Исмаилиты сквозь историю: От преследуемого меньшинства до плюралистической общины


В 1975 году покойный Принц Садруддин Ага Хан (дядя Имама Шаха Карима ал-Хусайни Ага Хана IV) побудил мусульман-исмаилитов Канады быть «Послами» мусульманской исмаилитской общины (ознакомьтесь с краткой информацией о том, кто такие мусульмане шииты исмаилиты). Быть послом, по словам Принца, означает объяснять исмаилитские традиции, историю и религию каждому человеку, с которым вы взаимодействуете.

Чтобы быть настоящим и активным «послом» мусульманской исмаилитской общины, нужно хорошо знать 1400-летнюю историю исмаилитского имамата и исмаилитской общины. Имам Времени, Мавлана Шах Карим ал-Хусайни, недавно поделился тем, как важно для него, чтобы община знала о своей истории, обладала «чувством гордости» и «пониманием нашего прошлого»:

История исмаилитских Имамов и общины длительностью в 1400 лет не всегда была спокойной. Исмаилитские Имамы сегодня очень уважаемы на мировой арене и живут в безопасности. Большинство мусульман-исмаилитов также могут безопасно и свободно исповедовать свою веру. Благодаря руководству и благословениям Имама, исмаилиты сегодня стали культурно разнообразной, интеллектуально активной, практически прогрессивной и этически плюралистической общиной. Однако до недавнего времени исмаилитскому имамату и общине приходилось регулярно терпеть притеснения, жестокие преследования, массовые расправы и геноцид со стороны репрессивных мусульманских династий и правителей.

Эта статья рассказывает вдохновляющую историю некоторых из самых трагических моментов в 1400-летней исмаилитской истории с акцентом на серьёзные преследования, пережитые Имамами и исмаилитской общиной от смерти Пророка (С) до прекращения большей части преследований во времена Имама Султана Мухаммад Шаха (алайхи салам). Самое поразительное в этих историях – как недавние исмаилитские Имамы из-за своей милости и любви к единству и благополучию ислама самоотверженно служили нуждам и интересам всех мусульман, несмотря на известные из истории жестокие преследования исмаилитских Имамов со стороны Омейядов, Аббасидов, Сельджуков, Айюбидов, Монголов, Тимуридов, Сефевидов и Османской династий. Воистину чудесно уже то, что исмаилитские Имамы и община вообще пережили эти гонения, массовые убийства и геноциды. Несомненно, само существование и стойкость имамата в таких опасных условиях на протяжении нескольких столетий является доказательством законности имамата и его божественного вдохновения. Исследователь исмаилизма Владимир Иванов однажды написал:

Эта статья, несмотря на значительный объём, призвана дать читателю глубокое и живое представление об истории мусульман-исмаилитов. Она расскажет о борьбе и трудностях, с которыми приходилось постоянно сталкиваться исмаилитским Имамам, об опасностях и угрозах, которым подвергались следующие за ними мусульмане-исмаилиты, о преследованиях и актах геноцида, угрожавших уничтожить исмаилитов; о чудесном выживании исмаилитского имамата и становлении общины в недавнее время; и, наконец, о том, как современные исмаилитские Имамы, практически простив прошлые злодеяния, неустанно трудятся сегодня на благо всех мусульман и всего человечества.

А значит, эта статья посвящена памяти всех исмаилитских Имамов и муридов, прошлых и настоящих, которые рисковали или потеряли жизнь, терпя преследования, притеснения, нападения и другие трудности во имя своей веры. Мусульманин-исмаилит или исмаилитка, живущие в 21-м веке, должны проникнуть в глубины своей религиозной идентичности, помня и понимая это прошлое. Изучение истории, свидетельств и описанного в них опыта общины, позволит читателю «почувствовать» это прошлое, выйдя за пределы настоящего мимолётного момента, и вернуть ушедших к жизни в своём воспоминании о них. И что наиболее важно – ознакомление с исмаилитской историей, описанной в этой статье, может помочь более глубокому пониманию Имама Времени, чья духовная сущность охватывает историю и память всех Имамов-предшественников и их муридов.

Нынешний Имам воплощает историю и память предыдущих Имамов и муридов их времени

ССЫЛКИ НА ПЕРИОДЫ ИСМАИЛИТСКОЙ ИСТОРИИ



Седьмой век: Омейядское притеснение Ахл ал-Байта

Семья Имама ал-Хусайна и его сподвижники окружены войсками Омейядов, численностью более 40 000 воинов.

Сразу после смерти Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) Имам Али ибн Аби Талиб (мир ему) (632 – 661) и его семья были лишены своего права законного наследования. Пост руководителя общины, который Пророк завещал Али (мир ему) по божественному праву, вместо него заняли Абу Бакр, Умар и Усман, в то время как ши‘ат ‘Али продолжали признавать его своим духовным Покровителем (вали). Между тем Абу Бакр лишил Хазрат Фатиму имущества Фадака, которое она унаследовала от Пророка Мухаммада (С).

Многочисленные суннитские и шиитские источники сходятся во мнении, что Абу Бакр и Умар отправились в дом Имама Али, и Умар пригрозил поджечь дом, если семья не присягнёт на верность Абу Бакру. В некоторых свидетельствах даже говорится, что Умар сломал дверь дома, в результате чего Хазрат Фатима потеряла ребёнка и умерла.

Когда Имам Али был наконец провозглашён четвёртым халифом, против него сразу же выступила Аиша, вдова Пророка, и её двоюродный брат Муавия. Это привело к Первой гражданской войне и хорошо известным Битве Верблюда и Битве при Сиффине. Затем Имам Али был убит хариджитом, сразившим его отравленным клинком.

670-680 – УБИЙСТВО ИМАМА АЛ-ХАСАНА И ИМАМА АЛ-ХУСАЙНА

После этого халифом в скором времени стал Имам ал-Хасан (661 – 670). Однако его командиры и армия предали его, и ал-Хасан (мир ему) был вынужден отречься от халифата в пользу Муавии. В последующие годы семья Пророка, включая Имама ал-Хасана и Имама ал-Хусайна (мир им) (661 – 680), подверглась жестоким притеснениям под властью Муавии.

Имам ал-Хасан умер в 670 году от отравления, предположительно спланированного Муавией. После смерти Муавии его сын и преемник Язид послал войска, чтобы перехватить Имама ал-Хусайна, который был убит большой армией Омейядов в 680 году в Битве при Карбале вместе со своими родственниками, включая несколько взрослых и малолетних сыновей. Следующий Имам, Имам Зайн ал-Абидин (мир ему), был почти убит в Карбале, но его спасла сестра Имама ал-Хусайна, Хазрат Зайнаб бинт Али, прежде чем Шимр смог его убить.


