Доказательство Пророчества: Логическое обоснование пророческой миссии Мухаммада (C)

Эта статья продолжает и строится на выводах нашей предыдущей статьи о доказательстве существования Бога как Необусловленной Реальности. Мы просим читателей, не знакомых с этим доказательством и концепцией Бога как Необусловленной Реальности сначала прочитать эту статью. Также мы рекомендуем ознакомиться со статьёй «10 удивительных фактов, которые нужно знать о Коране», дополняющей эту.

Цель этой статьи – изложить философское доказательство пророческой миссии Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его): показать, что Мухаммад ибн ‘Абдуллах (570-632) был божественно-вдохновленным Пророком и Предводителем, назначенным Богом для передачи божественного руководства человечеству, и что речь Мухаммада (С), которая включает Коран, – является выражением этого божественного руководства. Однако не стоит преувеличивать следствия этого доказательства: мы не утверждаем, что ислам в его историческом развитии – единственная истинная религия, а Коран буквально продиктован Богом, или что непризнающие Мухаммада (С) Пророком должны подвергаться осуждению. Напротив, правильное историческое прочтение Корана показывает, что возможность спасения не принадлежит эксклюзивно какой-либо одной религиозной общине, а она основана на признании Бога, надлежащем ответе на Его благословения и совершении добродетельных поступков. В мире 1,5 миллиарда мусульман, и все они относятся к различным течениям, ветвям, культурным общностям, политическим движениям и школам мысли, многие из которых противоречат друг другу. Поэтому ислам и мусульман нельзя рассматривать как единую однородную общность. Пожалуй, единственные положения веры, которые разделяются всеми мусульманами, – это то, что Бог един, а Мухаммад – Пророк Его.

Признательность: Предлагаемое читателю доказательство, будучи оригинальным, основано на мысли досовременных исмаилитских философов Абу Хатима ар-Рази (ум. 934), Насир-и Хусрава (ум. ок. 1088) и ‘Абд ал-Карима аш-Шахрастани (ум. 1153), а также на современных научных исследованиях Навида Кирмани (Бог прекрасен: эстетическое восприятие Корана, 2015).

A. Предисловие: Жизнь и путь Мухаммада (С) – очень краткое изложение

Жизнь Пророка Мухаммада происходила в полностью известную нам историческую эпоху, и её история хорошо задокументирована в современных ему источниках (перечисление источников здесь). Большинство историков ислама считают, что текст Корана в том виде, в котором он существует сегодня, является записью слов Мухаммада (С), сказанных им при жизни (свидетельства академической истории представлены здесь).

Период юности

• Мухаммад (С) родился в Мекке в святой семье Бану Хашим, ведущей родословную от Исмаила (Изма‘ила), сына Авраама (мир им). Мухаммад (С) осиротел в юном возрасте, и его воспитывали дед ‘Абд ал-Мутталиб и дядя Абу Талиб. Впоследствии Мухаммад (С) воспитал сына дяди, ‘Али ибн Аби Талиба (мир ему), как своего сына.
• Аравия седьмого века была племенным обществом, в котором верность племени и клану ценилась превыше всего; там не было государств, наций, границ и верховенства закона. Войны и набеги были привычной частью повседневной жизни. Состояние постоянной войны было обычным для соседних племён или городов, хотя иногда лидеры племён и заключали перемирие.
• Мекка была торговым и аристократическим центром Аравии, и её значимость во многом основывалась на идолопоклоннической материалистической культуре, центром которой было священное здание Каабы.
• Мухаммад (С) стал успешным купцом и был известен по всей Мекке честностью и надежностью, а также заботой о бедных. В 595 году его нанимательница Хадиджа (она была старше его на 15 лет) предложила ему женитьбу, и он согласился.

Начало пророческой миссии

• Мухаммад (С) пережил духовный мистический опыт во время регулярных ночных медитаций в 610 году и тогда он убедился и поверил, что получает божественное вдохновение и откровение от Бога, которое он выражал через декламации на арабском языке, называемые словом “кур’ан” (“чтение вслух” / “декламация”).
• Мухаммад (С) начал проповедовать послание, провозглашённое в Коране и его проповедях: единство Бога и недопустимость поклонения идолам; необходимость следовать и повиноваться Божьему руководству через руководство Мухаммада (С); признание всех предыдущих боговдохновенных Пророков прошлого, таких как Ной, Авраам, Моисей, Пророки Израиля и Иисус (да будет мир на ними); явное уважение и признание всех монотеистических верований, включая иудаизм и христианство; важность духовного очищения и добродетели; постоянное поминание Бога, этический императив устранения несправедливости в обществе, помощь нуждающимся и беззащитным, а также конечная ответственность всех людей в Судный день.
• Послание Мухаммада (С) собрало множество последователей в Мекке и вызвало сильное противодействие; многие из его последователей подвергались массовым преследованиям и пыткам.
• Мелодичная и ритмичная речь Корана во многом способствовала тому, что многие уверовали в послание и божественное вдохновение Мухаммада (С) и были преданы ему. Речь Корана превосходила арабскую поэзию, рифмованную речь и все произведения современных ему мастеров слова Мекки. Несколько прорицателей и поэтов Мекки бросили Мухаммаду (С) вызов в поэтическом споре, но не смогли ни подражать, ни соперничать, ни превзойти сказанные им коранические стихи.
• Против Мухаммада (С) выступали представители его собственного племени — Курайш, которые были лидерами мекканской торговли и аристократами; в течение нескольких лет Мухаммад (С) и его клан подвергались социальному и экономическому бойкоту и блокаде со стороны мекканцев и едва не умерли от голода.

