Здесь будут рассмотрены экзотерический (захир), эзотерический (батин) и реальный (хакикат) смыслы молитвы (салах) и их отношения к ритуалам шариата, практике тариката и реалиям (хака’ик) универсальной духовности. В частности, будут рассмотрены в мельчайших подробностях эзотерические отношения между формальной салах и исмаилитским ду’а.

После валаята самым важным столпом ислама является молитва (салах). Молитва была предписана верующим для их собственной духовной пользы. По словам Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его): “молитва – это мирадж верующего”.

Слово салах может происходить от корня васалах (“воссоединиться, прибыть”). Сайидна Насир Хусрав объясняет, что слово салах означает “следовать”, поскольку слово ‘мусалли‘ относится к лошади, которая следует за своим лидером (сабик). Оба этих значения становятся уместными при объяснении эзотерического (батин) смысла салаха.

Коран использует термин салах в самых разнообразных контекстах (молитвы верующих, молитвы Пророка, благословения Пророка, благословение Бога и Его ангелов и т. д.), и слово салах (во мн. числе салават) в Коране ещё не имело того конкретного значения ежедневной ритуальной салах (см. ниже), которую практикуют мусульмане сегодня.

Салах: экзотерическая молитва (захири салах).


Экзотерическое измерение (захир) молитвы называется салах или намаз (перс.) – и это ежедневный ритуал молитвы, который практикуется большинством мусульман в настоящее время. Этот салах состоит из следующих этапов:

1) такбир (прославление)

2) киям (стояние)

3) кира’ат (чтение суры Фатиха и другой суры)

4) руку‘ (коленопреклонение)

5) суджуд (земной поклон, прострация)

6) ташаххуд (свидетельство)

7) салам (приветствие)

Эта экзотерическая молитва, салах, осуществляется в направлении экзотерической киблы – Каабы в Мекке. Целью этих телесных жестов является ‘ибадат – поклонение или преклонение Богу.

Согласно шариату – в интерпретации большинства мусульманских школ права (в том числе Фатимидского исмаилитского права, закрепленного в Да’а’им ал-ислам) – есть пять времён для салаха или намаза: фаджр (рассвет), зухр (полдень), аср (после полудня), магриб (после заката) и иша (ночь). Основной соборной салах в течение недели является пятничный салах (джума-намаз), в котором зухр (полдень) и аср (послеобеденная) молитвы часто объединяются.

В салахе центральный акцент делается на исполнении вышеуказанных действий, в которых имеется полное единообразие среди верующих. Вопрос о том, какие коранические суры на самом деле читаются, варьирует от человека к человеку – нет чётко установленной программы чтения определенных сур (хотя есть рекомендуемые суры). Но в отношении телесных действий при салахе различий нет, потому что салах, как экзотерическая молитва, является поклонением, прежде всего, выполняемым физическим телом.

Та’вил (эзотерическое толкование) салаха.


В своем раннем периоде шиитский исмаилитский тарикат ислама был известен просто как Да’ват – слово, означающее “вызов”, “призыв” или “созыв”. Исмаилитский путь ислама определяет себя как путь, который “призывает” человечество к познанию таухида – абсолютного единства Бога – посредством познания имама. Основополагающая роль имама – призвать человеческие души к таухиду, как заявлено на Фатимидской монете:

«Имам Ма’ад [ал-Му’изз] призывает к таухиду Бога, Абсолюта».

Признать валаят (духовное правление) имама и воздать ему бай’ат (присягу, клятву верности) – означает “ответить” на “Призыв” (да’ват) и начать духовный путь к познанию таухида. Это духовное путешествие в рамках призыва включает в себя много уровней посвящения, очищения и реализации вплоть до познания таухида. Именно в таком контексте мы сейчас перейдём к та’вилу и батину салаха.