Восьмой век: Аббасидское преследование шиитских Имамов

Имам Мухаммад ал-Бакир [А.С.], обучающий в Медине. Картина Хасана Али, примерно 1525 год

Имаму Зайн ал-Абидину наследовал Имам Мухаммад ал-Бакир (713 – 743), а затем Имам Джафар ас-Садик (743 – 765) (да будет мир над ними). Омейядские и аббасидские халифы преследовали и подавляли любые попытки оспорить их притязания на роль политических и религиозных лидеров ислама. Таким образом, шиитские Имамы Мухаммад ал-Бакир и Джафар ас-Садик жили и обучали в постоянной опасности, когда аббасидские халифы убили многих потомков Имама Али.

765-799 – СЫНОВЬЯ ИМАМА ДЖАФАРА АС-САДИКА

Аббасидский халиф ал-Мансур намеревался убить назначенного преемника Имама Джафара – Имама Исмаила ибн Джафара (мир им) и положить конец имамату. Сам Имам Джафар ас-Садик, как утверждается, умер от отравления по приказу аббасидского халифа. Он отослал своего сына и назначенного преемника, Имама Исмаила (ум. после 765 года), из Медины.

Другим сыновьям Имама Джафара ас-Садика приходилось не лучше. Его сын Муса ал-Казим (ум. 799) был дважды арестован Аббасидами, заключён в тюрьму и убит. Затем сын Мусы ал-Казима Али ал-Рида ибн Муса был, по сохранившимся свидетельствам, отравлен Аббасидами.

Но Имам Исмаил ибн Джафар ас-Садик и его сын Имам Мухаммад ибн Исмаил (мир им) избежали преследований Аббасидов, скрывшись от общественности.


Девятый век: Аббасидское преследование скрытых исмаилитских Имамов

Джабаль Машад в Сирийском городе Масьяфе. Считается, что там находятся захоронения Имама Мухаммада ибн Исмаила (мир ему) и трёх последовавших за ним исмаилитских Имамов: Имама Абдуллы ибн Мухаммада ар-Ради [Имам Вафи Ахмад], Имама Ахмада ибн Абдулла ал-Вафи [Имам Таки Мухаммад] и Имама ал-Хусайна ибн Ахмада ат-Таки [Имам Ради ад-Дин Абдуллах].

Имам Мухаммад ибн Исмаил (ум. после 795) был вынужден покинуть Аравию и направиться в Персию, чтобы избежать гибели от рук Аббасидов.

795-899 – ПЕРИОД СКРЫТЫХ ИМАМОВ

Имаму Мухаммад ибн Исмаилу наследовали три Имама, которые жили в сокрытии (сатр) от общества:

●     Имам Абдуллах б. Мухаммад, также известный как ал-Вафи и ар-Ради

●     Имам Ахмад б. Абдуллах, также известный как Мухаммад ат-Таки

●     Имам ал-Хусайн б. Ахмад (ум. 881 г.), также известный как ар-Ради Абдуллах

Имам Абд Аллах б. Мухаммад б. Исмаил (мир ему) изначально искал убежища в Персии, чтобы избежать преследования со стороны Аббасидов:

Эти Имамы поселились в Саламии и представлялись хашимитскими торговцами. Они руководили активным подпольным движением Исмаилитского Да‘ва, которое начало достигать успеха во второй половине девятого века. Суннитский историк Ибн Халдун описывает их деятельность в своей работе «Мукаддима»:


Десятый век: Борьба Фатимидов и персидских исмаилитских философов

Имаму ал-Хусайну ар-Ради Абдуллаху наследовал Имам Абдуллах Мухаммад ал-Махди (881 – 934) (мир им), также известный под именами Са‘ид и Али, который открыто объявил о своём имамате. Имам ал-Махди, ставший впоследствии первым фатимидским Имамом-халифом, в течение первой половины своей жизни подвергался постоянным преследованиям и слежке со стороны Аббасидов. Некоторые исмаилитские да‘и были схвачены и подвергнуты пыткам для установления личности и местонахождения Имама.

АНТИФАТИМИДСКОЕ ВОССТАНИЕ ПРОТИВ ИМАМА АЛ-КА‘ИМА

Имаму ал-Махди наследовал его сын и прямой наследник Имам ал-Ка‘им би-амр Аллах (мир ему). Правлению Имама ал-Ка‘има угрожало восстание Абу Язида Хариджи в 944-945 годах. В какой-то момент Имам и армия Фатимидов были осаждены в укреплённом городе Махдийя.

Имам ал-Ка‘им умер в 946 году, в то время как войско Фатимидов под предводительством его сына и преемника Имама ал-Мансура би‘ллах (мир ему) (946-953) сражались с восстанием Хариджи. Будучи главой армии Фатимидов на фоне военной победы над повстанцами, Имам ал-Мансур раскрыл смерть своего отца и объявил себя новым Имамом Времени.

943-971 – КАЗНИ ПЕРСИДСКИХ ИСМАИЛИТСКИХ ФИЛОСОФОВ

В этот же период великие персидские исмаилитские философы: Ахмад ан-Насафи, Абу Хатим ар-Рази и Абу Якуб ас-Сиджистани сформулировали интеллектуальные и философские измерения исмаилитского мировоззрения и учения. Все они подверглись жестоким преследованиям и были казнены за свои убеждения.


Одиннадцатый век: Массовые убийства исмаилитов в Мултане, Северной Африке и Персии

В 1010-1111 годах исмаилиты Мултана и прилегающих районов подверглись беспощадной резне со стороны Газневидов. Это произошло потому, что они признали имамат Имама ал-Му‘изза ли-Дин Аллаха (мир ему) (952-975), преемника Имама ал-Мансура.

1016 – ИСТРЕБЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН-ИСМАИЛИТОВ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ

В 1016 году мусульмане-исмаилиты Северной Африки (Ифрикии) подверглись преследованиям со стороны местных групп и в конце концов были полностью истреблены.

1044 – ИСТРЕБЛЕНИЕ ИСМАИЛИТОВ В ТРАНСОКСАНИИ

Имаму ал-Му‘иззу наследовали следующие фатимидские Имамы-халифы: Имам ал-Азиз би‘ллах (975-996), Имам ал-Хаким би-амр Аллах (996-1021), Имам аз-Захир ли-и‘заз Дин Аллах (1021-1036) и Имам ал-Мустансир би‘ллах (1036-1094) (да будет мир над ними).

В 1044-1045 годах караханидский правитель в Трансоксании приказал устроить массовую резню множества исмаилитов в Бухаре и близлежащих областях за то, что они передали свою духовную верность фатимидскому Имаму-халифу ал-Мустансиру (мир ему).