Переселение (хиджра) и община раннего периода

• В 622 году, после того как Мухаммада (С) чуть не убили по сговору мекканских племён и лидеров, он и его последователи бежали в город-государство Медину, где Мухаммад (С) был приглашён стать лидером и судьёй между враждующими племенами.
• Мухаммад (С), его община и около дюжины еврейских племён Медины подписали Конституцию Медины, в которой поклялись поддерживать друг друга и защищать от внешних угроз; эта Конституция признавала права всех религиозных общин Медины, включая евреев и христиан, и причисляла все еврейские племена к общине или Умме Мухаммада (С).
• Ранняя община (умма) Мухаммада (С) была межконфессиональной и экуменической: в неё входили верующие (те, кто верил в пророчество Мухаммада(С)), иудеи и христиане, которые должны были исповедовать и следовать своим собственным религиозным традициям. В двух стихах Корана (2:62, 5:69) прямо говорится, что иудеи и христиане, а также те, кто искренне поклоняется Богу и совершает добродетельные поступки, обретут спасение.

Шариат, права женщин и браки

• В Коране не говорится о шариате. Шариат – это свод толкований Корана в правовом ключе, созданный мусульманскими правоведами спустя столетия после Мухаммада (С). Касательно государства Медины Коран содержит не более 500 стихов по юридическим вопросам (брак, развод, составление завещаний, сделки, долги, имущество и т. д.) из более чем 6 000 стихов.
• Женщины в Аравии VII века до появления ислама имели очень мало прав и не считались личностью. Мухаммад (С) и Коран (2:228, 4:19, 4:1, 33:35) прямо признали духовное равенство мужчин и женщин как личностей под Богом (в отличие от буквального понимания учения Конфуция и Библии).
• Коран объявил вне закона детоубийство девочек, предоставил женщинам право владеть собственностью (4:7), право на наследство (4:11), право на брак по взаимному согласию, право на развод (4:35), право на сохранение собственного имущества после брака (4:11), право быть свидетелями (2:282), право на труд и т. д. (В отличие от этого, Западная Европа начала предоставлять женщинам имущественные и личные права только в XVIII веке; Америка и страны Британского Содружества признали равные права женщин в XIX-XX веках).

• Пророк Мухаммад в течение жизни женился на 12 жёнах: 1 брак по любви (Хадиджа); 6 браков с незащищенными, овдовевшими и разведёнными женщинами, которых Мухаммад (С) взял в свой дом и предоставил им защиту (Сауда, Хафса, Зайнаб, Умм Салама, Умм Хабиба, Маймуна); 2 брака были заключены по предложению или просьбе женщины (Сафийя, Зайнаб); 2 брака для создания семейных и политических союзов с другим племенем (Аиша, Джувайрия); 1 брак (Мария ал-Кибтия) был заключен с рабыней, отправленной Мухаммаду (С) архиепископом Александрии (подробнее о браках Мухаммада (С) здесь).
• Вопреки распространённому мифу, Аише было не шесть лет на момент замужества с Мухаммадом (С). Все исторические свидетельства, рассмотренные вместе, указывают на то, что Аиша родилась за 4 года до начала пророческой миссии Мухаммада (С) и была выдана замуж за Пророка по инициативе её отца на десятом году миссии Мухаммада (С): следовательно, ей было около 14 лет, и это был нормальный брачный возраст до недавнего времени (все свидетельства проанализированы в этой рецензированной статье). Портал “Исмаилитский Гнозис” обобщил свидетельства из различных мусульманских исторических источников и исследований, которые показывают, что на момент замужества ей исполнилось 18 лет.

• Мекканцы совершили несколько нападений на общину Мухаммада (С) в Медине, при этом их силы значительно превосходили силы Мухаммада (С): битва при Бадре (624), битва при Ухуде (625), битва при Хандаке (627). Община Мухаммада (С) победила в Бадре, проиграла в Ухуде и выдержала осаду мекканцев в битве при Хандаке (Битве у Рва).
• В ходе этих сражений два иудейских племени Медины, Бану Надир и Бану Курайза, сотрудничали с мекканцами, нарушили свои клятвы и предали мединскую общину Мухаммада (С).
• Племя Бану Надир по меньшей мере дважды пыталось убить Мухаммада (С); после провала заговора оно было изгнано из Медины.
• Племя Бану Курайза тайно вступило в союз с мекканцами во время Битвы у Рва, а затем напало на общину Мухаммада (С), применив вооружённые силы. Побеждённые Бану Курайза добровольно подчинились суду бывшего иудея, который вынес приговор в соответствии с ветхозаветными законами: их сражавшиеся мужчины были казнены, а остальные члены племени изгнаны из Медины (подробнее здесь).
• В 628 году несколько иудейских племён, в том числе Бану Надир и Бану Курайза, собрались в Хайбаре, чтобы заключить союз и напасть на Медину. Войска Мухаммада (С) разгромили их в Хайбаре, и он разрешил побеждённым иудейским племенам жить в мире, исповедовать свою веру и находиться под защитой от армии Мухаммада (С), пока они платят дань. Подробнее о контексте и обстоятельствах каждой крупной битвы читайте здесь.

