Пророк Явленный: Что Коран говорит о Мухаммаде (С)

Современные дискуссии о духовной функции Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) из-за экзотерического и буквалистского влияния (таких групп как ваххабизм или школа Ахл ал-Кур’ан) превратились в балаган, в котором статус Пророка низведён до оратора или передатчика Корана и не более того. Такая концепция сводит величественную личность Пророка Мухаммада к ‘факс-машине’ и не позволяет оценить духовную глубину его статуса как Расулиллаха (Посланника Бога). Эта важная статья, опубликованная в Милад ан-Наби – День рождения Пророка Мухаммада (впервые отмеченный его наследниками и потомками, известными как Фатимидские Имам-Халифы), стремится раскрыть метафизический, духовный и религиозный статус Пророка Мухаммада на основе простого и понятного анализа стихов Священного Корана. Статья разделена на две части – ‘Отношения между Пророком и верующим’ и ‘Отношения между Богом и Пророком’. Будет показано, что Пророк Мухаммад является «Посланником» (расул) Бога, который раскрывает верующим не только Коран, но и Саму «Личность» Бога, – Его имена, атрибуты и качества. Эта статья предполагает, что Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) является истинным Пророком и что Коран является божественным откровением – логические и исторические доказательства пророчества Мухаммада (С) см. в статье статье «Доказательство пророчества» (скоро на сайте).

Для мусульман выводы этой статьи ставят определённые требования в вере и практике, поскольку Коран является Божьим откровением и его стихи являют самый возвышенный образ Пророка Мухаммада, присутствие которого должно стать центром духовной жизни мусульман. Для учёных и историков это исследование показывает, как Коран – самое раннее документальное свидетельство о жизни Пророка – описывает то, как Мухаммад (С) рассматривал свой духовный статус перед Богом и свою духовную власть в отношении своих последователей. В обоих случаях ясно, что первоначальный импульс веры, ставшей известной как ислам, вращался вокруг личности Пророка Мухаммада, а не вокруг писания, хадисов, закона или учёных (‘улама).

Сегодняшние мусульмане шииты-исмаилиты часто подвергаются несправедливой критике за уважение, почтение и любовь, которые они проявляют к своему нынешнему Имаму, Мавлана Шах Кариму ал-Хусайни Ага Хану, – критике, основанной на сомнительном и поверхностном представлении о том, что ничему не должно быть оказано почтения, кроме Бога. Однако если Имам является духовным, религиозным и кровным преемником Пророка Мухаммада, тогда логично, что Имамы продолжают выполнять все пророческие функции, кроме получения откровения Корана. Соответственно, если принять принцип шиитского имамата, – то всё почтение, причитающееся Пророку, будет направлено на Имамов, которые являются его духовными преемниками. Поэтому неудивительно, что многочисленные духовные обязанности, возложенные Кораном на Пророка Мухаммада, продолжают выполняться сегодня Имамом Шах Каримом Ага Ханом IV, включая функции руководства, попечительства, милосердия, прощения, помилования, заступничества, благословений и очищения. Все эти различные функции подтверждаются стихами Корана, которые цитируются в этой статье.

Нижеследующая диаграмма суммирует две темы этой статьи: Отношения между Пророком и верующим и Отношения между Богом и Пророком. Во внутреннем круге список Имён Бога, а во внешнем круге перечисляется каждая пророческая функция по отношению к верующим, в которой Пророк Мухаммад раскрывает одно из Имён Бога в своем лице:

Нажмите на диаграмму


Мы рекомендуем читателям просматривать эту заметку, чтобы лучше понять аргументы и обратить внимание на ключевые стихи Корана о духовном положении Пророка Мухаммада (С).


Часть 1: Отношения между Пророком и верующим

Всеобъемлющая миссия Пророка Мухаммада:

«…как Мы послали среди вас посланника из вашей среды; он читает вам Наши знамения, и очищает вас (йузаккикум), и обучает вас (йу‘аллимукум) писанию и мудрости (ал-хикмат)и обучает вас тому, чего вы не знали раньше».

– Священный Коран 2:151 (пер. И.Ю. Крачковского; см.также 62:2, 3:164)

Вышеупомянутый стих показывает, как миссия Мухаммада (С) включает в себя гораздо больше, чем раскрытие Корана. На самом деле только первая обязанность Мухаммада (С) – «читает вам Наши знамения (аят)» – относится к Корану. Другие обязанности Пророка включали очищение (тазкийа), обучение (та’лим) Книги, обучение внутренней мудрости Книги и обучение верующих новым знаниям. Таким образом, откровение Корана составляет лишь четвертую часть общей миссии Пророка.

Пророк Мухаммад является Путеводителем Верующих:

«…и ты [Мухаммад] ведешь на Прямой путь (сират ал-мустаким)».

– Священный Коран 42:52 (пер. И.Ю. Крачковского)

Все мусульмане в каждой молитве обращаются к Богу с просьбой наставить их на Прямой путь. Но вышеприведенный стих, ниспосланный Пророку, ясно показывает, что на самом деле «вести по Прямому пути» – это обязанность Мухаммада (С).

«И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил (ли-тубайина) людям, что им ниспослано, – может быть, они подумают!».