В тот же период Насир-и Хусрав, последний исмаилитский философ фатимидской эпохи, стал жертвой преследований суннитских ‘улама’ Хорасана. Его дом подвергся нападению толпы, и на его жизнь было совершено покушение. Насир был вынужден бежать и найти убежище в Бадахшане, где он в изгнании писал и обучал до своей смерти.


Двенадцатый век: Убийство Имама Низара и сельджукская резня исмаилитов низаритов

К концу одинадцатого века контроль над халифатом Фатимидов перешёл в руки военного генерала Бадра ал-Джамали. Он прибыл в Каир в 1074 году и восстановил порядок в городе, страдавшем от голода, грабежа и мятежей. В итоге Бадр вскоре стал фактическим правителем в качестве главнокомандующего армией и визиря Фатимидов. Затем он обеспечил передачу своего положения сыну ал-Афдалу. Имам ал-Мустансир би‘ллах, который ранее назначил своего старшего сына Абу Мансура Низара (мир ему) (1094-1095) следующим Имамом, скончался в 1095 году.

После его смерти Имаму Низару противостоял могущественный визирь Фатимидов ал-Афдал, который в ходе переворота поместил на престол Фатимидов другого сына, ал-Муста‘ли. Имам Низар и его последователи, исмаилиты-низариты, отказались признавать Муста‘ли Имамом-халифом и поддерживали первоначальное назначение Имама ал-Мустансира би‘ллах.

1095 – ИМАМ НИЗАР БЫЛ УБИТ АЛ-АФДАЛОМ

В этом конфликте Имам Низар сразу же получил военную поддержку из Александрии, но в итоге был разгромлен превосходящей армией Фатимидов в 1095 году. Ал-Афдал пленил Имама Низара и приказал его казнить. Однако сыновья и внуки Низара выжили и бежали из Египта.

После смерти Имама Низара Хасан-и Саббах возглавил низаритов в Персии в очень неспокойный период, когда Сельджуки десятилетиями преследовали низаритов. Хасан посетил Египет, где, видя упадок Фатимидского халифата, он понял, что выживание имамата требует незамедлительных действий. В 1090 году Хасан захватил знаменитую крепость Аламут, а в течение следующих нескольких лет низариты захватили еще несколько крепостей в Рудбаре, Кумесе, Хорасане и Кухистане. Хасан возглавил борьбу и защиту низаритов с Сельджуками – в одном из столкновений низариты победили армию Сельджуков в 10 000 человек. Имамы, последовавшие за Имамом Низаром: Имам ал-Хади, Имам ал-Мухтади и Имам ал-Кахир (да будет мир над ними), жили в сокрытии после оставления Египта и добирались до территорий исмаилитов-низаритов в Персии, существующих там благодаря усилиям Хасана-и Саббаха.

1101-1106 – УБИЙСТВА ИСМАИЛИТОВ-НИЗАРИТОВ ПЕРСИИ СЕЛЬДЖУКАМИ

Сельджукские правители Персии воспринимали исмаилитов-низаритов в своих владениях как угрозу их власти. В начале двенадцатого века сельджукские султаны и эмиры Персии приказали убить всех исмаилитов-низаритов в Багдаде, Исфахане и Кухистане, и вместе с ними – всех сочувствующих им сельджуков:

Исмаилиты-низариты в сельджукских областях Персии постоянно подвергались нападениям местных суннитских групп, часто им вменяли ответственность за убийства суннитских лидеров. Сельджукские правители и амиры регулярно приказывали полностью уничтожить исмаилитов Кухистана и других областей. Несколько исмаилитов в Исфахане даже сожгли заживо на костре. Тем не менее, исмаилиты Персии продолжали своё существование и переносили испытания.

1107 – НАПАДЕНИЕ СЕЛЬДЖУКОВ НА ИСМАИЛИТОВ-НИЗАРИТОВ ШАХДИЗА

Большинство суннитов жили в хороших отношениях с соседями-исмаилитами, но стихийные группы и правители часто пытались истребить исмаилитов. Исмаилиты Шахдиза хотели заключить мир с султаном Сельджуков в начале 1100-х годов, доказывая, что помимо разногласий в вере в имамат, исмаилиты и сунниты имеют много общего. Исмаилиты были готовы признать политическое владычество султана и выплачивать ему дань. Но Абул-Хасан Али б. Абд ал-Рахман ал-Саманджани, ведущий шафиитский ученый, отверг исмаилитов и сорвал мирные переговоры. Как итог, исмаилиты Шахдиза были атакованы и убиты; с исмаилитского лидера Ахмада ибн Атташа живьем сняли кожу, его жена вынуждена была совершить самоубийство, сбросившись со стен крепости, а сын был обезглавлен.

Местные амиры Сельджуков продолжали регулярно устраивать расправы в деревнях низаритов и атаковать их крепости. Несколько нападений произошло между 1124 и 1126 годами.

1129 – РЕЗНЯ СИРИЙСКИХ ИСМАИЛИТОВ-НИЗАРИТОВ СЕЛЬДЖУКАМИ

Султан Сельджуков Алп-Арслан приказал алеппскому раису арестовать и казнить руководство исмаилитов-низаритов Алеппо. Это привело к резне и заключению по меньшей мере двухсот исмаилитов-низаритов:

Позже префект и правители Дамаска подстроили убийство лидеров исмаилитов-низаритов Дамаска отправив городскую толпу вместе с ополчением на уничтожение семей низаритов города; около 6000 исмаилитов-низаритов были убиты, их собственность разграблена, а некоторые из лидеров низаритов распяты на стенах города:

В 1140-х годах Шах Гази убил и обезглавил множество низаритов в Рудбаре; он даже строил башни из их отрубленных голов. Одновременно с этим большое количество низаритов было атаковано и убито Аббасом в Рее и Аламуте.

1171 – САЛАХ АД-ДИН (САЛАДИН) УНИЧТОЖАЕТ ПОТОМКОВ ФАТИМИДСКИХ ХАЛИФОВ

В тот же период, в двенадцатом веке, Салах ад-Дин положил конец ныне исчезнувшему халифату Фатимидов. Чтобы обеспечить исчезновение фатимидской линии в Египте он арестовал и пленил всех членов семьи Фатимидов и потомков Имама ал-Мустансира би‘ллах (мир ему).


Двенадцатый-тринадцатый века: Убийства низаритских Имамов и массовые убийства исмаилитов-низаритов Сельджуками

К 1162 году низаритские Имамы переехали в Аламут, и двадцать третий Имам Хасан ‘ала-зикрихи ас-салам (1162-1166) открыто взял на себя руководство исмаилитами-низаритами. Однако в 1166 году этот Имам был жестоко убит своим шурином.

Следующий Имам, Мавлана Нур ад-Дин Мухаммад (А‘ла Мухаммад) (мир ему), умер в 1210 году, предположительно от отравления.

