Траур по Ма’рифату: Исмаилитская интерпретация Ашуры

На десятый день Мухаррама, известный как День ‘Ашура, произошла Битва при Карбале, в которой Имам ал-Хусайн ибн ‘Али (алайхи салам), второй наследный Имам мусульман-шиитов, вместе со своей семьей и сподвижниками был жестоко убит войсками Язида ибн Муавии ибн Абу Суфьяна.

Эта живопись посвящена мученичеству Имама Хусайна, внука Пророка Мухаммада, третьего Имама или лидера мусульман-шиитов. Источник: www.brooklynmuseum.org

Имам и Противник (зидд)

Битва при Карбале с эзотерической точки зрения была проявлением противостояния, которое происходит в каждую эпоху и время между силами Имама Времени и силами его Противника (зидд). Подобно тому, как Имам Времени является наследником Хазрата Адама и наместником Бога на земле, Противник (зидд) является наследником Иблиса и дьявола (шайтан) среди людей.

Исмаилитские Имамы также называли этого Противника или Иблиса Времени «фараоном», который пытается сбить людей с пути в эпоху каждого Имама.

Подобно тому как Имам является носителем света вилаята, приближающего людей к Богу, противник проявляет мрак «контр-вилаята», который сбивает людей с пути. Как объясняет ал-Му‘айяд аш-Ширази, Имам и его иерархия (худуд) духовных учителей являются воплощением добродетелей и достоинств, известных как Адамические формы (ал-сувар ал-адамиййа), и им противостоит Противник и его контр-иерархия лжеучителей, которые воплощают упадочные пороки, известные как Сатанинские очертания (ал-ашкал аш-шайтаниййа). Другими словами, существуют Имамы Истины (а’иммат ал-хакк), а также имамы заблуждения (а’иммат ал-далал).

Разница между истинным Имамом и противником, лжеимамом, заключается в том, что истинный Имам вдохновлён Святым Духом (ал-му’аййад би’л-рух ал-кудс), в то время как лжеимам пытается подражать истинному Имаму и узурпировать его права. Такое противостояние существовала даже в эпохи Имамов, предшествовавших Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его) и Имаму Али ибн Аби Талибу (да будет мир над ним). Например, Мавлана Хашим ибн Абд Манаф (прадедушка Пророка) был Имамом своего времени, а его Противником был его же сводный брат Умайя, которого он изгнал из Мекки. Подобное противостояние было и между Мавлана Абд ал-Муталибом (дедом Пророка) и Противником его эпохи, которым был Харб ибн Умайя, особенно в вопросе опеки над Каабой. Во время Пророка Мухаммада Противником или имамом лжи был не кто иной, как Абу Суфьян ибн Харб, который возглавлял Курайш в противостоянии Пророку. Во времена Имама Али ибн Аби Талиба Противником был Муавия ибн Абу Суфьян. Так и во времена Имама ал-Хусайна ибн Али Противником был Язид ибн Муавия ибн Абу Суфьян. Противостояние между истинным Имамом, который имеет положение Адама, и его Противником (зидд), который воплощает Иблиса, существует в каждом веке и цикле:


Имам ал-Хусайн в Карбале

Семья и сподвижники Имама ал-Хусайна окруженные армией Омейядов, насчитывающей более 40 000 человек.

Муавия открыто выступал против халифата Имама Али ибн Аби Талиба и боролся с ним. После смерти Имама Али его сын Пир Имам ал-Хасан наследовал его халифат, но из-за слабости своей поддержки и ресурсов был вынужден отречься от халифата в пользу Муавии при условии, что Язид не унаследует халифат после него. Однако Муавия ибн Абу Суфьян добился того, что халифом стал его сын Язид – событие, прямо противоречащее соглашению, которое Имам ал-Хасана с заключил с Муавией ранее. В отличие от Муавии, который был неправедным, но пытался сохранить видимость достоинства халифата, Язид был открытым грешником и позорил положение распитием вина и многими другими греховными действиями. Когда Язид стал халифом, он стремился добиться верности Имама ал-Хусайна, чтобы узаконить свою преемственность, но Имам отказался это сделать. Тем временем жители Куфы пригласили Имама ал-Хусайна возглавить их. Имам со своими близкими родственниками и сподвижниками направился из Мекки в Куфу и был перехвачен армией Омейядов, посланной Язидом, и окружён на равнинах Карбалы. Перекрыв на несколько дней подачу воды, омейядские войска вовлекли Имама и его сподвижников в битву. Превосходящей по численности армией из более двадцати тысяч человек, Имам, его семья и сподвижники были подвергнуты бесчеловечной резне и мученически убиты – что стало известным как Битва при Карбале. Среди погибших сыновей Имама ал-Хусайна был и шестимесячный младенец Али Асгар, сыновья Имама Али ибн Аби Талиба и дети Пир Имама ал-Хасана. Единственным выжившим мужчиной из членов семьи Имама был его сын Имам Али Зайн ал-Абидин, который был болен во время битвы и был спасён от казни благодаря вмешательству Хазрат Зайнаб, сестры Имама ал-Хусайна.