Последние годы

• В 628 году Мухаммад (С) подписал с мекканцами 10-летний мирный договор (Худайбийский договор), который позволил его общине свободно передвигаться по Аравии. Через год мекканцы нарушили мирный договор, убив нескольких последователей Мухаммада (С). Более подробно о стихах Корана, посвященных войне и явленных в это время, можно прочитать здесь.
• В 630 году, после расторжения мирного договора, положение Мухаммада (С) в Медине усилилось благодаря тому, что различные аравийские племена вступили с ним в союз и приняли ислам. С отрядом в 10 000 человек Мухаммад (С) двинулся на Мекку и вошёл в город почти без кровопролития. Мухаммад (С) объявил амнистию и обеспечил безопасность курайшитам и их вождю Абу Суфьяну, которые в течение последнего десятилетия жестоко противостояли Мухаммаду (С).
• В 632 году Мухаммад (С) совершил последнее паломничество в Мекку, объявил своего двоюродного брата и зятя Имама ‘Али ибн Аби Талиба (а.с.) своим политическим и духовным преемником и вскоре после этого скончался.

B. Доказательства пророческой миссии Мухаммада (С)

Шаг 1: Предпосылки и определения: Речь Бога и Книга Бога

Аргумент опирается на следующие предпосылки (доказанные в предыдущей статье о существовании Бога):

  • Во всей реальности существует одна Абсолютная, Простая, Неограниченная, Вечная, Необусловленная Реальность (реальность, существование которой не зависит ни от чего другого) она называется «Бог»;
  • Всё остальное, что существует (кроме Бога) является Обусловленной Реальностью – реальностью, существование которой неизменно зависит от другой реальности;
  • Все Обусловленные Реальности неразрывно зависят от Бога или Необусловленной Реальности в своём существовании в любой момент времени;
  • Иначе говоря, Бог как Необусловленная Реальность создаёт все Обусловленные Реальности и поддерживает их существование – в этом заключается философский смысл того, что Бог является «Творцом» всех сотворённых существ.

Сегодня мусульмане называют Коран и предшествующие ему писания Речью или Словом Бога и Книгой Бога, так же как христиане и иудеи называют Библию Словом Божьим. В понимании обычного человека Бог буквально «произнёс» Коран на арабском языке или Тору на иврите, и они уже были написаны как «небесная книга», прежде чем были явлены или ниспосланы на землю. Однако в шиитском исмаилитском исламе значение понятий Речь Бога и Книга Бога отличается от такого распространённого понимания, как будет объяснено ниже.

Первое определение: «Речь Бога» – это Акт Божественного Творения, который порождает, поддерживает и питает все обусловленные реальности

A. «Речь» или «слово» Бога не состоит из звуков, слов или букв – потому что Бог абсолютно прост и превосходит время, пространство и материю, тогда как слышимая речь (звуки, буквы) возможна только при посредстве тел и воздуха.

B. В человеческом понимании «речь» – это действие говорящего, с помощью которого он выражает определённое намерение, доносит сообщение, смысл или повеление.

C. По аналогии, «Речь Бога» – это Его единый вечный акт творения, дарующий существование всем обусловленным реальностям в каждый момент времени.

D. Таким образом, «Речь Бога» в действительности является Его актом творения для создания и поддержания всех обусловленных реальностей.

Второе определение: «Книга Бога» – это совокупность всех обусловленных реальностей, поддерживаемых «Речью Бога» и проявляющих её.

A. «Книга Бога» не имеет формы произнесённых или написанных слов и языка, поскольку Бог превосходит время, пространство и материю, а записанные слова (также как и тексты и язык) существуют через посредство физических тел, пространства и времени.

B. В человеческом понимании «письмо» – это запись или проявление речи, и оно следует за ней.

C. По аналогии, «писание» или «книга» Бога – это вся совокупность обусловленных реальностей (сотворённых существ), которые получают, проявляют, отражают или записывают «Речь Бога» (акт божественного творения).

D. В действительности «Книга Бога» – это вся совокупность обусловленных реальностей и их умопостигаемых форм.

В заключение следует отметить, что «Речь Бога» (непрерывный акт божественного творения) непрерывно создаёт, поддерживает и выражает себя в форме «Книги Бога» (обусловленных реальностей или тварных существ).

Итог предпосылок и определений:

  • Бог существует qua Абсолютная, Простая, Неограниченная, Необусловленная Реальность (см. предыдущую статью).
  • Речью Бога называется вечный акт божественного творения, непрерывно создающий и поддерживающий все обусловленные реальности (см. выше).
  • Книгой Бога называется вся совокупность обусловленных реальностей или тварных существ (см. выше).
  • Человек обладает уникальной способностью познания (называемой интеллектом), отсутствующей у других живых существ, благодаря которой он интеллектуально распознаёт и рационально выражает знания посредством дискурсивной речи и письма.

Демонстрация Божественного Руководства и необходимости в Наставляющем

Шаг 2: «Речь Бога» (акт божественного творения) дарует божественное руководство всем обусловленным реальностям («Книге Бога») для их блага.

A. Все наблюдаемые во Вселенной объекты, одушевлённые или неодушевлённые, демонстрируют последовательное, предсказуемое и рациональное поведение – в современной науке это поведение описывается как «законы природы».