В 1221 году Имам Джалал ад-Дин Хасан (мир ему) скончался от дизентерии, вероятно вызванной отравлением:

Имам ‘Ала ад-Дин Мухаммад (мир ему) был убит в своём шатре близ Аламута в 1255 году:

В течение тринадцатого века многие правители устраивали массовые убийства исмаилитов-низаритов по тем или иным поводам.


Тринадцатый-четырнадцатый века: Геноцид исмаилитов-низаритов со стороны Монголов

Осада низаритской крепости Аламут Хулагу-ханом

К середине тринадцатого века Монголы готовились уничтожить Низаритское государство и полностью истребить всех исмаилитов. Чингисхан отдал приказ об уничтожении исмаилитов-низаритов, включая женщин и детей. Ранее исмаилитские-низаритские Имамы заключили союз с суннитским аббасидским халифатом и послали к Монголам посланников с предложением мира. Исмаилиты и сунниты даже отправили совместное посольство в христианскую Европу с предложением мусульманско-христианского союза, но оно было отклонено.

1256 – ПЕРВЫЕ МОНГОЛЬСКИЕ РАСПРАВЫ

В своём первом вторжении Хулагу-хан, назначенный Чингисханом для уничтожения исмаилитов-низаритов, атаковал города Тун и Тус и убил в них всех исмаилитов:

ОСАДА МАЙМУНДИЗА МОНГОЛАМИ И СДАЧА ИМАМА


К 26-му октября того же года монгольские армии осадили несколько крепостей исмаилитов-низаритов, включая Маймундиз, где пребывал тогдашний Имам, Мавлана Рукн ад-Дин Хуршах. Монголы принуждали Имама к личной сдаче; чтобы выиграть время Имам послал своего брата и 300 знатных низаритов-исмаилитов на переговоры с монголами. Хулагу-хан тайно убил всех посланцев.

Имам Рукн ал-Дин Хуршах в конце концов сдался со всей своей семьей и близкими, и члены его семьи были взяты в плен Монголами. Однако, когда Монголы вошли в замок Маймундиз, преданные фида’и оказывали сопротивление до последнего.

1257 – МОНГОЛЬСКАЯ РАСПРАВА НАД ИМАМОМ РУКН АД-ДИНОМ ХУРШАХОМ И ИСМАИЛИТАМИ-НИЗАРИТАМИ

В 1257 году Имам Рукн ад-Хуршах и его сподвижники были отправлены в Монголию под стражей. По дороге Имам и его сподвижники подвергались издевательствам и унижениям. Великий хан отказался от встречи с Имамом, и на обратном пути монгольские стражники казнили Имама и всех его сподвижников.

После того, как Имам Рукн ад-Дин Хуршах отправился в Монголию, Монголы вырезали тысячи и тысячи исмаилитов-низаритов в Персии: семья Имама и его приближённые (включая младенцев) были казнены без разбирательств; предводитель Монголов распорядился созвать низаритов Кухистана под предлогом собрания, и уничтожил их полностью. Всё это произошло в рамках общего указа Чингисхана по уничтожению всех исмаилитов. Согласно некоторым оценкам, количество убитых в этих расправах исмаилитов-низаритов достигает 100 000 человек.

1257 – СОХРАНЕНИЕ НИЗАРИТСКОГО ИСМАИЛИТСКОГО ИМАМАТА

Несмотря на грандиозный геноцид со стороны Монголов, исмаилиты-низариты выстояли, и, самое главное, преемственность в линии низаритских Имамов была сохранена через Имама Шамс ад-Дина Мухаммада (мир ему) (1257-1310), младшего сына покойного Имама Рукн ад-Дина Хуршаха. Этот Имам жил в сокрытии (сатр), по сообщениям источников, в Тебризе, где был замаскирован под вышивальщика.

Так или иначе, спонсируемый Монголами суннитский историк Ата Малик Джувейни объявил о полном уничтожении низаритских Имамов и исмаилитов, говоря, что «от него и его потомков не осталось и следа, и стали он и род его лишь словами в устах людей и преданием этого мира». Так исмаилиты были вычеркнуты из мира, но на самом деле выжили и вновь явились в последующие века.


Четырнадцатый век: Выживание под Монголами через такийю

В чрезвычайно опасных обстоятельствах, когда правители Монголов продолжали охоту на исмаилитов-низаритов, Имамы и вся община практиковали такийю и жили под видом суннитов, шиитов-двунадесятников, суфиев или индуистов – в зависимости от места и времени. В период после монгольского нашествия Имамы, как правило, принимали строгое сокрытие, и их местонахождение было известно лишь немногим доверенным последователям.

1257-1310 – ПУТЕШЕСТВИЯ ИМАМА ШАМС АД-ДИНА МУХАММАДА

Согласно ряду исторических источников, Имам Шамс ад-Дин Мухаммад (мир ему) путешествовал по Исламскому миру. Он рисковал жизнью, чтобы посетить все выжившие общины исмаилитов-низаритов, поднять их дух, доказать им сохранение имамата и возобновить их верность. В неопубликованной рукописи содержатся следующие слова, принадлежащие, вероятно, Имаму Шамсу ад-Дину Мухаммаду:

1368 – УБИЙСТВО ИМАМА КАСИМШАХА

Имамом, наследовавшим Шамс ад-Дину Мухаммаду, стал Имам Касимшах (мир ему) (1310-1368). Согласно немногим доступным источникам, описывающим этот туманный период, жизнь Имама Касимшаха была в постоянной опасности, и в итоге его убил член его семьи – Мухаммад Шах, который также претендовал на имамат. Это привело к расколу между исмаилитами-низаритами касимшахи и исмаилитами-низаритами мухаммадшахи.

Имаму Касимшаху наследовал его сын, Имам Исламшах (мир ему) (1368-1426), и хотя о его имамате известно очень мало, существует работа под названием «Семь изречений», приписываемая ему, и его цитаты встречаются в других низаритских текстах. Некоторые источники утверждают, что Имам Исламшах покинул Азербайджан и переселился в Иран.


Четырнадцатый-пятнадцатый века: Тимуридские расправы под покровом суфизма

В эти века низариты пережили огромные трудности и вынесли множество нападений. В 1393 году Тимур (Тамерлан) возглавил экспедицию для уничтожения исмаилитов-низаритов Анджудана.

1378-1416 – РЕЗНЯ ИСМАИЛИТОВ-НИЗАРИТОВ КАЗВИНА

В Казвине известная семья Хушайджи столкнулась с давлением со стороны Али Кия из-за их принадлежности к исмаилитскому низаритскому имамату и вынуждена была защищаться. В ходе битв низаритский Имам, известный как Худаванд Мухаммад (вероятно это был Имам Исламшах), собрал низаритов этой области и открыл второй фронт против Али Кия. Имаму низаритов и его войскам даже удавалось снова занять Аламут, но это уже никогда не длилось долго. Однако Али Кия объединился с Тимуром (Тамерланом), и его превосходящие войска разгромили силы низаритов. Из-за массовых убийств со стороны войск Тамерлана потери низаритов были огромными. В 1416 году произошла настолько массовая казнь низаритских исмаилитских лидеров, что «вода реки Белой Реки [Сефид-Руд] стала красной от крови убитых».