Теперь мы приведём отдельные цитаты и заявления, сделанные Имамом ал-Хусайном до и во время Битвы при Карбале.


Письмо Имама к жителям Басры


Имам Хусайн (ас)


Слова Имама ал-Хурру ибн Язиду и омейядскому войску


Обращение к людям


Слова, обращённые к его сестре Зайнаб бинт ‘Али ибн Аби Талиб:



Слова Имама, сказанные его сводному брату ал-Аббасу относительно врага


Аббас


Слова Имама, сказанные его сподвижникам накануне битвы при Карбале


Прибытие в Карбалу


Семья и сподвижники Имама подтверждают свою верность


Посвящение жизней


Имам возвращается в свою палатку и назначает своего сына Имама ‘Али Зайн ал-‘Абидина своим преемником


Последние слова


Последнее предупреждение Имама к войску Омейядов


Обращение к войску


Молитва Имама к Богу при приближении омейядской конницы


Ожидание призыва



Жертва Имамов

Битва при Карбале является главным примером того, как Имамы жертвовали своими жизнями, отстаивая истину, защищая справедливость и выполняя свой священный мандат хранителей этики ислама. Это показывает, как институт Имамата является не только духовным институтом, но имеет и миссию установления социальной справедливости и равенства в мире. Имам ал-Хусайн и его семья отдали свои жизни ради этой миссии. И каждый Имам Времени совершает эту жертву в различных формах.

Жертва Имамов приводится и предсказывается в кораническом повествовании о том, как Хазрат Ибрахим по велению Бога приносит в жертву своего сына Исмаила. Эта история является лишь аллегорией, а её реальный смысл относится к миссии святых Имамов, которые происходят все из потомства Мавлана Исмаила ибн Ибрахима. Далее Коране говорит об Исмаиле следующее:

Вопреки экзотерической интерпретации, которая гласит, что Исмаил был заменён бараном, истинный смысл этого стиха в том, что Бог выкупил физическую жертву духовной жертвой Имамов, которая возобновляется в каждом поколении Имамом Времени, происходящим от Мавлана Исмаила ибн Ибрахима. Есть и другие бесчисленные примеры того, как исмаилитские Имамы жертвовали своими жизнями ради сохранения ислама, защиты своей общины или отстаивания истины.

Одно из самых трагических событий в истории исмаилитов-низаритов произошло в 1256 году, когда монголы устроили резню тысяч низаритов во время своего вторжения в Персию. Пощады не было даже женщинам и детям, поскольку Чингисхан приказал, чтобы даже младенцы в колыбелях были убиты. Во время этой резни Имам Времени низаритов Мавлана Рукн ад-Дин Хайршах и большая часть его семьи были жестоко убиты монгольским войском. Следующий Имам, Мавлана Шамс ад-Дин Мухаммад, был тайно отправлен в Тебриз, и тем самым родословная исмаилитских низаритских Имамов была продолжена. Позже Мавлана Шамс ад-Дин назовёт монгольскую резню низаритов и завоевание Аламута «заключительным Карбала»:

Когда 11 июля 1957 года Мавлана Хазир Имам, Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV, вступил на престол имамата, он смело заявил, что он посвящает всю свою жизнь и существование служению своим последователям и исламскому миру:

В откровенном интервью, данном в 1969 году, Мавлана Шах Карим ал-Хусайни описывает борьбу, которую он испытывает в выполнении миссии имамата. И тем не менее, он утверждает, что «ответственность – бремя, которое мы любим»:

Хотя мученичество Имама ал-Хусайна произошло тринадцать сотен лет назад, дух и смысл его жертвы обновляется каждым Имамом в его потомстве – включая Имама Шах Карима ал-Хусайни, Нынешнего и Здравствующего Имама (ал-имам ал-хазир ал-мавджуд). Среди наиболее выдающихся проявлений жертвы нынешнего Имама является его неустанная работа через Организацию Ага-Хана по развитию (AKDN), которая стремится повысить качество жизни и достоинства для всех людей на планете. В этом смысле Имам Шах Карим ал-Хусайни продолжает ту же миссию, что и его предок Имам ал-Хусайн – миссию, которую будет выполнять каждым Имам из рода Хусайни до скончания времён:


Вечно Живой Имам

Вечно-Живой Имам

Хотя смерть Имама ал-Хусайна была крайне трагичной и полностью противоречила всем принципам добра и справедливости, истинный верующий должен помнить, что с духовной точки зрения Имам в действительности никогда не может быть убит. Коран применяет этот взгляд на историческое распятие Иисуса (ас), когда заявляет, что «они не убили его и не распяли, а это только показалось им» (Коран 4:157). Подобным образом, ‘исторический’ Имам живёт и умирает в царстве природы или мира (дунья), но ‘вечный’ Имам всегда присутствует в царстве Веры (дин). Вот почему, например, мусульмане-исмаилиты помня и почитая смерть Имама ал-Хусайна, не выполняют формальный траур. Коран подтверждает эту реальность, когда говорит:

Имамы вечно живы в трёх отношениях. В одном отношении имамат продолжается через назначенного преемника, который является следующим Имамом, поэтому Имам как таковой всегда присутствует на земле. В другом отношении чистая душа умершего Имама остается вечно живой в Раю и в Божественном присутствии. По этой причине Исмаилитский Ду’а включает в себя заступнические мольбы именами всех Имамов прошлого. В-третьих, Нур имамата – известный как Всеобщий Разум, Первое созданное существо, Слово (Logos) или Свет Мухаммада, Вечный Имам, который проявляется через душу и тело каждого наследного Имама – вечен, совершенен, неизменен и иным образом не подвержен влиянию событий физического царства или мира. Поэтому Имам остаётся вечно живым – исторически (как его преемник-Имам), духовно (как чистая душа) и онтологически (как Нур имамата).


Траур по Ма’рифату: Та’вил Карбалы

Сообщается, что Имам Султан Мухаммад Шах Ага Хан III (да будет мир над ним) поручил своим муридам, мусульманам исмаилитам-низаритам, не скорбеть о физической смерти Имама ал-Хусайна, плача или ударяя себя, но вместо этого признать живого Имама и «скорбеть по ма’рифату» – то есть, скорбеть по ма’рифату Имама Времени.

Как ранее было объяснено, ма’рифат (англ.: gnosis / рус.: познание) относится к врождённому духовному познанию таухида (единства Бога), который находится в глубине каждой человеческой души – со дня коранического Аласту, когда все человеческие души свидетельствовали о Боге (Коран 7:172). Ученик (мурид) мусульманин-шиит ищет этот ма’рифат (познание) таухида – познания Бога – через ма’рифат Имама:

Остаётся вопрос, каким образом человеческая душа достигает ма’рифата? Ответ на это дан Имамом Али ибн Аби Талибом в его проповеди:

Приведённые выше слова Имама рисуют прямую связь между человеческим интеллектом (‘акл) и ма’рифатом. Согласно учениям шиитских Имамов, интеллект – это нечто большее, чем способность к рациональному мышлению или дискурсивному рассуждению. ‘Акл – это, по сути, духовная способность непосредственного постижения, при которой интеллект сразу же схватывает объект познания и становится единым с ним в акте размышления. Это отличается от рациональной или дискурсивной способности, которая действует во времени и использует логику и рассуждения, чтобы шаг за шагом прийти к умозаключению. В то время как рациональная способность приходит к представлению (тасаввур) известного объекта, интеллект (‘акл) воспринимает вещи как они есть, как вневременное и непосредственное присутствие. Интеллект является высшим органом познания человека, способный достичь ма’рифата, в то время как разум может дать лишь концептуальное представление о таком знании.