Эзотерическое толкование салаха объясняется Сайидна Кади ан-Ну’маном в его Асас ат-Та’вил следующим образом:

«Внешнее (захир) благословение салата заключается в его внешнем выполнении, включая все его коленопреклонения и земные поклоны, обязательных и допустимых [компонентов]. Соответственно, скрытое (батин) благословение заключается в признании Призыва истины (да’ват ал-хакк) в каждом поколении, день и ночь, как это делается в выполнении видимого (внешнего) салата. В признании да’вата есть благо для этой и последующей жизни и благо для поклоняющегося. Посланник Бога, Божья молитва и мир ему, сказал: “я получаю удовольствие от молитвы”, то есть в её захир и батин«.

– Сайидна Кади ан-Ну’ман
(Та’вил ад-Да’а’им, Том 1, 176)

Ритуал салах, таким образом, это внешний символ (масал) да’вата, который является его внутренним смыслом (батин). Потому Сайидна Насир Хусрав пишет, что: Та’вилом салаха является да’ват(эзотерическим толкованием намаза является Призыв). Доктор Фарук Топан расширяет отношения между салах и да’ват следующим образом:

«Салах был сделан обязательным для всех мусульман, так как это один из каналов, через которые Бог изливает свои щедроты на человеческие существа. Однако, согласно Корану (31:20), человечество получает Божьи щедроты как в царстве ‘видимого’ (захир) так и ‘невидимого’ (батин). Салах охватывает оба. Его тексты, жесты и даже каноны составляют ‘видимое’. С другой стороны, щедроты в области ‘скрытого’, эзотерического и ‘невидимого’ относятся к принципам исмаилитского тариката (пути) и его практики. Щедроты в эту область направляются через институт да’вата, организации, основной целью которой была ‘призвать’ или ‘пригласить’ избранных людей к пониманию внутреннего смысла веры. Точно так же, как на более широком уровне все мусульмане призываются к молитве через азан, так и в более ограниченном смысле да’ват призывает определенных людей и побуждает их получить эзотерические знания тариката».

– Доктор Фарук Топан,
(«Суахили и исмаилитское восприятие cалата», опубликовано в книге «Исламская молитва сквозь Индийский океан», Дэвид Дж. Паркин, С. Стивен Хедли, 108)

Это также означает, что каждая из семи стадий салаха символизирует один из этапов посвящения в да’ват. Об этом свидетельствует этимология слова салах, что означает “следовать”. Таким образом, эзотерический смысл салаха это “следовать” за да’ватом пророков и имамов. Каждая стадия салаха имеет та’вили смысл, который является соответствующим батини реальности в да’вате:

1) Та’вил такбира (прославления) – это воздать бай’ат и дать обет (ахд, мисак) Имаму Времени. Во время такбира поклоняющийся молчит и поднимает руки к своим ушам. Это символизирует тот факт, что когда мурид обещает имаму бай’ат, он обязуется “слушаться и повиноваться” имаму. Покойный Шейх Мартин Лингс объяснил это с суфийской точки зрения:

“В такбире, который открывает салах, рука кладется на ухо – это ритуальное воплощение слов «мы слушаемся и повинуемся», которые следуют за кораническим кредо (2:287). Рука здесь символизирует свободную волю, которой из всех земных существ наделён только человек, что и делает его сознательно покорным, в отличие от животных, которые обязаны следовать своим инстинктам.”

– Мартин Лингс,
Возвращение к Духу«, 167)

2) Та’вил кияма (стояния) – это то, что мурид должен стоять на своём обете (мисак) с имамом.

3) Та’вил кира’ата (декламации) заключается в том, что мурид слушает исполненные мудрости проповеди да’и. Фактическое прочтение коранических сур является танзилом (экзотерическое откровение) Корана, в то время как проповедь да’и содержит та’вил (эзотерическое откровение) Корана.

4) Та’вил руку‘ (коленопреклонения) означает, что мурид признает бāб (человека, который служит в качестве “доказательства” или “врат») имама в малом цикле и бāб провозглашающего пророка (натик) в большом цикле.

5) Та’вил суджуда (земного поклона) – это признание муридом имама в малом цикле и провозглашающего пророка (натик) в большом цикле.

6) Та’вилом ташаххуда (свидетельства) является признание да’и, который призывает к признанию имама.

7) Та’вил салама (приветствия) (когда поклоняющийся обращается вправо и влево и приветствует людей рядом с ним) заключается в том, что мурид теперь достиг знания и мудрости, чтобы говорить и учить в да’вате других.