1415 – РЕЗНЯ ИСМАИЛИТОВ-НИЗАРИТОВ КУХИСТАНА

В 1415 году Джалал Каини был послан Султаном Шахрухом с приказом «уничтожить, подавить… убить, запретить и устранить сообщество [исмаилитов] Кухистана».

1426-1497 – ИСМАИЛИТЫ-НИЗАРИТЫ ЖИВУТ В ТАКИЙЕ КАК СУФИИ

Имам Исламшах (мир ему) перенёс резиденцию исмаилитских Имамов в центральную Персию (около Кума и Мехеллата), и имел долгий имамат почти 55 лет. Его преемником стал Имам Мухаммад ибн Исламшах (мир ему) (1426-1464).

Имаму Мухаммаду ибн Исламшаху наследовал Имам Мустансир би‘ллах II (1464-1476) – известный как Али Шах и Шах Каландар. Этот Имам начал период, названный позже «Анджуданским Возраждением», когда низаритские Имамы выдавали себя за суфийских пиров, направляя всё более активный низаритский да‘ват из Анджудана.

Имам Мустансир би‘ллах (мир ему) был преемником Имама Абд ас-Салама (мир ему) (1476-1494 гг.), сочинившего знаменитую оду (касыду), в которой открыто заявляет о духовной реальности имамата. Первая строка знаменитой касыды Абд ас-Салама (мир ему) звучит так:

Преемником Имама Абд ас-Салама стал Имам Шах Гариб Мирза (мир ему) (1494-1497 гг.), также известный как Мустансир би‘ллах III и Аббас Шах. Он был автором работы Пандийят-и Джаванмарди. Пандийят сообщает, что Имамы того времени всё ещё жили в опасности, и исмаилитским-низаритским муридам было запрещено открыто упоминать их имена:


Шестнадцатый-семнадцатый века: Сефевидские гонения на персидских исмаилитов-низаритов

Имам Абу Зарр ‘Али (мир ему) (1497-1573 гг.) стал тридцать пятым Имамом накануне Сефевидской революции 1501 года. Первое время после этих событий необходимость такийи, казалось бы, уменьшилась, и сообщается, что Имам Абу Зарр ‘Али женился на сестре или дочери Тахмаспа I, наследника и сына Шаха Исмаила Сефеви.

1573-1574 – ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИМАМА АБУ ЗАРРА ‘АЛИ СО СТОРОНЫ СЕФЕВИДОВ

Вскоре Сефевиды сделали двунадесятнический шиизм (исна’ашаризм) государственной религией и пригласили ряд ‘улама’ двунадесятников из арабских центров. В результате многие сунниты и суфийские ордены были притеснены, а исмаилиты-низариты подверглись новым преследованиям со стороны Сефевидов:

1573-1722 – ИСМАИЛИТЫ-НИЗАРИТЫ В ТАКИЙЕ ПОД ВИДОМ ДВУНАДЕСЯТНИКОВ

Имаму Мураду Мирзе (мир ему) наследовал Имам Зу’л-Факар ‘Али (мир ему) (1573-1634) – также известный как Халил Аллах I. На тот момент Сефевиды снизили интенсивность преследования, и Имам Зу’л-Фикар ‘Али взял в жёны принцессу из Сефевидов. В тот период исмаилиты-низариты и Имам находились в такийе и выдавали себя за шиитов-двунадесятников.

Имаму Зу’л-Фикару ‘Али наследовал его сын Имам Нур ад-Дин ‘Али (мир ему) (1634-1671). Его, в свою очередь, сменил его сын Имам Шах Халил Аллах (мир ему) (1671-1680). В то время исмаилитский низаритский да‘ват достиг больших успехов в Южной Азии, Персии и Центральной Азии.

Имаму Шаху Халил Аллах наследовал его сын, Имамом Шах Низар (мир ему) (1680-1722), и этот Имам перенёс штаб-квартиру имамата из Анджудана в деревню Кахак.


В знаменитой касыде, которую и сегодня читают исмаилиты-низариты, Имам Шах Низар (мир ему) говорит о себе:

Портрет Имама Шах Низара из его мавзолея.


Восемнадцатый век: Выход низаритских исмаилитских Имамов из безвестности

Когда династия Сефевидов закончилась, Имаму Шах Низару наследовал его сын, Имам Сайид ‘Али (мир ему) (1722-1754). Имаму Сайиду ‘Али, в свою очередь, наследовал его сын Имам Хасан ‘Али (мир ему) (1754-1759).

Имам Хасан ‘Али Шах (мир ему) совершил переезд в Керман. Это было сделано для того, чтобы исмаилитские паломники общины Ходжа, путешествующие из Индии, были в безопасности и могли иметь более лёгкий доступ к Имаму. Многие исмаилиты Ходжа погибали в пути из Индии в Персию из-за нападений разбойников.

Имам Хасан ‘Али Шах стал выдающейся политической фигурой в Кермане. Однако Имам был убит, когда Карим-хан Зенд подчинил себе Персию.

Имама Хасана ‘Али Шаха сменил Имам Касим ‘Али (мир ему), которому, в свою очередь, наследовал Имам Абу-л-Хасан ‘Али’(мир ему) (ум. 1792), также известный как Сайид Абу‘л-Хасан Кахаки. Имам Абу‘л-Хасан ‘Али был назначен правителем Кермана в период правления Зендов (1750-1794). Ему наследовал сын, Имам Шах Халил Аллах (мир ему) (1792-1817).


Девятнадцатый век: Восхождение Ага Ханов

Имам Шах Халил Аллах переехал из Кермана в Язд, чтобы также быть ближе к исмаилитским паломникам Ходжа, совершавшим опасные путешествия для встречи с низаритскими исмаилитскими Имамами. Местные ‘улама’ шиитов-двунадесятников чрезвычайно завидовали Имаму из-за его популярности и почитания со стороны низаритских исмаилитских муридов. В 1817 году толпа, возглавляемая муллой шиитов-двунадесятников, ворвалась в дом Имама, убив Имама вместе с несколькими исмаилитами-низаритами.

Имаму Халил Аллах наследовал его тринадцатилетний сын, Имам Хасан Али Шах (мир ему). После смерти Имама его семья осталась без средств к существованию и на грани нищеты. Вдова покойного Имама, Биби Пир Саркар Мата Саламат, обратилась к Каджарам, требуя справедливости для нового Имама и его семьи. Просьбы были услышаны: в 1835 году Фатх Али Шах Каджар совершил суд над убийцами, даровал титул «Ага Хан» Имаму Хасану Али Шаху, выдал одну из своих дочерей за Имама, и также даровал Имаму землю и назначил его правителем Кума.