– Священный Коран 16:44 (пер. И.Ю. Крачковского; см.также 16:64, 14:4)

Вышеупомянутый стих показывает, как Пророк помимо раскрытия Корана должен также дать “объяснение” (байан) Корана верующим, чтобы способствовать их собственным размышлениям (фикр).

Власть Пророка Мухаммада над верующими не ограничена:

Повиновение Пророку Мухаммаду – это повиновение Самому Богу

«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху».

– Священный Коран 4:80 (пер. И.Ю. Крачковского)

«Каждого Посланника Мы посылали для того, чтобы ему повиновались с дозволения Аллаха».

– Священный Коран 4:64 (пер. И.Ю. Крачковского)

«Поистине, те, которые воздают бай‘ат тебе, воздают бай‘ат Аллаху».

– Священный Коран 48:10

Вышеприведенные стихи показывают, что повиновение Пророку Мухаммаду равно и равнозначно повиновению Богу. Отсюда логически следует, что все повеления в Коране «повиноваться Богу» исполняются только через повиновение Пророку Мухаммаду.

«И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь».

– Священный Коран 59:7 (пер. И.Ю. Крачковского)

Вышеупомянутый стих указывает, что именно Пророк Мухаммад определяет то, что разрешено и что запрещено. Что бы Пророк не давал верующим – руководство, предписание ритуалов, правила поведения – должно соблюдаться.

Пророк Мухаммад имеет больше власти и близость к верующими, чем их собственные души:

«Пророк ближе (авла) к верующим, чем они сами»

– Священный Коран 33:6 (пер. И.Ю. Крачковского)

Пророк является Господином-Покровителем верующих:

«Воистину, ваш Господин-Покровитель (вали) – только Бог, Его Посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают закат, будучи в преклонении».

– Священный Коран 5:55

Пророк Мухаммад является окончательным судьей и арбитром во всех вопросах:

«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя [Мухаммад] судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью».

– Священный Коран 4:65 (пер. И.Ю. Крачковского)

«Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах».

– Священный Коран 4:105 (пер. И.Ю. Крачковского)

«Ведь речь верующих, когда их призывают к Аллаху и Его Посланнику, чтобы Он рассудил их, – то, что они говорят: “Мы слышали и повинуемся!” Эти – счастливы».

– Священный Коран 24:51 (пер. И.Ю. Крачковского)

«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его Посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его Посланника, тот попал в явное заблуждение».

– Священный Коран 33:66  (пер. И.Ю. Крачковского)

В приведённых выше стихах описывается подобающее положение верующего по отношению к Пророку Мухаммаду. На самом деле, само условие «веры» (иман) заключается в том, чтобы искренне принять и подчиниться суду, указам и повелениям Пророка Мухаммада без каких-либо вопросов.

Пророк Мухаммад заслуживает чрезмерного уважения, почтения и чести:

Верующие должны чтить и уважать Пророка Мухаммада:

«Чтобы вы уверовали в Бога и Его Посланника, дабы помогали ему и почитали его, и прославляли Его утром и вечером».

– Священный Коран 48:9

«[Те], которые последуют за Посланником, Пророком умми, запись о котором они найдут в Торе и Евангелие. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, он избавит их от бремени и оков, которые были на них. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, помогут ему и последуют за Светом, который ниспослан с ним – они являются преуспевшими».

– Священный Коран 7:157

Верующие должны быть смиренными и снизить свои голоса в присутствии Пророка Мухаммада:

«О вы, которые уверовали! Не устремляйтесь вперед пред Аллахом и Его Посланником и бойтесь Аллаха, – ведь Аллах – слышащий, знающий!
О вы, которые уверовали! Не поднимайте своих голосов выше голоса Пророка и не обращайтесь к нему громко с речью, как обращаетесь друг к другу, чтобы не оказались тщетными ваши дела, а вы и не знаете.
Те, которые понижают свои голоса у посланника Аллаха, – это те, сердца которых испытал Аллах для богобоязненности. Им – прощение и великая награда».

– Священный Коран 49:1-3 (пер. И.Ю. Крачковского)

Пророк Мухаммад олицетворяет Божественную милость и прощение:

Бог любит и прощает верующих при условии повиновения Пророку Мухаммаду:

«Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи” – поистине, Аллах – прощающий, милосердный».

– Священный Коран 3:31 (пер. И.Ю. Крачковского)

Любовь и прощение Бога достигают верующих только посредством их послушания Пророку Мухаммаду. Это показывает, как Мухаммад (С), по сути, является “вратами” и “каналом” Божьей любви и прощения.

Повиновение Пророку Мухаммаду приносит милость Бога верующим:

«И повинуйтесь Аллаху и Посланнику, – может быть, вы будете помилованы!».

– Священный Коран 3:132 (пер. И.Ю. Крачковского)

Пророк Мухаммад является милостью Бога ко всем мирам:

«Мы послали тебя [Мухаммад] только как милость для миров».

– Священный Коран 21:107 (пер. И.Ю. Крачковского)

Пророк Мухаммад ласков и мягок по Божьей милости:

«По милосердию от Аллаха ты (о Мухаммад) смягчился к ним; а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя».

– Священный Коран 3:159 (пер. И.Ю. Крачковского)

Этот стих устанавливает то, как ласковые или мягкие качества Пророка Мухаммада по отношению к верующим являются на самом деле выражением милосердия Бога. Это свидетельствует о том, что милосердие Пророка – это проявление Божьего милосердия.

