Имам Али ибн Аби Талиб (да будет мир над ним) (ум. 661) был первым двоюродным братом Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его), у которых был один и тот же дед по отцу, зятем Пророка, будучи мужем его единственной оставшейся в живых дочери, и самой важной личностью в раннем исламе после самого Пророка. Как отмечено в мусульманских суннитских исторических хрониках, когда Имаму Али было всего десять лет, Пророк Мухаммад призвал своих близких родственников к исламу и спросил их:
«Кто из вас тогда поможет мне в этом и будет моим братом, исполнителем завещания и моим преемником среди вас? Все молчали, за исключением юного Али, который говорил: ‘О Пророк Божий, я буду твоим помощником в этом’. Затем Пророк положил руку на шею Али и сказал: ‘Это мой брат, мой исполнитель и мой преемник среди вас. Слушайте его и повинуйтесь ему‘».
– (Ибн Исхак, Сират Расул Аллах [Самая ранняя биография Пророка] , пер. А. Гийом, «Жизнь Мухаммада», 118)
Ахмад ан-Насаи, Сунан ал-Кубра [одна из шести канонических книг суннитских хадисов], 126; Арабский текст)
Мусульмане-шииты признают Имама Али ибн Аби Талиба как мирского, религиозного и духовного преемника, наследника и правопреемника (васи) Пророка Мухаммада. Мусульмане сунниты признают Имама Али как четвертого праведного халифа. Мусульмане суфии, как из шиитской, так и суннитской традиций, признают Имама Али первым духовным покровителем (вали) и полюсом (кутб) исламской духовности после Пророка Мухаммада. Как муж единственной оставшейся в живых дочери Пророка, Имам Али является отцом и прародителем всех потомков Пророка Мухаммада, включая Имама ал-Хасана и Имама ал-Хусайна (мир им) и их потомков .
Хотя пророческое откровение (танзил) заканчивается Пророком Мухаммадом, власть духовного покровительства (вилаят), обучение (та’лим) и эзотерическое толкование (та’вил) продолжаются в лице Имама Али и его назначенных прямых потомков до конца времён. Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV является 49-м наследным Имамом мусульман шиитов-исмаилитов и нынешним носителем ‘Алидского имамата и вилаята. Имам объяснил важность Имама Али аудитории евангельских христиан следующим образом:
«Как вы знаете, шииты отделились от суннитов после смерти Пророка Мухаммада. Хазрат Али, двоюродный брат и зять Пророка, был, по убеждению шиитов, назван Пророком в качестве законного обладателя власти в толковании веры. Сегодня для шиитов всего мира он считается первым Имамом».
– Мавлана Хазир Имам,
(Выступление на церемонии вручения Премии «Толерантность» Евангелической академии Тутцинга, 20 мая 2006 г.)
Во время правления династии Омейядов семья и потомки Имама Али подвергались сильным притеснениям, а Имам Али проклинался с кафедр мечетей. Тем не менее, литература хадисов суннитской традиции ислама сохранила многочисленные заявления Пророка Мухаммада, где он восхваляет достоинства, превосходство и духовное главенство Имама Али. Эти хадисы, взятые отдельно или вместе, ясно показывают, что Пророк действительно назначил Имама Али своим духовным и религиозным преемником, и законным обладателем власти в толковании ислама после себя. Крайне маловероятно, что суннитские мухаддисы и передатчики могли бы подделать такие заявления, особенно учитывая факт широко распространенной оппозиции шиизму. Действительно, присутствие таких высказываний о возвышенном статусе Имама Али даже в суннитской литературе, подтверждает идею о том, что Али (алайхи салам) был истинным и законным преемником Пророка Мухаммада.
Прежде чем обратиться к суннитским хадисам, необходимо отметить, что Коран ссылается на Имама Али в многочисленных стихах: он является одним из Ахл ал-Байт, которых Бог очистил от всякой нечистоты и грехов (33:33) и близких родственников (курба) Пророка, любовь к которым обязательна для мусульман (42:23). Имама Али назван Покровителем (вали) верующих после Бога и Посланника (5:55), Свидетель (шахид) от Святого Пророка, который подтвердил его (11:17), и Предводитель (хади) общины (13:7) после Пророка. Имам Али является частью святого потомства Авраама, из которого Бог назначает Имамов (2:124) и которым Он даровал Своё руководство, мудрость и власть (4:54). Имам Али упоминается в аяте ‘мубахила’ (3:61) как самость (нафс) Пророка Мухаммада. Стих 5:67 Корана был открыт Пророку Мухаммаду прямо перед окончательным провозглашением Пророка в Гадир Хумме, где он объявил, что Али (ас) – Мавла верующих.
