргументы своего времени. Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV, нынешний и 49-й наследный Имам мусульман шиитов-исмаилитов, и в наши дни продолжает подчеркивать абсолютную и полную трансцендентность Бога. На Всеисмаилитской Парижской конференции 1975 года исмаилитский Имам одобрил и утвердил следующее постановление о современной позиции исмаилитов в отношении концепции Бога:

Имам Времени постоянно использует в своих эзотерических учениях определение «Тот, Кто превыше всего», подчеркивая абсолютную трансцендентность Бога над и за пределами всех ограничений и человеческих представлений. Исмаилитский учёный, доктор Азиз Исмаил объясняет смысл фразы «Тот, Кто превыше всего» следующим образом:

Теперь мы рассмотрим несколько примеров из исмаилитского мусульманского учения об абсолютном единстве Бога, приводя цитаты шиитских исмаилитских Имамов, худжжатов и да’и. Вместе с этими цитатами из исмаилитского учения мы приводим подтверждающие комментарии Дэвида Бентли Харта, современного православного богослова, чтобы показать, что исмаилитское богословие актуально сегодня не менее чем в прошлом. Исмаилитское мусульманское учение о Боге представляет собой парадигматический пример «классического теизма», или понимания Бога, разделяемого авторитетными индуистскими, греческими, иудейскими, христианскими и мусульманскими философами, богословами и мистиками на протяжении многих веков. Это Платон, Аристотель, Плотин, Шанкара, Рамануджа, ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн ал-Араби, Мулла Садра, Св. Августин, Фома Аквинский, Майстер Экхарт, Св. Николай Кузанский, Св. Григорий Палама, Св. Ансельм, учение Католической церкви, Пауль Тиллих и другие классические теисты.


Шиитско-исмаилитское мусульманское учение таухида (абсолютного единства Бога) – главные положения:


1. Бог запределен по отношению ко всем именам и атрибутам (включая имена и атрибуты, упомянутые в Коране, такие как Могущественный, Вечно живой, Первый, Последний и пр.); все так называемые Божественные имена и атрибуты созданы; (вы можете ознакомиться с логическими аргументами и цитатами из первоисточников исмаилитских Имамов, худжатов и да’и по каждому пункту далее)

2. Бог запределен по отношению к материи, энергии, пространству, времени и любым изменениям (раздел 2);

3. Бог запределен по отношению ко всем представлениям человеческого интеллекта и воображения (раздел 3);

4. Бог запределен по отношению как к положительным, так и отрицательным качествам, т.е. Он не знающий и не незнающий; Он не всемогущий и не невсемогущий (раздел 4);

5. Бог запределен по отношению к любым философским и метафизическим категориям: духовное-материальное, причина-следствие, вечное-временное, субстанциональное-случайное, сущность-атрибуты, бытие-сущность: Бог запределен как бытию, так и небытию (раздел 5);

6. Когда Бог обозначается именем или атрибутом в писании, в ритуале или повседневной речи, например, когда [говорят что] «Бог – знающий», реальный смысл этого утверждения состоит в том, что Бог является создателем и источником этой силы или качества, т.е. Бог является создателем всякого знания, но Сам Он находится превыше реального обладания знанием как атрибутом (раздел 6);

7. Творящий акт Бога называется Его Словом или Повелением; это Повеление – единственный, вечный и непрерывный акт, который постоянно наделяет бытием и питает все сотворённые или обусловленные реальности в каждый момент их бытия (раздел 7).


Сопоставление: Классический теизим и современный теизм

Большинство современных верующих среди иудеев, христиан-протестантов, мусульман, аналитических христианских философов (Уильям Лейн Крейг, Элвин Плантинга, Ричард Суинберн), деистов, последователей течений нью-эйдж и пр. представляют себе Бога как индивидуализированное, разумное, всемогущее, вездесущее, всеблагое, вселюбящее, высшее и максимально совершенное существо. Иными словами, такие люди считают, что Бог – это «личность без тела», или индивидуальное сознание с набором личных свойств и атрибутов. Атеистов нельзя упрекнуть в том, что они отвергают такой персоналистский теизм, поскольку он является не более чем антропоморфизмом и метафизическим идолопоклонством. Как объясняет Дэвид Бентли Харт, самая большая проблема в современных дискуссиях о религии состоит в том, что современные верующие и атеисты имеют одинаково неполноценные представления о Боге:

Мусульманское исмаилитское богословие, являясь апофатической формой классического теизма, существенно отличается как от современного христианского англо-американского теизма, так и от суннитского аш’аритско-матуридистского учения по следующим признакам:

•  Исмаилиты и классические теисты рассматривают Бога как абсолютно простого, не имеющего частей;
современные христианские теисты (Уильям Лейн Крейг, Элвин Плантинга, Ричард Суинберн) рассматривают Бога как установителя и обладателя нескольких качеств (личностная природа, всеведение, всемогущество, благость и т.д.), что делает Его составным/множественным, а не абсолютно единым.
•  Исмаилиты и классические теисты считают Бога абсолютно запредельным по отношению ко времени и пространству;
современные христианские теисты (Уильям Лейн Крейг, Элвин Плантинга, Ричард Суинберн) считают, что Бог имеет непосредственное отношение к находящимся во времени объектам, действует во времени и существует в некотором смысле подчиняясь времени.
•  Исмаилиты и классические теисты считают Бога абсолютно запредельным всем именам и атрибутам;
Суннитские аш’аритские богословы считают, что Сущность Бога (зат) связана с семью вечными именами (асма’), акциденциями/условиями (‘арад) или атрибутами (сифат): Жизнь, Знание, Сила, Воля, Речь, Слышание, Видение, а суннитские ханбалитские богословы считают, что Бог обладает 99 вечными именами;
•   Исмаилиты считают, что Бог запределен по отношению к причинам и следствиям;
Современные христианские теисты, классические исламские философы и суннитские аш’аритские богословы считают Бога первой причиной в рядах причин и следствий, либо рассматривают Бога как причину каждого отдельного объекта и события (окказионализм).
•   Исмаилиты и классические теисты возвышают Бога превыше любых имеющих бытие вещей и всего бытия как такового;
современные христианские теисты (Уильям Лейн Крейг, Элвин Плантинга, Ричард Суинберн) рассматривают Бога как имеющего высшее бытие среди всех имеющих бытие объектов и как реализацию ряда свойств; суннитские аш’аритские богословы рассматривают Бога как высшую сущность или бытие.


1. Божественная простота: Бог превыше всех имён и атрибутов

Начнём с отрывка из первой проповеди Имама Али (ас) в Нахдж ал-Балага, которая также цитируется в более ранних шиитских источниках. В этой проповеди Имам Али объясняет, ссылаясь на суру Корана ал-Ихлас, что чистое утверждение Бога означает отрицание всех Его атрибутов. Это объясняется тем, что каждый атрибут не является тем, на что он указывает, и поэтому, если бы Бог действительно обладал такими атрибутами (всезнанием, всемогуществом, вечной жизнью, милосердием, мудростью и пр.), это означало бы, что Бог состоит из множества компонентов (Его Сущность + атрибуты). Это так потому, что атрибуты отличаются от сущности, которой они приписываются; как, например, человек не является своей силой, своим знанием или своим милосердием. Таким образом, если у Бога есть атрибуты, значит, Он состоит из множества частей и уже не может быть абсолютно единым. Всё, что имеет части, имеет свою причину в соединении этих частей и не может быть Богом.

Здесь Имам Али объясняет, что любой Бог, обладающий атрибутами, состоит из множества частей. Но всё состоящее из частей является сотворённой или обусловленной реальностью, поскольку зависит от этих частей и имеет в них причину своего существования. Поэтому Бог должен быть предельно прост – Он обязательно не должен иметь никаких частей и никаких атрибутов:

Всё это означает, что всё описываемое именами и атрибутами не может являться Богом. Бог запределен ко всем описаниям, даже к значениям Божественных имён, упомянутых в Коране, включая слово «Бог» (Аллах), как объясняет Имам Джа’фар ас-Садик (ас):

На основании учений Имама Али и Имама Джа’фара ас-Садика (мир им) Насир-и Хусрав заключает, что буквальное отнесение к Богу любых имён, включая прославленные 99 имён, равносильно многобожию:


2. Бог превосходит материю, пространство, время, движение и изменение:


3. Бог не постигается чувствами, воображением или интеллектом:



4. Бог превыше как положительных, так и отрицательных атрибутов:

Некоторые философы отрицают все положительные атрибуты Бога, говоря, что Он не телесный, не связан со временем, не всеведущий, не вечно живой, не всемогущественный, не личностный, не милосердный и т. д. Первое отрицание (отрицание положительных атрибутов) необходимо потому, что любой положительный атрибут делает Бога похожим на Его творения и приводит к антропоморфизму или уподоблению (ташбих). Но отрицания только положительных атрибутов недостаточно, поскольку это сводит Бога к бездеятельной, подобной неодушевленному предмету, сущности или к небытию, что равносильно агностицизму или отрицанию (та’тил). Но и отсутствие атрибутов – это всё ещё созданная концепция, поэтому утверждение, что Бог просто лишён всех положительных атрибутов, равносильно виду тонкого антропоморфизма (ташбих), когда Бог уподобляется Своему творению.