Каждый этап да’вата является частью гностического или психического поклонения (‘ибадат илмийя ва нафсийя), которая даёт жизнь и смысл телесному или практическому поклонению (‘ибадат амалиййа) салаха. Семь стадий салаха вместе символизируют малый цикл из семи имамов, посредством которых да’ват поддерживается в каждом времени. Подобно тому как салах осуществляется в направлении экзотерической киблы, мурид путешествует через этапы да’вата в направлении эзотерической киблы – как изложил Сайидна Насир Хусрав:

«Внешний смысл ритуала молитвы – это поклонение Богу телесно, путём продвижения в направлении телесной киблы, которая находится в Каабе, в доме Бога (Всевышнего) в Мекке. Эзотерическое толкование (та’вил-и батин) ритуала молитвы – это поклонение Богу рациональной душой, обращаясь в стремлении к познанию Книги и закона (шариат) в сторону киблы духов, который является Божьим Домом, в котором пребывает Божье знание – Имам Истины».

– Сайидна Насир Хусрав,
(«Между разумом и откровением», 272)

Пятикратный салах, как предписано в шариате, подобным же образом имеет эзотерический смысл. Поскольку салах, как таковой, символизирует да’ват, пятикратная молитва символизирует пять да’ватов пяти великих глаголющих пророков (натиков) Божьих, которые предшествовали Пророку Мухаммаду: Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус. Пророк Мухаммад определил пять ежедневных времени для салах как аллюзию или символ их соответствующих да’ватов. Всякий раз, когда пророку или имаму повелевается “установить салах” (акиму’с-салат) в Коране, внутренний смысл этого – “установить да’ват Истинной религии”. Сайидна Джафар ибн Мансур ал-Яман объясняет, что:

Пять [натиков] установили да’ват для шестого натика (Пророка Мухаммада), печати посланников, последнего из пророков, потому что после него не будет появляться пророк или посланник, как он сказал своему васи: ‘Али для меня – как Аарон для Моисея, за исключением того, что не будет пророка после меня’. Поэтому они намекают на него и распространят благую весть о нём, и поэтому долг молитвы предписали пять раз каждый день и ночь. В своей истинной реальности салат является Да’ватом.”

– Сайидна Джафар ибн Мансур ал-Яман,
(«Та’вил аз-закат», 69-70)


Слово ду’а просто означает “зов” или “моление” и может относиться к любой неформальной или личной молитве. Однако в данном контексте слово ду’а означает ежедневный ритуал молитвы шиитского исмаилитского тариката ислама. Чтобы понять контекст и природу Исмаилитского ду’а и как она отличается от экзотерического салаха, необходимо помнить, что жесты и действия салаха символизируют этапы посвящения в да’ват.

Исмаилитский тарикат (путь) – это эзотерическая ветвь ислама, и поэтому его ритуальные практики относятся к батини сфере тариката в отличие от захири сферы шариата. Наиболее очевидно это проявляется в структуре исмаилитского ду’а.

Исмаилитский ду’а состоит из шести частей. Каждая часть содержит коранический стих (или стихи), мольбу (ду’а), подтверждение (исбат) Имама Времени и земной поклон (суджуд). Общий смысл исмаилитского ду’а можно просто понять но темам и порядку коранических стихов, изложенных в шести частях.

Часть 1: Сура ал-Фатиха – основной темой которой является ‘ибадат (поклонение) Богу.

Часть 2: Сура ан-Ниса (4:59 – “О те, которые уверовали! Повинуйтесь Богу и повинуйтесь Посланнику и Обладателям власти среди вас”) и сура Йасин (36:12 – “и всякую вещь Мы сочли в очевидном Имаме”) – основной темой является повиновение (та’ат) Божьим представителям.

Часть 3: Сура ал-Ма’ида (5:67 – “О Посланник, провозглашай то, что ниспослано тебе от твоего Господа…”), основной темой является провозглашение (таблиг) имамата.

Часть 4: Сура ал-Фатх (48:10 – “Воистину, те, которые воздают бай’ат тебе (Мухаммад), воздают бай’ат самому Богу…”), основная тема – бай’ат / мисак (клятва верности, присяга, обет).