B. Законы природы не являются самими причинами этого закономерного поведения, они есть только его гипотетические описания; закономерное поведение всей материи требует более фундаментального объяснения и описания причин. Сам Эйнштейн однажды написал, что «a priori мы должны ожидать что мир хаотичен, и никоим образом не может быть познан с помощью мышления» (Эйнштейн и поколения науки, 1982 г., xviii)

C. Поскольку Бог непрерывно творит и поддерживает всё во Вселенной, мы можем сделать вывод, что рациональное, упорядоченное, закономерное поведение Вселенной возможно именно благодаря божественному руководству – то есть акт божественного творения («Речь Бога») непрерывно наставляет и подсказывает всем объектам Вселенной закономерное поведение для выполнения или завершения некоторой предрасположенности, импульса или склонности.

D. Законы природы есть проявление божественного руководства, в пользу чего свидетельствуют следующие примеры:

  1. Вселенная и всё, что в ней находится – кварки, субатомные частицы, атомы, молекулы, тела с их массой и т. д., демонстрируют поведение в рамках законов и шаблонов, известных как законы физики, согласно которым действие каждого вида материальных объектов направлено на исполнение или завершение некой предрасположенности, силы или тенденции – таково божественное руководство для неорганических объектов.
  2. Живые существа (от одноклеточных организмов до животных) способны находить и получать питание из внешней среды, приспосабливаться к ней и сохранять свое существование и вид благодаря особым способностям, которыми их наделила Речь Бога, – это божественное руководство, данное органическим живым существам.
  3. Человеческий интеллект, который распознает первичные принципы и действует по законам логики, чтобы рассуждать от предпосылок к заключениям, является особой способностью, дарованной Божественной Речью, – это божественное руководство, данное всем людям. Эти естественные законы Вселенной и интеллектуальные законы человеческого интеллекта в совокупности также служат руководством для человека, как для выживания, так и для процветания. (Стоит отметить, что утверждающий, что в Космосе нет никакого божественного руководства, может быть прав только в том случае, если он претендует на абсолютное всеведение обо всей Вселенной).

E. Таким образом, «Речь Бога» (акт божественного творения) проявляется во всем Космосе («Книге Бога») через конкретные божественные указания, соответствующие каждому уровню и виду обусловленной реальности.

Шаг 3: Хотя бы одно человеческое существо в каждый момент времени постигает всю полноту божественного руководства, содержащегося в Речи Бога и предназначенного для людей

A. Если Речь Бога (Его акт творения) постоянно обеспечивает божественное руководство для человеческого благополучия, то по крайней мере один человек в каждый период человеческой истории полностью постигает всю полноту этого божественного руководства.

Подтверждение: Если это не так и божественное руководство понимается лишь частично, значит, существует какая-то часть божественного руководства, неизвестная человечеству в данный период. Тогда руководство в принципе недоступно для людей. Однако руководство только тогда выполняет свою функцию и служит «руководством», когда оно действительно доступно и направляет тех, кого оно должно направлять; недоступное руководство по определению не является руководством в действительности. Таким образом, любое божественное руководство для благополучия человека должно быть известно во всей полноте и полностью признано хотя бы одним человеческим существом в каждый момент существования человечества.

B. Человеческое существо, полностью постигшее божественное руководство, отличается от других человеческих существ, которые не постигли его, в силу обладания превосходной способностью познания или восприятия;

Подтверждение: По логической необходимости должен существовать фактор, объясняющий, почему определённое человеческое существо постигает всю полноту божественного руководства, исходящего из Речи Бога, а другие человеческие существа – нет. Это свойство должно быть внутренним и специфическим для данного человека и должно относиться к его способностям познания и восприятия. По аналогии, человеческий род отличается от всех других видов живых существ наличием особой способности познания – интеллекта, благодаря которому люди произносят членораздельную речь (т. е. пользуются языками) и создают письменность, в отличие от животных.

C. Таким образом, в любой момент времени в мире всегда есть хотя бы одно человеческое существо, постигшее всю полноту божественного руководства с помощью высшей познавательной способности, отсутствующей у других людей. Это человеческое существо, полностью постигшее божественное руководство, называется «Обладателем Божественного руководства».

Пояснение: По аналогии, Обладатель Божественного руководства посредством своей высшей способности познания «читает» Книгу Бога (всю совокупность обусловленных реальностей) и тем самым постигает всю полноту Божественного руководства, исходящего из Речи Бога – подобно тому, как среди всех видов животных только человек может «читать» разумную речь в форме письма. В этом и заключается истинный смысл коранической или библейской идеи о том, что «Книга Бога» открывается посланнику или пророку через Святой Дух: Дух есть эта высшая способность познания Обладателя Божественного руководства, а «Книга Бога» – божественное руководство, присутствующее в обусловленной реальности.

Признаки Обладателя Божественного руководства

Шаг 4: Обладатель Божественного руководства в каждую эпоху сообщает его людям посредством речи.

A. Люди имеют доступ к божественному руководству только если Обладатель Божественного руководства сообщает его им.

B. По логической необходимости Обладатель Божественного руководства должен передать его им.

C. Речь превосходит письменность и предшествует ей.

Подтверждение: Люди сообщают друг другу сведения и знания устно или письменно, и письмо – это просто фиксация речи в визуальной форме. Письменная коммуникация подвержена физической порче (из-за плохого хранения носителя) и интеллектуальной порче (из-за умышленного или неумышленного ошибочного толкования), но устная коммуникация более гибка, более наглядна и может сразу же сопровождаться уточнениями в случае непонимания получателем. Записанный текст статичен, фиксирован и устаревает, в то время как речь динамична и реагирует на каждую новую ситуацию, требующую божественного руководства. Поэтому речь логически и исторически предшествует письму и представляет собой самое непосредственное и близкое к источнику изложение сообщаемого.

