«Я думаю, что для монотеистических религий, разделяющих общее представление о Едином Боге, было бы желательным и даже обязательным вести диалог. Эти три религии, вдохновлённые Авраамом, имеют больше общих черт, чем различий. Религия должна быть средством утверждения этической значимости бытия, вне зависимости от конфессиональной принадлежности человека».

Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(Интервью для Массимо Нава – журналиста газеты Correre della Sera, 22 октября 2001 г.)

Иудаизм, христианство и ислам разделяют множество общих теологических убеждений и этических принципов. В самом деле, все три религии почитают Пророка Авраама и имеют гораздо больше сходства друг с другом, чем с другими религиозными традициями. И наиболее важно, что все три религии утверждают существование одного Бога, Абсолютной и Бесконечной Реальности, непрерывно творящей и поддерживающей существование всех вещей [с рациональными и логическими доводами в пользу этой классической концепции Бога вы можете ознакомиться по ссылке]. В приведённой ниже таблице представлены 28 ключевых теологических убеждений авраамической монотеистической теологии, в которых позиции иудаизма, христианства и ислама во многом совпадают. Надеемся, что читатели увидят, как много общего есть у иудаизма, христианства и ислама и как это объединяет иудеев, христиан и мусульман духовными узами братства. (Все эти теологические пункты имеют более специфические интерпретации в различных течениях внутри каждой религии, но здесь они представлены на наиболее базовом уровне). Это означает, что иудео-христианская и исламская цивилизации имеют общий религиозный, культурный и духовный этос (характер и дух): нет никакого столкновения цивилизаций; есть только столкновение невежеств. И это невежество можно исцелить посредством образования и принятия различий в рамках плюрализма.

«Еще одна, даже более фундаментальная, причина внутреннего сходства и сродства двух цивилизаций заключается в едином истоке трёх монотеистических религий – ислама, христианства и иудаизма. Все они связаны общим предком – Авраамом – чьё мистическое присутствие сохранилось в цитадели Алеппо. Ислам, наиболее позднее из трёх откровений, всегда признавал и подтверждал предшествующие религиозные традиции и обеспечивал, в рамках своих различных региональных культур, успешные модели религиозного и этнического сосуществования».

— Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(Предисловие к книге Стефано Бианка “Сирия, средневековые цитадели между Востоком и Западом”, май 2007; это предисловие можно прочесть по ссылке)

Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV является 49-м наследным Имамом мусульман шиитов исмаилитов. Он – прямой потомок Пророка Мухаммада, прямой потомок Пророка Авраама и духовный наследник религиозной власти всех авраамических пророков. Ниже мы приведём замечания исмаилитского Имама касательно духовного единства авраамических монотеистических религий наряду с обобщением материала таблицы:

Исмаилитский Имам, Ага-Хан IV, беседует с Его Высокопреосвященством Жозе да Круш Поликарпу, кардиналом и Патриархом Лиссабона, ректором Католического университета Португалии
  • Иудаизм, христианство и ислам согласны по 18 теологическим пунктам из 28 приведённых выше: Первая область согласия касается теологии – относительно единства Бога; концепции сотворения; предсуществующего Слова Бога; существования ангелов и человеческих душ; духовного положения и единства человечества; ниспослания пророкам Божественного откровения; образа Авраама и его примера; ниспослания Писаний (Тора, Псалмы (Псалтирь));

«Уже несколько лет мы слышим предсказания о неизбежном столкновении индустриального Запада с мусульманским миром. Их, конечно же, стало еще больше после трагедии 11 сентября и других проявлений насилия. Однако большинство мусульман не мыслят подобным образом; только ничтожное меньшинство так думает. Большинство из нас понимает, что лишь крайне малая область нашей теологии противоречит другим авраамическим религиям – христианству и иудаизму. И гораздо большее находится в гармонии. Что же произошло с исламской традицией, которая говорит, что наши лучшие друзья – это представители авраамических религий, известные как “Люди Книги”, чья вера полностью основана на монотеистическом откровении?»

— Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(88-я лекция памяти Стивена А. Огдена о международных отношениях, 10 марта 2014 г.; прочесть стенограмму лекции можно по ссылке)

  • Иудаизм, христианство и ислам согласны в том, что необходимо следовать Боговдохновенному закону (Тора, Галаха, Церковное каноническое право, шариат), который направляет всю религиозную и социальную деятельность человека в контексте его отношений с Богом;

«Недавние упоминания шариата в прессе журналисты иллюстрировали его проявлениями в Афганистане. Журналисты приучаются употреблять эти слова – но сколькие из них знают, что они реально означают? Сколькие из них понимают, к примеру, что шариат рассматривается большинством мусульман как постоянно меняющийся корпус законов, как предмет того, что мы именуем фикхом, подразумевающий возможность развития и эволюции толкования. Многие ли из них осведомлены об избирательном и умеренном применении шариата в правовых системах тех исламских стран, которые позволяют его применение? Сколькие из них знают, что арабские переводчики Ветхого Завета использовали слово шариат” для обозначения Торы, тем самым подчеркивая общее восприятие Божественного Закона, который определяет духовные взаимоотношения между Богом и верующими в Него? Многие ли достаточно осведомлены, чтобы оценить познавательные качества шариата в гражданском праве?»

— Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(Основной доклад на конференции Объединенного Содружества Прессы, 17 октября 1996 г.; текст доклада можно прочесть по ссылке)

  • Христианство и ислам согласны ещё по четырём дополнительным теологическим пунктам (таким образом, соглашаясь в целом по 22 пунктам) – касательно веры в предшественников Иисуса, непорочное зачатие Иисуса от Марии и касательно его положения как Божьего Пророка, Посланника и Мессии (Христа);
  • Иудаизм, христианство и ислам расходятся во мнениях относительно теологического положения Иисуса; Иудаизм не признаёт пророчество Иисуса; христианство и ислам признают Иисуса как Божьего Пророка, Посланника и Мессию, рожденного от Девы Марии, однако расходятся в вопросе его божественности; христианство почитает Иисуса как Сына Божьего (второе лицо Троицы) и как воплощение Бога на земле; ислам признаёт Мухаммада в качестве последнего Пророка и Посланника Бога, в то время как Иудаизм и Христианство не признают пророческую миссию Мухаммада;
  • Иудаизм, христианство и ислам имеют много общего в практических вопросах повседневной жизни: обязательность ежедневной молитвы (формальная молитва и неформальная молитва); обязанность жить согласно Божьей воле, выраженной в правилах поведения; общие ценности и этические принципы; спасение посредством веры и Божественной милости; расчет в День Суда; и благословение миром (“шалом”, мир).

«Я хочу сказать, что основа взаимопонимания может быть заложена через принятие этических принципов, общих для авраамических религий. Формы различны. Но этические принципы; принципы, в соответствии с которыми живут человеческие общества, — отношение к бедным, отношение к обездоленным, отношение или забота общества, в котором доминирует мужская часть общества – всё это мы можем найти повсеместно. Мы находим это в христианском обществе, в христианских культурах прошлого и настоящего, и в мусульманском мире то же самое».

— Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(Интервью для Международной Ливанской Вещательной Корпорации (LBCI), 8 ноября 2001 г.)

  • Несмотря на некоторые теологические расхождения, иудеи, христиане и мусульмане являются духовными потомками Авраама; как представители единой духовной общности, они имеют гораздо больше общего, чем тех моментов, которые их разделяют; они могут и должны работать вместе в направлении развития человеческого общества во всём мире на основе единого этического фундамента:
Исмаилитский Имам, Ага-Хан IV, беседует с Его Высокопреосвященством Жозе да Круш Поликарпу, кардиналом и Патриархом Лиссабона, ректором Католического университета Португалии

«Есть те, которые говорят, что вера разделяет. Может быть и так. Но сегодня мы должны использовать каждую имеющуюся возможность для того, чтобы объединить различные религии для решения проблем наших обществ. Мы исходим из общего религиозного наследия, потомки Авраама, и от нас требуется решать проблемы нашего общества, основываясь на наших общих нравственных предпосылках».

— Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(“Протокол о сотрудничестве” между Исмаилитским Имаматом и правительством Португалии, 19 декабря 2005 г.)