Ма’рифат Имама может быть достигнут только посредством актуализации интеллекта (‘акл). Это потому, что интеллект (‘акл) каждого человека является лучом Нура имамата – Всеобщего Разума (ал-‘акл ал-кулл). Как Мавлана Хазир Имам публично сказал:

Имам Времени – это проявление (мазхар) Всеобщего Разума в физическом мире, а полностью актуализированный человеческий интеллект (‘акл) является проявлением Всеобщего Разума в сердце (центре разумной души). Таким образом, «внешний Имам» в мире параллелен человеческому интеллекту (‘акл), который можно назвать «внутренним Имамом» собственной души:

Здесь кроется эзотерический смысл события в Карбале и объяснение того, почему Имам Султан Мухаммад Шах дал указание своим джама’атам «скорбеть по ма’рифату». Все человеческие души обладают ма’рифатом в самой сущности своего бытия, но практически этот ма’рифат бездействует и не реализован. Настоящее положение Имама ал-Хусайна может быть познано только через ма’рифат интеллекта (‘акл) – внутреннего Имама. Те, кто убивал и выступал против Имама ал-Хусайна, делали это потому, что им не хватало этого ма’рифата, – из-за того, что их собственные интеллекты были бездействующими, а сердца их были больными. Поскольку у них не было связи со своим «внутренним Имамом», они не могли познать Имама ал-Хусайна, «внешнего Имама». Подобно тому, как Имаму Времени противостоит Противник в физическом мире, в личном мире души также существует внутренний Иблис, который противостоит человеческому интеллекту. Этот внутренний Иблис называется хава (каприз, прихоть), плотская душа или «душа, повелевающая зло» (нафс ал-аммара) (см. Коран 12:53). Реза Шах Каземи обобщая учение Имама Али Ибн Аби Талиба по этому вопросу, пишет о внутренней борьбе между ал-‘акл и ал-хава:

Битва при Карбале внешне представляет собой внутреннюю борьбу, которая происходит в каждый момент в душе человека между интеллектом и капризом. Имам ал-Хусайн и его сподвижники символизируют интеллект и связанные с ним достоинства, в то время как Язид и его приспешники символизируют каприз (хава) и его пороки. Анри Корбен красноречиво объясняет этот символизм следующим образом:

Таким образом, события ‘Ашуры и Карбалы происходят в душе каждого человека. Интеллект отвечает за такие качества, как сострадание, любовь, красота, доброта, щедрость и мудрость, в то время как хава является источником жадности, похоти, страха, желания и, более всего, гордости и эгоизма. Если интеллект человека подавлен плотской душой или хава, то у него не будет ма’рифата Имама. Если эго и страх преобладают над нашим любящим состраданием и мудростью, значит внутренний Имам был убит и Карбала повторилась. Это становится поводом для истинного траура – траура по этому ма’рифату, который был забыт из-за духовного упадка. Воистину, это та’вил Карбалы и та’вил траура по Имаму ал-Хусайну.


Исмаилитский Флаг: Воспоминание Карбалы

«Мой Флаг» (Исмаилитский флаг)

Мусульманская исмаилитская низаритская община во главе с Мавлана Шах Каримом ал-Хусайни – нынешним (хазир) и сорок девятым наследным Имамом в прямом происхождении от Имама ал-Хусайна, непрерывно является свидетелем событий ‘Ашуры и Карбалы. Об этом свидетельствует официальный Исмаилитский Флаг, – поднятый на различных зданиях и сооружениях, где бывает Нынешний Имам. Сюда же относится и частный самолёт Имама, который можно сравнить с Дулдулом, знаменитым конём Имама ‘Али Ибн Аби Талиба в современную эпоху. Как и сподвижники Имама ал-Хусайна в прошлом, мусульмане исмаилиты сегодня поддерживают дух Карбалы, посвящая и жертвуя свои жизни в служении Имаму Времени, общине и человечеству в целом.

Самолёт Имама

В связи с этим мы завершаем этот пост величественными словами Имама Султана Мухаммад Шаха, в которых он объясняет значение красного и зелёного цветов Исмаилитского флага в своём письме Доктору Пир Мухаммаду Худбою. Как объясняет Имам ниже, зелёный цвет символизирует Пророка Мухаммада, Пир Имама ал-Хасана и пост Пира (верховного худжжата Имама), в то время как красный цвет обозначает Имама ‘Али, Имама ал-Хусайна и пост Имама. Интересно, что цвета красного и зелёного также выделялись, когда Имам Султан Мухаммад Шах принял имамат в Бомбее в 1885 году, – там Имам, одетый в красный наряд, сидел на зелёной подушке.

Имам Султан Мухаммад Шах Ага Хан III

www.ismailignosis.com