1835-1844 – ВОССТАНИЕ ИМАМА ХАСАНА АЛИ-ШАХА АГА ХАНА I

После смерти Фатх Али Шаха и восшествия на престол Мухаммад Шаха Каджара, Имам Хасан Али Шах Ага Хан I был назначен губернатором Кермана. Он вернулся в Керман и восстановил закон и порядок в провинции, используя свою личную армию, отражая нападения повстанцев и разбойников из Белуджистана и Афганистана от имени Каджаров. Он ожидал компенсацию за свою службу от нового шаха, Мухаммад Шаха Каджара, но не получил её. Это ненадлежащее отношение к Имаму было вызвано политикой двора Каджаров, инициированной Хаджи Мирзой Акаси. Этот министр Каджаров держал обиду на Имама, так как Имам Хасан Али Шах отказался выдать свою дочь (царской крови) за простолюдина, сына друга Акаси. Сама эта просьба была для Имама серьёзным оскорблением. Козни Мирзы Акаси привели к тому, что Имам был смещён с поста губернатора Кермана в 1837 году и не получил жалования за своё служение двору. После неудачного восстания против превосходящих сил Каджаров, за которое Имам Хасан Али Шах был заключен под стражу в Кермане и Тегеране, Имаму было даровано помилование и разрешение уйти на покой в Мехеллат.

После повторного противодействия Каджарам и участия в нескольких небольших битвах, Имам Хасан Али Шах, его брат и их сторонники оказались в меньшинстве и бежали в афганский Кандагар. Здесь Имам заключил союз с британцами, с которыми, вероятно, на тот момент у него уже были связи. В 1842 году, когда британцы решили отступить из Афганистана, весь их британско-индийский гарнизон был уничтожен войсками Мухаммада Акбар Хана. После этого силы Имама помогали в эвакуации британских войск из Кандагара. Имам Хасан Али Шах вместе со сторонниками отправился в Синд, где они помогли защитить британцев от ночных нападений. Имам также дипломатически вмешался в отношения с белуджистанскими лидерами для предотвращения дальнейших столкновений с британцами. Имам и его семья также пережили набег белуджей, в ходе которого было расхищено их имущество.

1848 – ИМАМ ХАСАН АЛИ ШАХ ПОСЕЛЯЕТСЯ В БОМБЕЕ

Имам Хасан Али Шах со своими сторонниками в конечном итоге осел в Бомбее, к большой радости мусульман-исмаилитов общины Ходжа, и постепенно к ним присоединились члены семьи и приближённые, перебравшиеся из Персии. Имам лично осуществлял религиозные церемонии в бомбейской Джамаатхане, где он проводил дарбар:


Двадцатый век: «Единство ислама» – Служения Имама Султана Мухаммад Шаха Ага Хана III Мусульманскому миру

Поселение Имама Хасана Али Шаха и его семьи в Индии ознаменовало конец преследований исмаилитского низаритского имамата. В это же время исмаилитские общины по всему миру начали выходить из такийи, что продолжалось всё следующее столетие. Имам Султан Мухаммад Шах (мир ему) так говорит об этом периоде, ознаменовавшем конец нескончаемых преследований и вражды против низаритских исмаилитских Имамов:

1881-1884 – ИМАМАТ ИМАМА АГА АЛИ ШАХА АГА ХАНА II

Имам Хасан Али Шах Ага Хан I рядом с Имамом Ага Али Шахом Ага Ханом II, когда он был пиром

Имаму Хасану Али Шаху Ага Хану I наследовал его сын Имам Ага Али Шах Ага Хан II (1881-1885), который также был Пиром во время жизни своего отца.

Как божественно-назначенные преемники и духовные наследники Пророка Мухаммада (С), низаритские исмаилитские Имамы всегда заботились о благополучии всех мусульман. Однако в течение предшествующих столетий большую часть времени им приходилось тратить на обеспечение выживания, безопасности и духовного благополучия мусульман-исмаилитов из-за описанных выше жестоких преследований, убийств и расправ. Начиная с имамата Ага Али Шаха (мир ему), исмаилитские низаритские Имамы, уже подвергавшиеся преследованиям из-за своей веры, смогли оказать значительные услуги мусульманам всех убеждений и направлений, начиная со всех мусульман Индии.

1885 – ВОСШЕСТВИЕ НА ПРЕСТОЛ ИМАМА СУЛТАНА МУХАММАД ШАХА АГА ХАНА III

Семилетний Ага Хан III (1877 – 1957) на церемонии вступления на престол в качестве Имама мусульман шиитов-исмаилитов. Бомбей, 1 сентября 1885 года. Он окружен старейшинами общины и сидит на продолговатом деревянном троне имамата. (Фото: Keystone/Hulton Archive/Getty Images)

Имаму Ага ‘Али Шаху Ага Хану II наследовал Имам Султан Мухаммад Шах Ага Хан III, который стал новым Имамом в юном 7-летнем возрасте. Во время его посвящения многие члены общины были потрясены и обеспокоены тем, что Имам – маленький мальчик. Чтобы успокоить своих муридов и напомнить о своей духовной власти, Имам Султан Мухаммад Шах (мир ему) сказал своё первое обращение:

Имам Султан Мухаммад Шах прожил блистательную жизнь, и его несчётные заслуги не поддаются никакому перечислению. Однако мы сосредоточимся на том, как этот Имам, живое проявление Света Мухаммада и Али, сделал неизмеримо много для поддержки, защиты и благополучия ВСЕХ мусульман мира. Это началось с того, как Имам выступил в поддержку интересов индийских мусульман перед британцами.

1907-1909 – ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ ЗАЩИЩАЕТ ПРАВА ИНДИЙСКИХ МУСУЛЬМАН

Во время 1907-1909 годов Имам Султан Мухаммад Шах сделал всё возможное чтобы мусульмане Индии были обеспечены отдельными избирательными округами для обеспечения надлежащего и справедливого представительства мусульманского меньшинства в органах власти Индии.

1910 – ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ ВОЗГЛАВЛЯЕТ ВСЕИНДИЙСКУЮ МУСУЛЬМАНСКУЮ ЛИГУ И ПРОВОДИТ КАМПАНИЮ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТА АЛИГАРХА

В следующем, 1910 году, Имам Султан Мухаммад Шах произнёс первую речь в собрании Всеиндийской мусульманской лиги, где он был избран первым президентом. После этого Имам лично общался с очень многими людьми, собирая пожертвования на создание Алигархского университета.