Поэтому, как объясняют Сиджистани и Насир-и Хусрав, полноценное утверждение абсолютного единства Бога требует двух отрицаний: отрицания положительных атрибутов и отрицания отрицательных атрибутов. Этот язык двойного отрицания является наиболее подходящим использованием человеческого языка, когда речь идет о Боге.

Любой человеческий язык имеет пределы, и всякий раз, когда человек утверждает что-то о Боге, он тем самым заключает Его в эти пределы. Точно так же, когда человек отрицает что-то в Боге, он все равно накладывает на Него пределы и ограничения. Единственным путём является двойное отрицание – отрицание положительного атрибута, и незамедлительное отрицание его противоположности. Этот приём двойного отрицания также встречается в мистическом мышлении Шанкары (под названием нети нети), Ибн ал-Араби (под названием танзих) и Мейстера Эхарта (под названием отрицание отрицания).



5. Бог превосходит все метафизические и логические категории:

Даже отрицая все положительные и отрицательные качества Бога некоторые философы и богословы определяют Бога в терминах метафизических и логических категорий. Некоторые определяют Бога как «перводвигатель» (Аристотель), «первопричину» (ал-Фараби), «универсальную субстанцию» (Спиноза), «наивеликое существо» (Плантинга), «высшее существо» или «необходимо сущее» (Ибн Сина). Проблема всех этих определений в том, что они накладывают пределы на Бога и ограничивают его сферой сотворенных вещей:

• Если Бог – «перводвигатель» (ал-мутахаррик ал-аввал), то Его сущность определяется Его отношением к движимым объектам, и действию, которым Он должен обязательно сообщать им движение.
• Если Бог – «первопричина» (ал-‘иллат ал-аввал), то Он должен создать следствие (Своё творение) в силу необходимости [для любой причины] производить следствие, которая навязана Ему извне, и это ограничивает Бога. [Примечание: Исмаилиты использовали термин «причина» – ‘илла или сабаб – для обозначения обусловленных существ, которые направлены на создание своих следствий; для описания Бога применительно к Его акту творения предпочтительнее термин «Причинитель» (му’илл‘аллмусаббиб) – Тот, Кто наделяет силой все причины и направляет их к их следствиям].
• Если Бог – «универсальная субстанция» (джаухар мутлак), то каждый род и вид вещей состоит из Бога с добавлением некоторых других свойств, где Бог – лишь конечное ограниченное понятие.
• Если Бог – «наивеликое существо» (ал-мавджуд ал-‘азм), это означает, что Он – не что иное, как комбинация «наивеликих свойств». Это также означает, что Бог принадлежит к тому же уровню или классу бытия, что и другие существа (например, деревья, коты или муравьи) и отличается от них только степенью, но не онтологически.
• Если Бог – «необходимо сущее» (ваджиб ал-вуджуд), это означает, что Бог состоит из «существования» и атрибута «необходимости», что делает Бога составным существом и, следовательно, обусловленной или сотворенной реальностью.

Говорить и утверждать, что «Бог существует», значит что Бог – это «нечто», что имеет «существование», и в этом высказывании «Бог» и «существование» – два разных понятия, которые соединяются вместе. Утверждение «Бог существует» означает, что этот имеющий бытие Бог состоит как из [внутренней] сущности, так и из [её] бытия. Но всё, что состоит из частей, даже таких метафизических частей, как сущность и бытие, имеет свою причину в этих частях и не может быть безусловным и абсолютным. Поэтому нельзя буквально утверждать, что «Бог существует», так как это означает «Бог имеет бытие» или «Бог есть существо»; как говорит процитированный выше Насир-и Хусрав, Бог находится выше и за пределами бытия и небытия.