D. Следовательно, Обладатель Божественного руководства в каждую эпоху сообщает его людям посредством речи. В этом смысл коранического выражения «читать Книгу Бога» или «читать Слово Бога»: Обладатель Божественного руководства воспринимает или «читает» Книгу Бога, видит в ней божественное руководство из Речи Бога (акта божественного творения), а затем передаёт или «читает» это божественное руководство другим:

Шаг 5: Обладатель Божественного руководства в каждую эпоху узнаваем для других по одному из двух признаков – указанию другого Обладателя Божественного руководства или неподражаемой вдохновенной речи.

А. У людей каждой эпохи должна быть возможность узнать Обладателя Божественного руководства, чтобы получить от него это руководство.

В. Обладатель Божественного руководства в каждую эпоху должен заявлять о себе и демонстрировать внешние признаки, по которым люди могут узнать его.

  1. Первый внешний признак: Обладатель Божественного руководства определён и выбран другим Обладателем Божественного руководства. Этот признак основан на несомненном признании предшествующего Обладателя Божественного руководства.
  2. Второй внешний признак: речь Обладателя Божественного руководства, с помощью которой он сообщает его, – неповторима, несравнима ни с чем и абсолютно отлична от речи других людей, не являющихся Обладателями Божественного руководства.

Например, чёткая и рациональная речь людей (обладающих интеллектом и рассудком), разительно отличается от звуков и жестов животных, не обладающими ими. Подобно этому, неповторимая речь Обладателя Божественного руководства возвышается над рациональной речью обычных людей (не обладающих этим Божественным руководством) и превосходит её.

C. Следовательно, Обладатель Божественного руководства в каждую эпоху будет:

a) Объявлен и указан другим Обладателем руководства, и/или

б) Будет передавать божественное руководство посредством неподражаемой речи, недостижимо превосходящей обычную человеческую речь.

Шаг 6: Пророк Мухаммад был Обладателем Божественного руководства в свою эпоху (610-632 гг. н.э.).

A. Пророк Мухаммад, историческая личность, жившая в 570-632 гг. н. э., провозгласил себя боговдохновенным Обладателем Божественного руководства, заявив, что он Пророк и Посланник Бога, который направляет людей на верный путь (см. исторические документы, подтверждающие жизнь Пророка Мухаммада; см. что Коран сообщает о Пророке Мухаммаде; краткая хронология пророческой миссии Пророка Мухаммада изложена выше).

B. В качестве видимого признака провозглашённого получения божественного вдохновения и передачи божественного руководства Мухаммад (С) произносил слова Корана – боговдохновенные декламации, произносимые именем Бога на протяжении 23 лет в самых разных контекстах, ситуациях и в течение различных событий (см. историческую документацию, подтверждающую, что составленный воедино текст Корана датируется серединой VII века).

C. Литературная форма Корана неповторима (невоспроизводима) и чудесна по сравнению любой другой формой арабской речи – об этом свидетельствуют и это подтверждают многочисленные востоковеды и западные исследователи арабской литературы. Также это подтверждается личным опытом восприятия Корана современниками Мухаммада (С) и мусульманскими общинами на протяжении веков, и единодушным научным мнением мусульманских богословов, философов и знатоками грамматики.

Дополнительные разъяснения: Под терминами «чудо/чудесное» или «неповторимость/неповторимое» (и‘джаз) мы не подразумеваем какого-либо «нарушения законов природы» или «божественного вмешательства» в нормальный ход вещей. Как сказано выше, Бог создаёт и поддерживает всё бытие в каждый момент времени, и поэтому божественные «вмешательства» полностью излишни: законы природы никогда не нарушаются, потому что они являются проявлением непрерывного творения и руководства Бога для Вселенной. Когда говорится, что какое-то произведение «неповторимо» или «чудесно», имеется в виду, что оно превышает возможности определённого класса или вида и требует недоступных ему творческих способностей. То есть некоторое произведение является неповторимым или чудесным не само по себе, а только по отношению к какому-то стандарту или подразумеваемому пределу возможностей. Например, разумное мышление человека и его различные плоды, такие как наука, поэзия, искусство, абстрактное мышление и прочие, безусловно, «неподражаемы» и «чудесны» при сравнении с животными. Аналогично, когда говорится что Коран неповторим и чудесен по критериям человеческих существ, это означает, что литературная форма (назм) Корана и его смысл являют речь и мышление, выходящие за пределы способностей человека, если, конечно, он не является боговдохновенным пророком. Неповторимость Корана является величайшим доказательством обладания Пророком Мухаммадом при жизни Божественным руководством и подтверждением его как боговдохновенного Пророка.

Объективная основа для утверждения того, что Коран чудесен и неповторим (му‘джиз), то есть находится превыше творческого потенциала обычных людей, лежит в объективных литературных нормах, формах и структурах арабского языка. «Несомненно, литературное достоинство оценивается не по каким-то абстрактным критериям; оно может быть оценено только в контексте духа всего арабского языка и словесности» (Сэр Гамильтон Гибб). Только специалисты по арабскому языку и литературе могут действительно определить и оценить качество литературного произведения на этом языке по объективным стандартам. Далее мы приводим выводы экспертов трёх разных категорий:

  1. Современных европейских учёных, изучающих арабский язык и литературу, но не являющихся мусульманами. 
  2. Современных арабских исследователей арабской литературы.
  3. Классических мусульманских исследователей арабского языка и литературы.