Пророк Мухаммад сострадателен и милостив к верующим:

«К вам явился Посланник из вас самих. Тяжко ему то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен (ра’уф) и милосерден (рахим) к верующим».

– Священный Коран 9:128

Присутствие Пророка Мухаммада является защитой от Божьей кары:

«Аллах – не таков, чтобы их наказывать, когда ты (о Мухаммад) среди них; Аллах не будет наказывать их, когда они просят прощения».

– Священный Коран 8:33 (пер. И.Ю. Крачковского)

Пророк Мухаммад просит прощения у Бога от имени верующих:

«А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе (о Мухаммад) и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них Посланник, они бы нашли, что Аллах приемлет обращение, милостив».

– Священный Коран 4:64 (пер. И.Ю. Крачковского)

Вышеприведенный стих показывает, что: а) когда верующие просят прощения у Бога, они должны войти в физическое присутствие Мухаммада (С); б) Мухаммад (С) должен молиться Богу и просить Бога о прощении верующих; и в) только после молитвы Мухаммада (С) за Божье прощение верующие «находят Бога прощающим и милосердным». Это показывает, как Пророк Мухаммад выступает в роли заступника и посредника между Богом и верующими в отношении Божьего прощения и милосердия.

Некоторые люди слишком высокомерны, чтобы принять молитвы Пророка Мухаммада о Божьем прощении:

«Когда им говорят: “Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил прощения за вас”, – они отворачивают головы в сторону, и ты видишь как они уклоняются будучи высокомерными».

– Священный Коран 63:5

Несмотря на кораническое обещание заступничества и молитв Пророка Мухаммада, некоторые люди, даже некоторые мусульмане сегодня, слишком высокомерны, чтобы признать реальность и необходимость особых заступнических молитв Пророка.

Пророк Мухаммад милует и прощает верующих за их грехи и ошибки:

«По милости от Бога ты [о Мухаммад] был мягок с ними, потому что если бы ты был суров и жестокосердным, они бы покинули тебя. Так прости же их (афу анхум) и попроси прощения для них (астагфир лахум) и советуйся о делах. И когда же ты решишься, то уповай на на Бога, ведь Бог любит уповающих».

– Священный Коран 3:159

«Держись прощения (ал-афу), побуждай к добру и отстранись от невежд!».

– Священный Коран 7:199, (пер. И.Ю. Крачковского; см.также 5:13)

Вышеупомянутые стихи также подтверждают, как Пророку Мухаммаду приказано молиться Богу от имени верующих, которые ищут Божьего прощения. Однако эти стихи также приказывают Пророку совершить и другое действие прощения или помилования (обозначенный арабским словом ‘афуа, – связанный со словом ма’аф на Урду). Поэтому Пророк Мухаммадм и а) просит Божьего прощения для верующих как заступник, и б) милует верующих своим собственным действием прощения (см. также 5:13). Обе формы пророческого прощения необходимы.

Пророк Мухаммад принимает пожертвования (садака) от верующих и тем самым очищает, освящает и благословляет их своими особыми молитвами:

Верующие должны сделать пожертвование Пророку Мухаммаду перед личной встречей с ним:

«О те, которые уверовали! Когда вы лично беседуете с Посланником, то сделайте пожертвование (садака) перед вашей беседой. Это лучше для вас и чище. А если не найдете (средств), то Бог – прощающий, милосердный!»

– Священный Коран 58:12

Этот стих устанавливает то, как верующие должны стремиться к личным встречам (наджва) с Пророком Мухаммадом. Коран рекомендует каждому верующему при этой особой встрече сделать пожертвование (садака) Пророку Мухаммаду, и что это пожертвование является средством очищения (тахара) верующих.

Пожертвование верующими из их имущества Пророку Мухаммаду является средством получения особых благословений и молитв Пророка:

«И среди арабов есть такие, кто верует в Бога и в Последний День и [считают], что их пожертвования приблизят их к Богу и помогут заслужить молитвы\благословения (салават) Посланника. Воистину, они (пожертвования) действительно являются средством приближения. Бог введёт их в Своё милосердие, ведь Бог прощающий, милосердный».

– Священный Коран 9:99

Вышеупомянутый стих в значительной степени подтверждает, что некоторые арабы отдавали часть своего богатства Пророку Мухаммаду в качестве средства достижения молитв или благословений Пророка (салават) и приближения к Богу. Стих поощряет эту практику пожертвований и утверждает, что в результате расходования своего богатства такие люди войдут в милость Божью.

«И (есть) другие, которые признали свои ошибки [грехи]. Они смешали праведные поступки с плохими. Быть может Аллах примет их покаяния. Воистину, Бог прощающий, милосердный. Возьми пожертвование (садака) от их богатства, чтобы очистить и освятить их с помощью него. И молись/отправляй благословения на них. Воистину, твоя молитва/благословение является источником покоя (сакан) для них. И Бог слышащий, знающий».