1914 – ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ ПРИЗЫВАЕТ ТУРЦИЮ СОХРАНИТЬ НЕЙТРАЛИТЕТ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Когда разразилась Первая мировая война, Имам Султан Мухаммад Шах мудро поддержал британских союзников и призвал Османскую империю воздержаться от участия в боевых действиях, напомнив правителям, что участие на стороне немцев не в интересах ни Османской империи, ни мусульман. Имам лично вспоминал об этом в своих мемуарах:

1916 – ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ ИЗБЕГАЕТ ПОКУШЕНИЯ НА УБИЙСТВО СО СТОРОНЫ ГЕРМАНСКИХ АГЕНТОВ

В 1916 году агенты Германии совершили покушение на двоюродного брата Имама – Ага Фаррух Шаха. В то время Имам Султан Мухаммад Шах был болен и получал медицинскую помощь в Швейцарии. Германская разведка пыталась убить Имама, сначала использовав бомбу, а затем отравив его кофе.

1919-1923 ГОДЫ – ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ ВСТУПАЕТ В ПЕРЕГОВОРЫ С БРИТАНЦАМИ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТУРЦИИ

В послевоенные годы Имам Султан Мухаммад Шах успешно выступает в пользу Турции и мусульман в целом, заставляя британцев отказаться от несправедливого договора, который мог поставить бывшую Османскую империи в крайне бесправное положение.

1923 – ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ ПРИЗЫВАЕТ СПАСТИ СУННИТСКИЙ ОСМАНСКИЙ ХАЛИФАТ

Убедившись, что после первой мировой войны к Турции отнесутся справедливо, сорок восьмой Имам шиитов-исмаилитов предпринял беспрецедентный шаг и выступил за безопасность Суннитского Османского Халифата. Всего двумя десятилетиями ранее Османский Халифат преследовал исмаилитов-низаритов Сирии, но именно исмаилитский Имам пришел ему на помощь. Этот поступок исмаилитского Имама исходил исключительно из его заботы и приверженности исламу и всем мусульманам.

Имам Султан Мухаммад Шах с партнером Саидом Амиром Али в 1910 году

Это поразительно, если не шокирующе, что именно наследный исмаилитский Имам приложил огромные усилия, чтобы убедить Турцию не ликвидировать Османский халифат и не отстранять суннитского халифа. В письме 1923 года к турецкому премьер-министру, написанном Имамом Султаном Мухаммадом Шахом и Саидом Амиром Али (шиитом-двунадесятником) они вдвоём представляли всех мусульман-суннитов и настаивали на сохранении Суннитского Халифата:

Таким образом, в период, когда Имам шиитов-исмаилитов пользовался безопасностью и мировым признанием, а суннитский халифат находился на грани исчезновения, исмаилитский Имам боролся за продолжение существования и выживание этого важнейшего и священного института суннитского ислама. Это просто невероятно, учитывая, что исмаилитские Имамы и их последователи подвергались преследованиям, убийствам, резне и геноциду халифами Омейядов, Аббасидов и Осман, начиная со времени смерти Пророка Мухаммада (С). Но Имам Султан Мухаммад Шах предпочёл отложить в сторону все обоснованные претензии за прошлые несправедливости, и выступил в защиту и поддержку халифата суннитского ислама. В другом письме в газету London Times Имам Султан Мухаммад Шах сказал, что его чистая любовь к исламу и единству мусульман побудила его призывать к сохранению суннитского халифата:

1928-1934 – ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ ВОЗГЛАВЛЯЕТ ДВИЖЕНИЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ ИНДИЙСКИХ МУСУЛЬМАН

Через десять лет после этих событий Имам Султан Мухаммад Шах организовал и мобилизовал индийских мусульман, что привело к проведению Всеиндийской мусульманской конференции, на которой Имам произнёс своё первое обращение. Это послужило началом движения за независимость как для Индии, так и для Пакистана. Имам Султан Мухаммад Шах возглавил делегацию мусульман, в которую входил также происходивший из исмаилитской семьи Мухаммад Али Джинна, на Конференциях круглого стола в Лондоне в 1930 и 1931 годах.

Имам Султан Мухаммад Шах и Джинна на Конференции круглого стола 1931 года.
Имам Султан Мухаммад Шах и Ганди у отеля «Ритц»

1937 – ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ ИЗБРАН ПРЕЗИДЕНТОМ ЛИГИ НАЦИЙ


С 1932 года Имам Султан Мухаммад Шах был представителем Индии в Ассамблее Лиги Наций. Когда Афганистан вступил в Лигу Наций, Имам смело заявил: «Индия горда своей восточной культурой, восточными традициями, восточным языком, восточной цивилизацией, и вместе с Афганистаном восемьдесят миллионов мусульман Индии гордятся, я горжусь принадлежать к Славному братству ислама». 13-го сентября 1937 года сорок восьмой наследный Имам исмаилитов, чьи пречистые предки вместе со своими последователями пережили века массового преследования, был единогласно избран Президентом Лиги Наций. Это событие ознаменовало беспрецедентный момент в истории человечества, когда Имам Времени буквально председательствовал над Народами земли. Это был момент публичного триумфа всех мусульман – мусульманин и прямой потомок Пророка Мухаммада был признан на мировом уровне.

Один из мусульманских делегатов Лиги, Шейх Мушир Хоссейн, оставил нам следующее описание виденного им воочию присутствия Имама Султана Мухаммада Шаха в Лиге Наций:


В своем послании Лиге Наций от 6 октября 1937 года Имам Султан Мухаммад Шах высказал своё видение и свои беспокойства о благополучии и единстве всего человечества:

1954 – ПЛАТИНОВЫЙ ЮБИЛЕЙ: ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ МОЛИТСЯ О ПРОЩЕНИИ ВСЕХ МУСУЛЬМАН


Имам Султан Мухаммад Шах в послании по случаю Платинового Юбилея, произнесённом 3-го февраля 1954 года в Карачи, призвал собравшихся мусульман-исмаилитов твёрдо придерживаться принципов исмаилитского толкования ислама, не забывая при этом молить Бога о прощении грехов всех мусульман.

1955 – ИМАМ СУЛТАН МУХАММАД ШАХ ПРОВОЗГЛАШАЕТ «ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ МЕЖДУ УЧЕНИЯМИ ШИИТОВ И СУННИТОВ»


Настоящее время: «Из Одной души» – Плюралистическое видение Имама Ага Хана IV

Имам Султан Мухаммад Шах Ага Хан III скончался 11 июля 1957 года и его преемником стал Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV (мир ему), 49-й наследный Имам. Он является нынешним и живым Имамом мусульман шиитов-исмаилитов и живым претендентом на наследственный шиитский имамат.