Каждое отдельное свидетельство и все они в совокупности демонстрируют нам общий консенсус современных и классических учёных, как мусульман, так и не исповедующих ислам, относительно того, что:

  1. Литературная форма Корана (назм) невоспроизводима, поскольку она превышает возможности, характеристики и определение всей арабской поэзии и прозы на протяжении всей истории.
  2. Данные о первом восприятии Корана показывают, что первые, кто его услышал (как последователи Мухаммада (С), так и его самые яростные противники) признали, что Коран чудесен и неповторим: несколько знатоков арабского ещё при жизни Мухаммада (С) свидетельствовали о превосходстве Корана над всей арабской речью, в том числе: ал-Валид ибн ал-Мугира, ал-Туфайл ибн ‘Амр ал-Дауси, Хасан ибн Сабит, Лабид ибн Раби‘а, Ка‘б Ибн Малик, Сувайд ибн ал-Самит. Никто при жизни Мухаммада (С) не смог создать литературное произведение, равное Корану.
  3. В истории арабского языка и литературы не было ни одной успешной попытки имитировать литературную форму Корана. Все знатоки арабской литературы, поэзии и грамматики исламской цивилизации свидетельствуют о невозможности создать нечто подобное Корану: ал-Джахиз (ум. 868), ал-Наззам (ум. ок. 840), Хишам ал-Фувати (ум. 833), Абу Муслим ал-Исфахани (ум. 934), Абу Хатим ал-Рази (ум. 934), ал-Руммани (ум. 994), ал-Бакиллани (ум. 1013), ал-Шариф ал-Муртада (ум. 1044), Шейх ал-Муфид (ум. 1032), Ибн Хазм (ум. 1064), Абу Исхак Исфара‘ини (ум. 1027), ал-Аш‘ари (ум. 935), ал-Джувайни (ум. 1085), ‘Абд ал-Джаббар (ум. 1025), ‘Абд ал-Кадир ал-Джурджани (ум. 1078), ал-Шахрастани (ум. 1153).
  4. В каждом стихе Корана выбор, сочетания и взаимное расположение слов, грамматических конструкций и риторических приёмов максимально «точно подогнаны» к выражаемому смыслу, так что никакая вариация формы стиха невозможна без серьезного ущерба для эстетической формы или выраженного смысла (три примера стихов рассмотрены далее).

С полным текстом заключения экспертов можно ознакомиться в Приложении «А» к данной статье. И всё же, приведём небольшую выборку из свидетельств экспертов:

Чтобы ознакомиться со всеми утверждениями учёных о неповторимости Корана и его превосходстве над всеми текстами, созданными людьми на арабском языке, пожалуйста, обратитесь к Приложению А, приведённому после статьи.

D. Поскольку Коран, произнесенный Пророком Мухаммадом, неповторим и чудесен по сравнению со всеми другими формами человеческой речи, Пророк Мухаммад был Обладателем Божественного руководства своей эпохи;

E. Будучи Обладателем Божественного руководства, Пророк Мухаммад обладал уникальной способностью «читать» божественное руководство из Речи Бога (акта божественного творения) в Книге Бога (совокупности всех обусловленных реальностей) и передавать это божественное руководство на человеческом языке, создавая нужные символы, словесные выражения и иносказательные формулировки на арабском языке с учётом истории, культуры и социальных характеристик слушателей. Это стало возможным ввиду того, что Мухаммад (С) обладал большими познавательными способностями, чем люди, не постигшие божественное руководство. Коран называет высшую познавательную способность Пророка Мухаммада «Святым Духом» и описывает её как механизм, с помощью которого Пророк получает доступ к «Книге Бога»:

Шаг 7: Обладатель Божественного руководства после Пророка Мухаммада был определён и назван Пророком Мухаммадом.

A. Пророк Мухаммад был Обладателем Божественного руководства своей эпохи (см. шаг 5).

B. Обладатель Божественного руководства должен быть в каждом временном периоде, включая периоды после смерти Пророка Мухаммада (см. шаг 4).

C. Обладатель Божественного руководства сразу после Пророка Мухаммада должен определяться по одному из двух критериев:

  • a) Должен быть определён и назван Мухаммадом (С) следующим Обладателем Божественного руководства; 
  • b) Должен явить неповторимую речь, превосходящую все формы человеческой речи, как это сделал Мухаммад (C) (см. шаг 5)

D. Если Пророк Мухаммад определил и назвал кого-то Обладателем Божественного руководства после него, значит, этот человек действительно является Обладателем Божественного руководства во время после Пророка Мухаммада.

E. Пророк Мухаммад действительно определил и назвал своего двоюродного брата и зятя ‘Али ибн Аби Талиба Обладателем Божественного руководства перед смертью.

Приведённые далее исторически подтверждённые высказывания Пророка Мухаммада, сохранившиеся как в суннитских, так и в шиитских источниках, показывают, что Мухаммад (С) назначил своего двоюродного брата и зятя ‘Али ибн Аби Талиба своим преемником и Обладателем Божественного руководства, чьё положение и власть были равны его собственным (как и задокументировано здесь – Имам Али объявлен преемником Мухаммада также и в суннитских источниках):

Приложение А: Свидетельства того, что Коран, произнесенный Пророком Мухаммадом, является неподражаемой чудесной речью

Литературная форма Корана неповторима (невоспроизводима) и чудесна по сравнению любой другой формой арабской речи – об этом свидетельствуют и это подтверждают многочисленные востоковеды и западные исследователи арабской литературы. Также это подтверждается личным опытом восприятия Корана современниками Мухаммада (С) и мусульманскими общинами на протяжении веков, и единодушным научным мнением мусульманских богословов, философов и знатоками грамматики.