– Священный Коран 9:102:103

В следующих стихах продолжается описание тех верующих, которые совершали добрые дела, но также совершали грехи, признавая свои недостатки. Коран предписывает таким людям, совершившим какие-либо проступки, дать пожертвование (садака) из своего богатства (амвал) Пророку Мухаммаду. Затем Пророку предписывается принять эти пожертвования (садака) и тем самым очистить и освятить верующих. Пророку Мухаммаду также сказано дать свои особые молитвы или благословения верующим, и что особая молитва Пророка является источником покоя (сакан) для них. Этот стих ясно указывает на то, что пророческая практика Мухаммада (С) состояла в том, чтобы принимать материальные пожертвования от верующих и очищать, освящать и молиться/благословлять тех, кто подносил эти пожертвования.

На самом деле первоначальное понятие заката не сводилось к идее благотворительной милостыни. Закат и садака были платежами, которые верующие выплачивали Пророку Мухаммаду, чтобы получить прощение своих грехов и духовное очищение посредством его молитв и благословений – как показано в вышеупомянутых стихах. По этому поводу известный исследователь раннего ислама Фред Доннер писал:

«В более поздней мусульманской традиции такая благотворительность обозначается терминами закат или садака, обычно переводимыми как “милостыня”; эти два термина тесно связаны с молитвой во многих коранических отрывках, и более поздняя мусульманская традиция считает их, как [и] молитву, одним из “столпов веры”, которые определяют верующего. Однако последние исследования показывают, что изначальный коранический смысл заката и садака заключался не в милостыне, а скорее в штрафе или платеже, вносимом тем, кто был виновнен в каком-либо грехе, в обмен на который Мухаммад молился за его очищение от греха и чтобы его другие дела процветали. В самом деле, даже в только что приведенном стихе (2:177) выплата заката упоминается после молитвы, что говорит о том, что это нечто иное, чем раздача богатства бедным (что мы обычно подразумеваем под милостыней), которая рассматривается в стихе до упоминания о молитве. Такое понимание заката или садака, как платы за искупление или очищение от грехов, четко приведено в следующих стихах: «Другие признали свои грехи… Возьми пожертвования от их богатства, чтобы очистить (тузакки) и освятить их с помощью него. И молись за них. Воистину, твоя молитва является успокоением для них. И Бог слышащий, знающий» (К. 9:102:103); глагол “очищать” происходит от того же арабского корня, что и закат. Однако тот факт, что верующие иногда должны были вносить такие очистительные платежи, подчеркивает, что община в принципе была сосредоточена на поддержании своей внутренней чистоты, на том, чтобы насколько это возможно быть общиной, живущей строго по праведности, чтобы отдалиться от греховного мира вокруг них и тем самым обрести спасение в загробной жизни».

– Фред Доннер,
Мухаммад и верующие: у истоков ислама», стр. 64 англ.изд.)

Пророк Мухаммад – Свет от Бога, который разъясняет все вещи:

«О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и прощает многое. Пришел к вам Свет (нур) от Бога и очевидная Книга».

– Священный Коран 5:15 (см. также 5:19, 16:44, 16:64)

«О Пророк, Мы послали тебя свидетелем, благовестителем и увещателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения и светильником освещающим (сирадж муниран)

– Священный Коран 33:45-46 (пер. И.Ю. Крачковского)

«Те, которые не веровали из людей писания и многобожников, не отделялись, пока не пришло к ним Ясное Знамение (ал-баййина) – Посланник от Аллаха, который читает очищенные свитки».

– Священный Коран 98:1-2 (пер. И.Ю. Крачковского)

Внутренний характер Пророка Мухаммада является Возвышенным:

«Ты по милости Господа твоего не одержимый (маджнун), и, поистине, для тебя – награда неистощимая, и, поистине, ты – Великого Нрава (хулк азим)».

— Священный Коран 68:2-4 (пер. И.Ю. Крачковского)

Этот стих относится к характеру/нраву или внутренней конституции (хулк) Пророка как к «возвышенному» (‘азим). Это важно, поскольку Коран также называет себя «возвышенным» (‘азим) и часто упоминает Бога как «Возвышенного» (ал-‘азим).

Пророк Мухаммад – Всеобщий Свидетель Бога над человечеством:

«И как же будет, когда Мы приведем от каждого народа (умма) свидетеля (шахид) и приведем тебя (О Мухаммад) против этих как свидетеля?»

– Священный Коран 4:41

Этот стих одним из самых загадочных во всём Коране. В нём говорится, что в Судный день Пророк Мухаммад будет свидетелем над всеми свидетелями каждой нации или народа. Роль Пророка как всеобщего свидетеля предполагает, что он должен всё время духовно присутствовать в мире, чтобы действительно служить свидетелем деяний всех людей.

Пророк Мухаммад получает благодать, милость и знание от Бога:

«И если бы не щедрость Аллаха к тебе и не милость Его, то партия из них думала бы сбить тебя с пути. Но сбивают они с пути только самих себя и ни в чем не вредят тебе: ведь Аллах ниспослал тебе писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Щедрость Аллаха к тебе была велика!»

– Священный Коран 4:113 (пер. И.Ю. Крачковского)

Пророк Мухаммад вдохновлен Богом через Святого Духа и Свет:

«Не заблудился ваш товарищ/хозяин (сахиб) и не обманут. Он не говорит по прихоти/желанию (ал-хава). Это – ничто иное, чем вдохновленное вдоновение (вахйун йуха).