6. Все утверждения и толкования о Боге должны пониматься эзотерически:

Имя «Аллах» в окружении 99 имён. Изображение: IsmailiMail

Здесь кто-то может сказать, что в различных священных текстах, например в Библии и Коране, о Боге говорится по-разному и Он описывается различными именами и атрибутами. Даже если интерпретировать отдельные стихи иносказательно, Писания все равно описывают Бога как Благого, Мудрого, Любящего, Милосердного, Всезнающего, Вечного, Всемогущественного, Вечно живого, Единого, Истинного, а философы говорят о Нём как о «имеющем бытие» или как о «Необходимо сущем». Единственное логическое решение – это толкование ВСЕХ утверждений о Боге в текстах, ритуалах, поэзии и человеческих рассуждениях эзотерическим, символическим и философским методом. Это означает, что каждое утверждение «Бог есть нечто» следует интерпретировать следующим образом:

• «Бог милосерден» означает, что Бог – источник, основание и установитель милосердия всех милосердных, но Он не описывается милосердием.
• «Бог всемогущ» означает, что Бог – источник, основание и установитель могущества всех тех, кто обладает могуществом, но Он не описывается могуществом.
• «Бог всезнающий» означает, что Бог – источник, основание и установитель знания во всех обладающих знанием, но Он не описывается знанием.



7. Божий акт творения вечен и происходит постоянно:

Творческий акт Бога не похож на человеческий акт проектирования, конструирования или изготовления чего-либо. Слово «творение» в классическом богословии означает, что Бог (Необусловленная Реальность) наделяет существованием (вуджуд) все обусловленные реальности. Другими словами, если говорится, что что-то «сотворено», то это означает, что его бытие в каждый данный момент зависит от Бога. Поскольку Бог вечен и неподвластен изменениям, из этого с необходимостью следует, что творческий акт Бога также вечен и не находится во времени – иначе это повлекло бы за собой реальное изменение в самом Боге; более того, от Бога может исходить только один такой акт. Если бы от Бога исходило множество актов, это повлекло бы за собой появления множества модальностей или аспектов в Сущности Бога, что сделало бы Его составным и обусловленным. Но поскольку Бог абсолютно прост, Его акт дарования бытия (который мы называем «творением») един и вечен. Коран называет творческий акт Бога Словом (калима) и Велением (амр) Божьим и говорит: «И Наше Веление – одно, и подобно мгновению ока» (Священный Коран, 54:50). Объясняя смысл творения, современные исмаилитские Имамы объяснили как Бог поддерживает все сотворённые существа Своим Велением, которое описывается мирянами как «Божья Воля» или «Промысл Божий»:

Божье Веление проявляется в различных качествах, атрибутах и силах космоса. Когда люди описывают Бога при помощи имени или атрибута, они на самом деле ссылаются на конкретную особенность сотворенных существ, которая иллюстрирует Божье Веление. Например, если говорится о конечном бытии сотворенных существ, то Божье Веление описывается как «творение». Если говорится о некоторых возможностях космоса, таких как жизнь, сила или знание, то Божественный акт описывается соответствующим образом. И всё же это одно Веление с множеством проявлений. Всё имеющее бытие, каждое сотворенное существо – это ограниченное проявление Божьего Веления.



Заключение: Поклонение Богу через интеллект

На уровне рационального человеческого мышления таухид означает возвышение Бога над всеми именами, атрибутами, описаниями и концепциями. Но всё, что можно сказать о таухиде говорится человеческим языком и не может охватить полноту таухида. Человеческий дискурс – продукт человеческого разума, созданного Богом и поэтому не способного охватить Его, как и напоминает нам Насир-и Хусрав:

Исчерпывающее признание таухида выходящим за рамки человеческого рационального дискурса способом, – это духовная и мистическая реализация в душе и интеллекте человека, называемая познанием (ма’рифа). В Исмаилитском тарикате ислама ма’рифа таухида Бога достигается через Имама Времени. Известный мусульманский философ, теолог и астроном Насир ад-Дин ат-Туси считал, что исмаилитская концепция таухида выделяется среди всех других мусульманских школ и направлений как наиболее полное выражение трансцендентного единства Бога. Это объясняется наличием живых Имамов, которые направляют мусульман-исмаилитов к правильному пониманию таухида:

Совершенная душа Имама Времени всегда пребывает в полноте познания Бога (ма’рифа), а его муриды достигают этого познания через познание (ма’рифа) Имама. Это важнейшая роль Имама Времени и воплощена в ежедневной молитве мусульман-исмаилитов, называемой Ду’а. Имам Султан Мухаммад Шах (алайхи салам) также ссылался на это говоря, что «настоящее чудо Хазрата Али в том, что он привёл людей к Истине». Поэтому один из исмаилитских Имамов сказал:

Осознавшая таухид человеческая душа как на рациональном, так и на духовном уровне способна поклоняться Богу посредством интеллектуального или гностического поклонения (ал-ибадат ал-ильмийя), в котором человек обретает высшее благоговение и блаженство:


www.ismailignosis.com