Под терминами «чудо/чудесное» или «неповторимость/неповторимое» (и‘джаз) мы не подразумеваем какого-либо «нарушения законов природы» или «божественного вмешательства» в нормальный ход вещей. Как сказано выше, Бог создаёт и поддерживает всё бытие в каждый момент времени, и поэтому божественные «вмешательства» полностью излишни: законы природы никогда не нарушаются, потому что они являются проявлением непрерывного творения и руководства Бога для Вселенной. Когда говорится, что какое-то произведение «неповторимо» или «чудесно», имеется в виду, что оно превышает возможности определённого класса или вида и требует недоступных ему творческих способностей. То есть некоторое произведение является неповторимым или чудесным не само по себе, а только по отношению к какому-то стандарту или подразумеваемому пределу возможностей. Например, разумное мышление человека и его различные плоды, такие как наука, поэзия, искусство, абстрактное мышление и прочие, безусловно, «неподражаемы» и «чудесны» при сравнении с животными. Аналогично, когда говорится что Коран неповторим и чудесен по критериям человеческих существ, это означает, что литературная форма (назм) Корана и его смысл являют речь и мышление, выходящие за пределы способностей человека, если, конечно, он не является боговдохновенным пророком. Неповторимость Корана является величайшим доказательством обладания Пророком Мухаммадом при жизни Божественным руководством и подтверждением его как боговдохновенного Пророка.

Объективная основа для утверждения того, что Коран чудесен и неповторим (му‘джиз), то есть находится превыше творческого потенциала обычных людей, лежит в объективных литературных нормах, формах и структурах арабского языка. «Несомненно, литературное достоинство оценивается не по каким-то абстрактным критериям; оно может быть оценено только в контексте духа всего арабского языка и словесности» (Сэр Гамильтон Гибб). Только эксперты в области арабского языка и литературы могут действительно определить и оценить качество арабского литературного произведения по объективным стандартам. Поэтому мы собрали ряд свидетельств трёх групп экспертов:

  1. Современных европейских учёных, изучающих арабский язык и литературу, но не являющихся мусульманами.
  2. Современных арабских исследователей арабской литературы.
  3. Классических мусульманских исследователей арабского языка и литературы.

Каждое отдельное свидетельство и все они в совокупности демонстрируют нам общий консенсус современных и классических учёных, как мусульман, так и не исповедующих ислам, относительно того, что:

  1. Литературная форма Корана (назм) невоспроизводима, поскольку она превышает возможности, характеристики и определение всей арабской поэзии и прозы на протяжении всей истории.
  2. Данные о первом восприятии Корана показывают, что первые, кто его услышал (как последователи Мухаммада (С), так и его самые яростные противники) признали, что Коран чудесен и неповторим: несколько знатоков арабского ещё при жизни Мухаммада (С) свидетельствовали о превосходстве Корана над всей арабской речью, в том числе: ал-Валид ибн ал-Мугира, ал-Туфайл ибн ‘Амр ал-Дауси, Хасан ибн Сабит, Лабид ибн Раби‘а, Ка‘б Ибн Малик, Сувайд ибн ал-Самит. Никто при жизни Мухаммада (С) не смог создать литературное произведение, равное Корану.
  3. В истории арабского языка и литературы не было ни одной успешной попытки имитировать литературную форму Корана. Все знатоки арабской литературы, поэзии и грамматики исламской цивилизации свидетельствуют о невозможности создать нечто подобное Корану: ал-Джахиз (ум. 868), ал-Наззам (ум. ок. 840), Хишам ал-Фувати (ум. 833), Абу Муслим ал-Исфахани (ум. 934), Абу Хатим ал-Рази (ум. 934), ал-Руммани (ум. 994), ал-Бакиллани (ум. 1013), ал-Шариф ал-Муртада (ум. 1044), Шейх ал-Муфид (ум. 1032), Ибн Хазм (ум. 1064), Абу Исхак Исфара‘ини (ум. 1027), ал-Аш‘ари (ум. 935), ал-Джувайни (ум. 1085), ‘Абд ал-Джаббар (ум. 1025), ‘Абд ал-Кадир ал-Джурджани (ум. 1078), ал-Шахрастани (ум. 1153).
  4. В каждом стихе Корана выбор, сочетания и взаимное расположение слов, грамматических конструкций и риторических приёмов максимально «точно подогнаны» к выражаемому смыслу, так что никакая вариация формы стиха невозможна без серьезного ущерба для эстетической формы или выраженного смысла (три примера стихов рассмотрены далее).

Свидетельство № 1: Коран неповторим, потому что неповторима его литературная форма (назм) и она превосходит все литературные жанры и формы арабской поэзии и прозы.

Вся арабская поэзия имеет размер. Под стихотворным размером или “метром” понимается соотношение коротких и длинных слогов в строке. Исторически известно, что вся арабская поэзия (до Мухаммада (С) и после) слагается в одном из шестнадцати размеров: 1) ал-тавил, 2) ал-бассит, 3) ал-вафир, 4) ал-камил, 5) ал-раджас, 6) ал-хафиф, 7) ал-хазадж, 8) ал-муттакариб, 9) ал-мунсарих, 10) ал-муктататб, 11) ал-муктадарак, 12) ал-мадид, 13) ал-муджтас, 14) ал-рамил, 15) ал-хабаб, 16) ал-сариа’. Объективным историческим фактом является то, что Коран не соответствует ни одной из шестнадцати арабских метрических форм.