– Священный Коран 53:2-4

«Снизошел с ним (откровением) Дух верный (рух ал-амин) на твое сердце (калбика), чтобы оказаться тебе из числа увещающих, на языке арабском, ясном».

– Священный Коран 26:193-195 (пер. И.Ю. Крачковского)

«И так Мы внушили тебе [Мухаммад] Духу (рух) от Нашего веления: ты не знал, что такое Книга (китаб) и Вера, но Мы сделали его Светом (нур), которым Мы ведем кого угодно из Наших рабов, и ты ведешь на Прямой путь».

– Священный Коран 42:52 (пер. И.Ю. Крачковского)

Эти стихи иллюстрируют природу божественного вдохновения (вахйта’йид), которое Бог даровал Пророку Мухаммаду. Во-первых, это вдохновение по своей природе духовно и исходит через Святого Духа, который исходит от Божьего Повеления. Во-вторых, вдохновение нисходит на Пророка через его сердце – духовную способность человеческой души, а не в форме звуков, слов, или букв. Таким образом, божественное вдохновение не является формой словесной диктовки, – такая идея является полным оскорблением духовной глубины Пророка Мухаммада. В-третьих, стихи показывают, что все, что говорит, делает или думает Мухаммад (С), является боговдохновенным; не только богооткровенный Коран, но вся речь и руководство Мухаммада (С) направляются Богом, а не человеческими прихотями или желаниями. Это пророческое вдохновение является непрерывным, а не прерывистым – оно не прекращается или останавливается в один момент и возобновляется в другой, а продолжается, как поток. Наконец, именно это вдохновение или божественная поддержка, данное Пророку Мухаммаду, позволяет ему выполнять все вышеперечисленные пророческие функции. Сама душа Пророка Мухаммада постоянно вдохновляется и направляется Святым Духом – именно это делает его больше, чем обычным человеком. Из этого можно даже сделать вывод, что Коран и сама личность Пророка Мухаммада являются проявлениями одного и того же Святого Духа, исходящего от Божьего Повеления.

Ниже приводится краткое изложение приведенных выше стихов Корана о Пророке Мухаммаде:

Статус Пророка Мухаммада в Коране:

  • Пророк Мухаммад вдохновлен Святым Духом (42:52, 26:192-194)
  • Пророк Мухаммад является милостью (рахма) к мирам (21:107)
  • Пророк Мухаммад милосерден (рахим) к верующим (9:128)
  • Пророк Мухаммад сострадателен (рауф) к верующим (9:128)
  • Пророк Мухаммад благородный Посланник (расул карим) (69:40; 81:19-21)
  • Пророк Мухаммад – это Свет (нур) от Бога (5:15) и освещающий светильник (сирадж мунир) (33:46)
  • Пророк Мухаммад (как Пророк Ибрахим) мягок\нежен (халим) к верующим (11:75)
  • Пророк Мухаммад является обладателем власти (зу-ал-кувва) (81:20-21)
  • Пророк Мухаммад является учителем (муаллим) Книги и Мудрости и новых знаний (62:2; 3:164; 2:151)
  • Пророк Мухаммад, как и его предшественники, терпелив (сабур) (38:16, 46:34)
  • Пророк Мухаммад свидетель (шахид) человечества в Судный день (2:143, 33:46; 4:41)
  • Пророк Мухаммад является покровителем (вали) верующих (5:55)
  • Пророк Мухаммад молится Богу за прощение верующих (4:64, 63:5, 3:159, 60:12, 24:62)
  • Пророк Мухаммад прощает верующим (5:13; 3:159; 7:199)
  • Пророк Мухаммад ведет верующих по Прямому пути (сират ал-мустаким) (42:52)
  • Пророк Мухаммад имеет возвышенный (азим) нрав, характер (68:4)
  • Пророк Мухаммад является судьей верующих (4:65; 4:105; 24:51; 33:36)
  • Пророк Мухаммад разъясняет вещи верующим (5:15; 5:19; 16:44; 16:64; 14:4)
  • Пророк Мухаммад очищает и освящает верующих (9:103)
  • Пророк Мухаммад имеет власть (авла) над верующими (33:6)
  • Пророк Мухаммад призывает верующих к тому, что дает им жизнь (8:24)
  • Пророк Мухаммад читает знамения Бога (2:151)
  • Пророк Мухаммад посылает салават (благословения, молитвы) на верующих (9:103)
  • Пророк Мухаммад получает пожертвования (садака) от верующих (9:103; 58:12)
  • Пророк Мухаммад выводит людей из тьмы к Свету (14:1; 14:5 65:11)
  • Пророк Мухаммад является прекрасным примером для верующих (33:21)
  • Пророк Мухаммад является объектом большого уважения и почитания (48:9, 49:1-3)
  • Пророк Мухаммад повелевает одобряемое и запрещает предосудительное (7:157)
  • Тот, кто дает присягу (ба’йат) Пророку Мухаммаду, – дает присягу Богу (48:10)
  • Тот, кто повинуется Пророку Мухаммаду, повинуется Богу (4:80; 4:64)


Часть 2: Отношения между Пророком и Богом

При более детальном рассмотрении вышеупомянутых стихов становится очевидным, что ряд качеств, атрибутов и функций, которыми Коран наделяет Пророка Мухаммада – идентичны Прекрасным Именам Бога или коренятся в них.