1957 – ИМАМ ШАХ КАРИМ АЛ-ХУСАЙНИ АГА ХАН IV ТРУДИТСЯ НАД УЛУЧШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ВСЕХ НАРОДОВ

Заключительный раздел посвящён тому, как нынешний Имам Шах Карим ал-Хусайни посвятил свой имамат и жизнь повышению качества жизни не только исмаилитов, но всех общин.

1967 – ИМАМ ОСНОВЫВАЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ АГА ХАНА ПО РАЗВИТИЮ, ВОПЛОЩАЮЩУЮ ЭТИКУ ИСЛАМА

Нынешний Имам основал Организация Ага Хана по развитию (AKDN) в 1967 году (изначально названную Фондом Ага Хана – AKF) для повышения качества жизни всех людей и реализации Этики ислама через институциональные усилия. Центральная цель AKDN заключается в поддержании достоинства каждого человека, рассматриваемого в качестве наместника Бога на земле, и в освобождении всех народов от страданий. В этом отношении AKDN является живым проявлением видения, сформулированного Имамом Султаном Мухаммадом Шахом на посту Президента Лиги Наций в 1937 году.

ИМАМ ШАХ КАРИМ АЛ-ХУСАЙНИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР НАРОДАМ ЗАПАДА

Имам Шах Карим ал-Хусайни получил широкое признание за свои усилия по обеспечению духовного руководства и материальной помощи исмаилитам, живущим сегодня в 25-ти странах, а также за его значительный вклад в качество жизни людей различных общин по всему мира. Среди его наград (по материалам Ismailimail):

●     28 Титулов и государственных наград;

●     21 почетная степень в университетах Лиги плюща США, Канадской группы 13-ти, группы «Рассел» Великобритании и других;

●     16 гражданских наград, включая 9 награждений званием иностранного члена нескольких государственных академий (за создание новых знаний: содействие исследованиям и развитие способов мысли, литературы, языка и других форм национальной культуры) и 3 руководящие должности во влиятельных европейских институтах с целями продвижения дипломатии, культуры и развития;

●     30 наград в области архитектуры и градостроительства, восстановления и возрождения культуры, образования, здравоохранения, дипломатии и мира, благотворительности, спорта и корпоративного предпринимательства;

●     выступление с более чем 70-ю значительными ключевыми речами.

Графическая хронология наград и почестей, присуждённых Имаму Шаху Кариму ал-Хусайни Ага Хану IV. Нажмите на изображение, чтобы скачать PDF в высоком разрешении с сайта NanoWisdoms (Скоро будет доступен перевод на русский)

В большинстве своих публичных обращений, речей и интервью исмаилитский Имам Времени защищал всех мусульман и призывал западных лидеров к лучшему пониманию мусульманского мира. В одном из выступлений, произнесённом перед Союзом печати Содружества наций в Кейптауне, Имам Шах Карим ал-Хусайни упрекал западных журналистов за их безответственное освещение мусульман в СМИ:

В обращении к бакалавриату Университета Брауна в 1996 году, в котором Имам стал первым мусульманином, выступающим с обращением на такой церемонии, Имам представлял и защищал весь исламский мир и призывал Запад углубить своё понимание исламской истории и цивилизации.

2014 – ИМАМ ШАХ КАРИМ АЛ-ХУСАЙНИ ОБРАЩАЕТСЯ К ПАРЛАМЕНТУ КАНАДЫ

27 февраля 2014 года Имам Шах Карим ал-Хусайни стал первым мусульманским духовным лидером, обратившимся к Парламенту и Сенату Канады. В этом историческом публичном обращении наследный Имам мусульман-исмаилитов решительно объявил себя преемником Пророка Мухаммада (С), законным авторитетом в толкования ислама и единственным живым Имамом мусульман шиитов (см. этот Краткий хронологический обзор ветвей и линий шиитского имамата).

Ага Хан, духовный лидер мусульман-исмаилитов, получает аплодисменты по прибытии для выступления в Палату общин на Парламентском холме в Оттаве в четверг, 27 февраля 2014 года.
THE CANADIAN PRESS/Sean Kilpatrick ORG XMIT: POS2014022714475975


Заключение: От преследований в прошлом к плюрализму в настоящем

Нынешний Имам воплощает в себе историю и память предыдущих Имамов и муридов их времени

Воистину удивительно и чрезвычайно трогательно наблюдать, как мусульманская шиитская исмаилитская родословная наследных Имамов из Ахл ал-Байта Пророка и их преданные последователи прошли путь от преследований, угнетений, убийств, резни и массовых убийств в прошлых веках к современной прогрессивной и плюралистической общине в настоящем. Историк Владимир Иванов, впервые познакомившись с исмаилитами-низаритами Ирана, был просто потрясен тем, что община до сих пор существует.

Выживание исмаилитского имамата и общины было результатом их чистой веры и преданности истине имамата. Как отмечает Имам Султан Мухаммад Шах, прошлые жестокости и трудности, как бы суровы они ни были, никогда не могли погасить мусульманскую исмаилитскиую веру:

Ярким примером исторической иронии в истории человечества стало то, что могущественные силы, которые постоянно преследовали и пытались уничтожить мусульман-исмаилитов, сами сегодня больше не существуют: Омейяды, Аббасиды, Сельджуки, Айюбиды, Монголы, Тимуриды и Сефевиды больше не существуют физически и остаются лишь на страницах учебников истории. В то время как исмаилитские Имамы, присутствующие и живущие в мире сегодня, неустанно работают, чтобы обеспечить благополучие всех мусульман и повысить качество жизни всех народов мира. В результате знакового поворота судьбы Имамы фактически восстанавливают интеллектуальное и культурное наследие прошлых мусульманских халифатов и династий, некогда преследовавших их самих. Воистину, в этом проявляется единство человечества, которое вдохновляет работу всех Имамов, и особенно нынешнего и живого Имама Мавлана Шах Карима ал-Хусайни Ага Хана IV (салаватуллахи алайхи), как он и сообщает нам:

Сегодня исмаилитские Имамы и община вышли из-под покрова такийи и вступили в свет цикла киямата. Имам, выполняя обязанности верховного худжжата или пира в дополнение к имамату, теперь провозглашает свой имамат перед всем миром. Каждый мусульманин-исмаилит, прилагая все возможные усилия, должен следовать этому примеру, будучи «послом», как говорит об этом Принц Садруддин:

В сообщении, адресованном мусульманам-исмаилитам, Принц Садруддин, когда ему было всего двенадцать лет, сказал следующие вдохновляющие слова:

Воистину, исмаилитские Имамы будут продолжать присутствовать и жить в мире до конца времён во исполнение завета Бога с человечеством об обеспечении Его руководства в каждую эпоху. Поэтому нынешний Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV объяснил, что его личность – всего лишь «звено в цепи», которая будет продолжена в следующем Имаме и во всех последующих Имамах:


www.ismailignosis.com