Точно так же Коран не соответствует определению и структуре арабской прозы. Существует два вида арабской прозы – рифмованная речь, называемая садж‘, и обычная речь. Коран содержит некоторые рифмы, но он выходит за рамки как рифмованной прозы, так и нерифмованной речи.

Свидетельство № 2: Эстетическая красота Корана оказала глубокое влияние на современников Мухаммада (С) и изменила их: многие приняли пророчество Мухаммада (С) и божественное вдохновение, просто услышав его чтение Корана:

Свидетельство № 3: Никто (включая современников и врагов Мухаммада (С) и всех кто жил после) не смог создать что-то подобное литературной форме и содержанию Корана, подражать ему или соперничать с ним.

О превосходстве Корана над всей арабской речью свидетельствовали несколько знатоков арабского языка времен Мухаммада (С): ал-Валид ибн ал-Мугира, ат-Туфайл ибн Амр ал-Дауси, Хасан ибн Сабит, Лабид ибн Раби‘а, Ка‘б ибн Малик, Сувайд ибн ас-Самит. Например, ал-Валид ибн ал-Мугира был поэтом курайшитов, и они попросили его вызвать Мухаммада (С) на поединок. После того как Валид услышал чтение Корана Мухаммадом (С), он сказал (как сообщается в многочисленных источниках, включая Ибн Хашама, ал-Байхаки, различные тафсиры):

Свидетельство № 4: В каждом стихе Корана выбор, сочетания и взаимное расположение слов, грамматических конструкций и риторических приёмов максимально «точно подогнаны» к выражаемому смыслу, так что никакая вариация формы стиха невозможна без серьезного ущерба для эстетической формы или выраженного смысла.

О неподражаемости Корана свидетельствуют крупнейшие мусульманские учёные и эксперты по арабской литературе, поэзии и грамматике: ал-Джахиз, ал-Наззам (ум. ок. 840), Хишам ал-Фувати (ум. 833), Абу Муслим ал-Исфахани (ум. 934), Абу Хатим ал-Рази (ум. 934), ал-Руммани (р. 994), ал-Бакиллани (ум. 1013), ал-Шариф ал-Муртада (ум. 1044), Шейх ал-Муфид (ум. 1032), Ибн Хазм (ум. 1064), Абу Исхак Исфара’ини (ум. 1027), ал-Аш‘ари (ум. 935), ал-Джувайни (ум. 1085), ‘Абд ал-Джаббар (ум. 1025), ‘Абд ал-Кадир ал-Джурджани (персидский учёный-арабист, теоретик литературы, грамматик, ум. 1078), ал-Шахрастани (ум. 1153). Ниже мы рассмотрим тонкость трёх образцов стихов в соответствии с анализом персидского учёного-арабиста и теоретика литературы ‘Абд ал-Кадира ал-Джурджани (ум. 1078), представленный Навидом Кирмани (немецким учёным исламоведом):

Пример 1: Коран 11:44

В Коране 11:44 сказано:

وَقِيلَ يَا أَرْضُ ابْلَعِي مَاءَكِ
Ва-кила йа арду бла‘и ма’аки = И сказано было: «О земля, поглоти твою воду; …».

Арабские слова в этой фразе можно поменять местами, чтобы получить то же самое значение (т.е. семантически эквивалентное) следующим образом:

ва кила йа аййуха л-‘ард бла‘и маа’ки = И сказано было: «О земля, поглоти твою воду; …».

Однако стих Корана и перефразированная фраза не равны по литературной форме (назм). Стих Корана 11:44 неподражаем, а семантический эквивалент, хотя и передаёт тот же смысл, не равен ему по литературной форме:

Пример 2: Коран 6:100

В Коране 6:100 сказано:

وَجَعَلُوا لِلَّهِ شُرَكَاءَ الْجِنَّ
Ва-джа‘алу ли-ллахи шурака’а л-джинна = И устроили они Аллаху сотоварищей из джиннов. 

Можно переставить слова и передать тот же смысл, поставив слово «сотоварищей» (шурака) перед словом «Богу» (ли-лиллахи):

ва-джа‘алу шурака’а ли-ллахи ал-джинна = И устроили они сотоварищей Богу из джиннов.

Но вторая фраза с таким расположением слов полностью лишена эстетической силы, присущей литературному составу (назм) стиха Корана, и она даже не передаёт всего смысла, как настоящий стих:

Пример 3: Коран 54:12

Коран 54:12 сказано:

وَفَجَّرْنَا الْأَرْضَ عُيُونًا
Ва-фаджжарна л-арда ‘уйунан = И заставили Мы землю струиться источниками.

Слова в этом стихе можно расположить в двух других комбинациях, сохраняя грамматическую правильность высказывания:

ва-фаджжарна ‘уйуна л-ард = И заставили Мы землю струиться источниками.

ва-фаджжарна л-‘уйун фи-л-‘арди = И заставили Мы землю струиться источниками.

Однако обе эти две перестановки не передают полного смысла и представления стиха Корана, поскольку не раскрывают смысловой связи между словами “струиться” и “источники”.


www.ismailignosis.com