В одном из примеров нам говорится, что обязанность Мухаммада (С) не в том, чтобы направлять верующих, но что именно Бог направляет тех, кого Он пожелает:

«Вести их – не твоя обязанность [О Мухаммад], но Аллах ведёт (Прямым путём) кого пожелает».

– Священный Коран 2:272

Но другой стих, процитированный выше, утверждает, что Мухаммад (С) ведёт людей на Прямой путь:

«И так Мы внушили тебе [Мухаммад] Духу (рух) от Нашего веления: ты не знал, что такое Книга (китаб) и Вера, но Мы сделали его Светом (нур), которым Мы ведем кого угодно из Наших рабов, и ты ведешь на Прямой путь».

– Священный Коран 42:52

Когда оба стиха рассматриваются в контексте, то единственный вывод заключается в том, что сам Мухаммад (С) направляется Богом напрямую через Святого Духа и что он, в свою очередь, направляет верующих от имени Бога. Таким образом, Бог фактически направляет людей через руководство Мухаммада (С). Соответственно, руководство Мухаммада (С) – это проявление Божьего руководства, а роль Мухаммада (С) как «ведущего» (ал-хади) на Прямой путь – это отражение Божьего Имени ал-Хади на земле.

Второй пример посредничества Пророка Мухаммада в проявлении Божьих действий – это принятие пожертвований (садака) и покаяние верующих:

«И (есть) другие, которые признали свои ошибки [грехи]. Они смешали праведные поступки с плохими. Быть может Аллах примет их покаяния. Воистину, Бог прощающий, милосердный. Возьми пожертвование (садака) от их богатства, чтобы очистить и освятить их с помощью него. И молись/отправляй благословения на них. Воистину, твоя молитва/благословение является источником покоя (сакан) для них. И Бог слышащий, знающий. Разве они не знают, что это Бог принимает покаяния от своих рабов и принимает пожертвования (йа’худу ал-садакат) и что это Бог – Принимающий покаяние, милосердный?».

– Священный Коран 9:102:104

В приведенном выше стихе Пророку Мухаммаду приказано «Взять (худ) пожертвования (садака) из их богатства (амвалихум)». Но следующий стих подтверждает, что – это Бог «принимает пожертвования (йа’худу ал-садакат)». Точно также Пророку Мухаммаду сказано очистить их (тутаххирухум) и освятить их (тузаккирухум) посредством этого пожертвования. Однако Коран также говорит, что «Бог очищает (йузакки), кого Он пожелает» (Коран 24:21, см.также 33:33). Опять же, единственный логический вывод из таких стихов заключается в том, что Бог очищает тех, кого пожелает, посредством действия Пророка Мухаммада по очищению верующих. Таким образом, Мухаммад (С) является заступником, средством приближения или посредником (васила) и васита между Богом и верующими.

Третий пример содержится в стихах, которые описывают натуру и сущность Пророка Мухаммада теми же самыми основными атрибутами Самого Бога. В многочисленных стихах Корана (см. 9:117) Бог именуется «сострадательным, милосердным» (ал-ра’уф ал-рахим). Однако нижеследующий стих даёт точно такое же описание Пророка Мухаммада:

«К вам явился Посланник из вас самих. Тяжко ему то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен (ра’уф) и милосерден (рахим) к верующим».

– Священный Коран 9:128

В этом стихе Пророк Мухаммад описывается в точно таких же выражениях, как и Имена Бога – как «сострадательный и милосердный» (ра’уф, рахим). Аналогичным образом Коран описывает внутреннюю натуру Пророка как ‘азим (возвышенный) – что также является одним из Имён Бога. В этой связи Имам Джафар ас-Садик (алайхи салам) утверждает, что Бог в действительности украсил Пророка Мухаммада Своими собственными атрибутами:

«Между Собой и ними (Своими созданиями) Он поместил одного из их собственного вида, одев его в Свои собственные атрибуты сострадания и милосердия».

– Имам Джафар ас-Садик,
(Реза Шах-Казими, «Духовные Поиски», стр. 25 англ.изд.)

Возможно, самый загадочный и таинственный стих Корана, выражающий отношения между Пророком Мухаммадом и Богом, следующий. Этот стих был явлен в связи с тем, что Пророку пришлось бросить несколько камней, чтобы защитить себя:

«И не ты [Мухаммад] бросил, когда бросил, но Аллах бросил, чтобы испытать верующих хорошим испытанием от Него».

– Священный Коран 8:17 (пер. И.Ю. Крачковского)

С одной стороны, действие бросания камней Мухаммадом (С) подтверждается словами «когда бросил», затем отрицается словами «не ты бросил» и приписывается Богу, «но Аллах бросил». Таким образом, именно Бог «бросил» камни через действие Мухаммада (С), бросившего камни. Опять же, этот стих показывает, как Сам Бог действует посредством действия Мухаммада (С). В аяте 48:10 ссылаясь на верующих, кладущих свои руки под руки Пророка Мухаммада в акте бай’ата, Коран утверждает, что «Рука Бога над их руками». Это очень важно, поскольку с физической точки зрения именно рука Пророка Мухаммада была возложена на руки верующих. Но Коран приписывает все это дело Богу.