Часть 5: Сура ал-Анфал (8:27 – “О те, которые уверовали, не предавайте Аллаха и Его Посланника, и не предавайте залоги верности (аманат) вашей, в то время как сами вы знаете”), основная тема которой доверие (аманат).

Часть 6: Сура ал-Ихлас (112 – “Скажи: Он – Аллах, единый. Аллах – самодостаточный. Не родил и не был рождён. И нет никого подобного Ему”), основная тема которой познание (ма’рифат) таухида.

Основываясь на аятах Корана, приведённых в каждой части, акт чтения исмаилитского ду’а – это символическое путешествие по этапам исмаилитского да’вата:

1. В первой части поклоняющийся признаёт атрибуты Бога, такие как милосердие, сострадание, милость и независимость и вступает в поклонение (‘ибадат) Богу.

2. Во второй части после подтверждения необходимости поклонения Богу, поклоняющийся признаёт, что Бог создал Очевидного / явного Имама как Обладателя власти (улу’л-амр), и, что поклонение может иметь место только посредством повиновения (та’ат) Богу, Пророку и имамам.

3. В третьей части поклоняющийся признаёт личность имама посредством провозглашения (таблиг) насса – который впервые был открыт в Гадир ал-Хум.

4. В четвертой части после выявления личности имама поклоняющийся даёт обет (мисак) имаму через акт бай’ата и становится муридом и духовным чадом имама.

5. В пятой части мурид подтверждает свою стойкость в бай’ате и выполнении залогов верности (аманат) имама. Во время молчаливого зикра «Йа Али Йа Мухаммад» посреди пятой части, мурид созерцает и постигает познание (ма’рифат) натика и асаса и имама и его бāба. Конец этого зикра – начинающийся с возгласом «Йа Имами’з-Заман» (О Имам Времени) – представляет момент (вакт) познания (ма’рифат) имама с последующим провозглашением истинной реальности (хакикат) имама.

6. В шестой части после познания имама в его реальности, мурид достигает познания (ма’рифат) таухида – абсолютного единства Бога – представленного в суре ал-Ихлас.

Исмаилитский ду’а охватывает этапы исмаилитского да’вата. На самом деле два слова ду’а и да’ва происходят от одного арабского корня (дал-‘айн-вав), который означает призывать, приглашать, взывать и т. д. Этот исмаилитский ду’а – это практическая или воплощенная форма Призыва (да’ват) имама к его муридам, и он обобщает суть исмаилитского тариката ислама. Чтение этого ду’а является ответом на этот да’ват и символическим путешествием через все его этапы.

Если вспомнить то, что та’вил салаха это да’ват, и, что исмаилитский ду’а на самом деле воплощает в себе да’ват, то становится ясно, что исмаилитский ду’а сам по себе является та’вилом салаха. В прошлом да’ват был через институт почётных сановников религии (худуд ад-дин), в то время как на сегодняшний день да’ват существует в практической и воплощённой форме через обряды и ритуалы исмаилитского тариката, и исмаилитского ду’а в частности. В итоге, исмаилитский ду’а батини тариката – это практический та’вил (т. е. живой и воплощенный та’вил) салаха захири шариата.

Салах и ду’а являются, таким образом, взаимодополняющими, а не противостоящими. Салах является внешним измерением ду’а, а ду’а является интериоризацией салаха. Верно также и то, что салах является экзотерической молитвой (захири салах), а ду’а эзотерической молитвой (батини салах). В соответствии с потребностями настоящего Цикла Воскресения и повелением (фарман) Имама Времени, мусульмане исмаилиты совершают обязательную молитву в её та’вили или эзотерическом виде ду’а и тем самым выполняют условия и требования экзотерической салах.


Целью формальной молитвы (салах) согласно Корану является установление поминания (зикр) Бога в человеческой душе:

«Так поклоняйся же Мне и совершай молитву (ал-салата), чтобы помнить обо Мне (ли-зикри)».