Таким образом, Пророк Мухаммад является инструментом или посредником, через которого Бог действует в отношении верующих, а также в своем собственном лице он является наивысшим отражением или проявлением Божьих Имён и атрибутов. На первый взгляд это может показаться противоречивым, поскольку Пророк Мухаммад является творением и рабом (‘абд) Бога. Однако, истинное и полное рабство (‘ибадат) перед Богом предполагает стирание всего индивидуального эгоизма и нечистоты. Такая душа, которая до конца очищена и смиренна перед своим Господом, становится подобной блестящему и отполированному зеркалу, в котором сияют и отражаются Божьи атрибуты. В этом отношении Пророк Мухаммад является одновременно самым скромным рабом Бога и самым высшим локусом/местом проявления (мазхар) или отражения Божьих Имён и атрибутов. Это также делает Мухаммада (С) лучшим из всех сотворенных существ, а также par excellence заступником и посредником между Богом и Его созданиями.

Ниже приведены аяты Корана, показывающие, как Пророк Мухаммад является одновременно заступником или посредником между Богом и верующими, и локусом проявления (мазхар) Божьих Имён и атрибутов:

Взаимосвязь между Божьими атрибутами и Пророком Мухаммадом:

  • Бог – ал-Рахман (Милостивый), и Пророк Мухаммад является рахма (милостью) (21: 107)
  • Бог – ал-Рахим (Милосердный) и Пророк Мухаммад – рахим (милосерден) (9:128)
  • Бог – ал-Рауф (Сострадательный) и Пророк Мухаммад – ра’уф (сострадателен) (9:128)
  • Бог – ал-Карим (Щедрый) и Пророк Мухаммад – карим (69:40; 81:19-21)
  • Бог – ал-Нур (Свет) и Пророк Мухаммад – нур от Бога (5:15) и освещающий светильник (сирадж мунир) (33:46)
  • Бог – ал-Халим (Сдержанный, Мягкий) и Пророк Мухаммад – халим (11:75)
  • Бог – ал-Кавий (Всесильный) и Пророк Мухаммад – зу-л-кувва (81:20-21)
  • Бог – ал-‘Алим (Знающий) и Пророк Мухаммад – учитель (муаллим) Книги и Мудрости и нового знания (62:2; 3:164; 2:151)
  • Бог – ал-Сабур (Терпеливый) и Пророки являются сабур (38:16, 46:35)
  • Бог – ал-Шахид (Свидетель) и Пророк – шахид (свидетель) человечества (2: 143, 33:45, 4:41)
  • Бог – ал-Вали (Покровитель) и Пророк Мухаммад – вали верующих (5:55)
  • Бог – ал-Гаффар (Прощающий) и Пророк Мухаммад просит для верующих прощения (4:64, 63:5, 3:159, 60:12)
  • Бог – ал-‘Афу (Милующий) и Пророк Мухаммад прощает верующих (5:13, 3:159; 7:199)
  • Бог – ал-Хади (Ведущий) и Пророк Мухаммад ведёт по Прямому пути (42:52)
  • Бог – ал-‘Азим (Великий) и сущность Пророка Мухаммада – азим (68:4)
  • Бог – ал-Хакам (Судья) и Пророк Мухаммад – судья верующих (4:65, 4:105; 24:51, 33:36)
  • Бог – ал-Мубаййин (Разъясняющий) (5:75, 24:58) и Пророк Мухаммад разъясняет вещи (5:15, 5:19, 16:44, 16:64, 14: 4)
  • Бог – ал-Мутаххир (Очищающий) (4:49; 33:33) и Пророк Мухаммад очищает верующих (9: 103)
  • Бог – ал-Мавла (Владыка)и Пророк Мухаммад имеет авла (власть) относительно верующих (33:6)
  • Бог – ал-Мухйи (Дарующий Жизнь) и Пророк Мухаммад призывает верующих к тому, что дает им жизнь (8:24)
  • Бог читает Свои Знамения (2:252; 3:108), и Пророк Мухаммад читает Его Знамения (2:151).
  • Бог выводит людей из тьмы к Свету (2:257), и Пророк Мухаммад выводит людей из тьмы к Свету (14:1; 14:5 65:11)
  • Тот, кто дает присягу (бай’ат) Пророку Мухаммаду, – дает присягу Богу (48:10)
  • Тот, кто повинуется Пророку Мухаммаду, – повинуется Богу (4:80; 4:64)
  • Когда Пророк Мухаммад бросил камни, – на самом деле Бог бросил (8:17)

Нижеследующая диаграмма суммирует две темы этой статьи – Отношения между Пророком и верующим и Отношения между Богом и Пророком. Во внутреннем круге список Имён Бога, а во внешнем круге перечисляется каждая пророческая функция по отношению к верующим, в которой Пророк Мухаммад проявляет одно из Имён Бога:

Нажмите на диаграмму


Заключение: Необходимость преемника Мухаммада (С)

Подводя итог ещё раз – Коран приписывает Пророку Мухаммаду следующие описания, атрибуты и функции:

  • Пророк Мухаммад вдохновлен Святым Духом (42:52, 26:192-194)
  • Пророк Мухаммад является милостью (рахма) к мирам (21:107)
  • Пророк Мухаммад милосерден (рахим) к верующим (9:128)
  • Пророк Мухаммад сострадателен (рауф) к верующим (9:128)
  • Пророк Мухаммад благородный Посланник (расул карим) (69:40; 81:19-21)
  • Пророк Мухаммад – это Свет (нур) от Бога (5:15) и освещающий светильник (сирадж мунир) (33:46)
  • Пророк Мухаммад (как Пророк Ибрахим) мягок\нежен (халим) к верующим (11:75)
  • Пророк Мухаммад является обладателем власти (зу-ал-кувва) (81:20-21)
  • Пророк Мухаммад является учителем (муаллим) Книги и Мудрости и новых знаний (62:2; 3:164; 2:151)
  • Пророк Мухаммад, как и его предшественники, терпелив (сабур) (38:16, 46:34)
  • Пророк Мухаммад свидетель (шахид) человечества в Судный день (2:143, 33:46; 4:41)
  • Пророк Мухаммад является покровителем (вали) верующих (5:55)
  • Пророк Мухаммад молится Богу за прощение верующих (4:64, 63:5, 3:159, 60:12, 24:62)
  • Пророк Мухаммад прощает верующим (5:13; 3:159; 7:199)
  • Пророк Мухаммад ведет верующих по Прямому пути (сират ал-мустаким) (42:52)
  • Пророк Мухаммад имеет возвышенный (азим) нрав, характер (68:4)
  • Пророк Мухаммад является судьей верующих (4:65; 4:105; 24:51; 33:36)
  • Пророк Мухаммад разъясняет вещи верующим (5:15; 5:19; 16:44; 16:64; 14:4)
  • Пророк Мухаммад очищает и освящает верующих (9:103)
  • Пророк Мухаммад имеет власть (авла) над верующими (33:6)
  • Пророк Мухаммад призывает верующих к тому, что дает им жизнь (8:24)
  • Пророк Мухаммад читает знамения Бога (2:151)
  • Пророк Мухаммад посылает салават (благословения, молитвы) на верующих (9:103)
  • Пророк Мухаммад получает пожертвования (садака) от верующих (9:103; 58:12)
  • Пророк Мухаммад выводит людей из тьмы к Свету (14:1; 14:5 65:11)
  • Пророк Мухаммад является прекрасным примером для верующих (33:21)
  • Пророк Мухаммад является объектом большого уважения и почитания (48:9, 49:1-3)
  • Пророк Мухаммад повелевает одобряемое и запрещает предосудительное (7:157)
  • Тот, кто дает присягу (ба’йат) Пророку Мухаммаду, – дает присягу Богу (48:10)
  • Тот, кто повинуется Пророку Мухаммаду, повинуется Богу (4:80; 4:64)


Все вышеперечисленные духовные функции выходят далеко за рамки функции Пророка по декламации и возвещению Корана. На самом деле, эти перечисленные выше духовные функции относятся к категории вилаята (духовного покровительства), а не законодательного пророчества (нубувват), которое заключается только в провозглашении откровения. Простое сосредоточение внимания на нескольких вышеупомянутых духовных функциях Мухаммада (С) показывает необходимость в духовном наследнике и преемнике Пророка. Если Мухаммад (С) ответственен за руководство верующих от имени Бога, за молитву о прощении верующих (4:64), принятие от них пожертвований для очищения их (9:102-104) от имени Бога, посылание на них благословений для их покоя (9:103), судейство между ними (4:65) и за принятие их повиновения от имени Бога – и всё это в своё время, так разве не требует это присутствия кого-то, кто бы выполнял эти духовные функции для верующих в каждый век и время после ухода Пророка? Если ответ отрицательный, то разве это не противоречит самой справедливости Бога? Зачем Богу благословлять людей определенного времени и эпохи личностью, выполняющей все вышеперечисленные функции, а затем лишать того же благословения бесчисленное множество людей, живущих после него? Единственный логический вывод состоит в том, что такая личность, как Пророк Мухаммад, всегда должна присутствовать в мире, чтобы продолжать его духовную и религиозную миссию.

Статус Мухаммада (С) как Печати пророков означает лишь завершение откровения писаний и законодательного пророчества. Но Божественное вдохновение (та’йид) и духовное покровительство (вилаят) должны продолжаться всегда – иначе человечество было бы полностью лишено Божественного руководства. Таким образом, преемник Мухаммада (С) в отношении Божественного вдохновения (та’йид) и функций вилаята, личность, которая продолжает вести верующих от имени Бога, молиться за их прощение, принимать их пожертвования и очищать их от имени Бога, посылать благословения на них, судить между ними и принимать их повиновение от имени Бога, – это наследный исмаилитский Имам из потомства или Ахл ал-Байта Мухаммада (да благословит Аллах его и род его).

«Кроме того, по божественному праву должно существовать продолжение хотя бы части первоначальной связи между человеком и Богом, во многом такой, какой она была при жизни Пророка. Иными словами, в мире во все времена должен быть пророчески вдохновленный человек, который, будучи наследником самого Пророка, продолжает принцип его правления во всех тех вопросах, где его [т.е. Пророка] власть была когда-то верховной… В нынешнюю историческую эпоху таким человеком является Имам, и он по необходимости является прямым потомком Мухаммада через его единственного избранного наследника и исполнителя завещания ‘Али Ибн Аби Талиба».

– Пол Уолкер,
Ранний философский шиизм» англ.изд., 3-4)


www.ismailignosis.com