— [Священный Коран 20:14]

В этом смысле поминание Бога (зикру’ллах) – это состояние осознания, сознания или озарения, а не формальный акт ритуального поклонения. В действительности зикру’ллах в этом смысле лежит в основе всех состояний формального поклонения – будь то формальная молитва (салах), ду’а, прославление (тасбих) и др. В этом смысле хакикат (реальность) или батин ал-батин молитвы – это поминание Бога (зикру’ллах). Имам Султан Мухаммад Шах относится к этой реальности молитвы как к некому общению, озарению и вдохновению от Всеобщего разума (“Вселенское пламя”) и частного разума (“искра”) следующим образом:

“Молитва – это ежедневная необходимость, прямая связь искры со вселенским пламенем… Каждый должен стремиться изо всех сил, чтобы эта искра не погасла, а скорее достаточно развилась до полного “Общения на высоте”, каким было видение, выраженное в последних словах Пророка на смертном одре, видение блаженного состояния, которое он ясно созерцал и которое ожидало его… это мое глубокое убеждение, что человек никогда не должен игнорировать, оставлять без присмотра и не развить эту искру Божественного, находящуюся в нём”.

– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан,
(«Мемуары Ага-Хана»)

Онтологически говоря, духовное состояние осознания или самосознания, каковым является зикру’ллах, является “величественнее”, чем формальные акты ритуальной или формальной молитвы – как сказано в Коране:

«Воистину, молитва (ал-салат) оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха (ал-зикру Аллахи) – гораздо важнее (акбар)».

— [Священный Коран 29:45]

Наиболее возвышенные и очищенные души людей – пророков, имамов и величайших святых (авлия), достигли духовного состояния непрерывного зикру’ллах – такой степени, что их души никогда не уходят от поминания Бога, даже если они житут в физическом мире. В Коране они собирательно именуются как Ахл ал-зикр (Люди поминания – Священный Коран 16:43) и Имам Али ибн Аби Талиб объясняет внутренний смысл Ахл ал-зикр как тех, кто всегда остаются в состоянии Божьего поминания:

«И одновременно Аллах – благословенны милости Его – во всякое время после времени, во всякую эпоху и период прерывания избирал Себе рабов, с которыми тайно говорил, с умами которых беседовал… Сделал поминание для сердец освещением, давая через него им слышать после глухоты, прозревать после слепоты… И вот, у поминания (зикра) есть слуги верные, которые его себе взяли взамен этого мира… сами от него отстраняясь, как будто оторвались от этого мира в сторону мира загробного, все же в здешнем мире находясь, наблюдая то, что лежит за его пределами…«.

— Имам Али Ибн Аби Талиб,
(Реза Шах-Каземи, «Справедливость и поминание» , 142)

Подводя итог, захири молитва в исполнении физического тела является cалах. Батини молитва в исполнении разумной души (ал-нафс ал-натика) является ду’а, который воплощает в себе та’вил салаха. Хакики (реальная, истинная) молитва – батин ал-батин – это поминание Бога (зикру’ллах) в исполнении сердца (калб), в котором средоточен человеческий интеллект (акл).

                     

В соответствии с этими принципами, шиитские имамы, которые являются носителями боговдохновенного интеллекта (ал-‘акл ал-му’айяд), всегда находятся в состоянии непрерывной и непрестанной молитвы. Вся миссия, жизнь или существование имама является само по себе молитвой, и имам не имеет никакую потребность или обязанность участвовать в каких-либо формальных или ритуальных молитвах – хотя он может совершать подобные ритуалы в соответствии с потребностями времени и контекста (см. выше). Вместе с тем душа Имама Времени всегда молится в каждое мгновение. Действительно, достижение духовного состояния непрерывной молитвы или зикру’ллаха возможно для всех людей, и такое достижение является целью эзотерических тарикатов в исламе.

«Святой уже сам стал молитвой, местом встречи земли и неба; и, таким образом, он содержит вселенную и вселенная молится с ним. Он есть везде, где природа молится и он молится с ней и в ней: в пиках, которые трогают пустоту и вечность, в цветке, который рассеивает себя…»

– Фритьоф Счуон,
(«Духовные перспективы и человеческие факты», 231)