Представленные ниже хадисы, содержащиеся у Реза Шах-Каземи в книге «Справедливость и поминание: Введение в духовность Имама Али» на страницах 18-20 (англ.изд.), сопровождаются здесь ссылками на их первоисточники из признанных мусульманских суннитских книг хадисов: ал-Мустадрак ‘ала’с-Сахихайн ал-Хакима ан-Найсабури, иснады хадисов которого соответствуют критериям Сахиха Бухари и Сахиха Муслима, и Хаса’ис Амир ал-Му’минин ‘Али ибн Аби Талиб, составленный Ахмадом ибн Шу’айбом ан-Наса’и, который также является автором одного из шести суннитских канонических сборников хадисов. Более поздние мусульманские суннитские толкователи, такие как Джалал ад-Дин ас-Суюти, также широко цитировали эти хадисы в своих работах.
«Поистине, Али от меня и я от него (инна ‘Али минни ва ана минху), и он – вали (покровитель/духовный наставник) каждого верующего после меня».
— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 19, № 4636;
Ахмад б. Шуайб ан-Насаи, Хаса’ис Амир ал-му’минин ‘Али ибн Аби Талиб, Тегеран, 1998 год, 129)
«Али с Кораном и Коран с Али. Они не отделятся друг от друга, пока не вернутся ко мне в [райский источник] (ал-хауз)».
— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 927, № 4685)
[К Али]: «Разве ты не рад тем, что имеешь по отношению ко мне такое же положение, что и Аарон к Моисею, за исключением того, что после меня нет пророка».
— Пророк Мухаммад (С),
(Ахмад б. Шуайб ан-Насаи, Хаса’ис Амир ал-му’минин ‘Али ибн Аби Талиб, Тегеран, 1998 год, 76)
«Три вещи были открыты мне об Али: ‘он является предводителем мусульман, руководителем богобоязненных и господином лучезарно благочестивых (саййиду’л-муслимин, имаму’л-муттакин, ва ка’иду’л-гурра’лмухаджжалин)’».
— Пророк Мухаммад (C),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 936, № 4723)
«Смотреть на Али – это поклонение (ал-назар ила ‘Али ‘ибада)».
— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 938, № 4736)
«Да смилуется Бог над Али. О Боже, сделай истину вращающейся вокруг Али, куда бы он не обратился (адири’л-хакк маʿаху хайсу дара)».
— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002 г., 927, № 4686)
«Али как моя собственная душа (ка-нафси)».
— Пророк Мухаммад (С),
(Ахмад б. Шуайб ан-Насаи, Хаса’ис Амир ал-му’минин ‘Али б. Аби Талиб, Тегеран 1998, 104)
«Ты [Али] от меня и я от тебя (анта минни ва ана минка)».
— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-сахихайн, Бейрут 2002 г., 924, № 4672)
«Тот, кто повинуется Али – повинуется мне, и кто ослушается его – ослушается меня».
— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-сахихай, Бейрут 2002 г., 925, № 4678)
[К Али]: «Ты будешь разъяснять для моей общины то, в чем они разойдутся после меня».
— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-сахихай, Бейрут 2002 г., 926, № 4678)
«‘Среди вас есть, кто будет бороться за та’вил (духовное толкование) Корана, как я боролся за его танзил (буквальное откровение)’. Абу Бакр спросил: ‘Я ли это?’ Пророк сказал: ‘Нет’. Умар спросил: ‘Это я?’ Пророк сказал: ‘Нет, это тот, кто чинит сандалию’. Пророк дал Али починить свою сандалию».
— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-сахихайн, Бейрут, 2002, 926 г. № 4679)
«О Али, кто отделяет себя от меня – отделят себя от Бога, и всякий, кто отделяет себя от тебя, о Али, – отделяет себя от меня».
— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 927, No.4682)
«Али от меня и я от него (‘Али минни ва ана минху), и никто не может выполнить мой долг, кроме меня самого и Али».
— Пророк Мухаммад (С),
(Ахмад б. Шуайб ан-Насаи, Хасаис Амир ал-му’минин Али ибн Аби Талиб, Тегеран 1998, 106)
«Тот, кому я Мавла (покровитель), Али – его Мавла (ман кунту мавлаху фа-‘Али мавлаху)».
— Пророк Мухаммад (С),
(Цитируется во многочисленных мусульманских суннитских источниках хадисов, приведенных по здесь )
Завершим словами Имама Султана Мухаммад Шаха Ага-Хана III, 48-го наследного Имама мусульман шиитов-исмаилитов:
«Халиф, или преемник Пророка, должен был наследовать ему в обеих этих компетенциях; он должен был быть как Амир ал-Му’минин или “Повелитель правоверных”, так и Имам ал-Муслимин или “духовным руководителем покорных”. Возможно, аналогия из латинского, Западного мира сделает это более понятным: он был бы Верховным понтификом, а также императором или мирским правителем. Али, двоюродному брату и зятю Пророка, мужу его любимого и единственного оставшегося в живых ребёнка, Фатимы, его первому новообращенному, его отважному защитнику во многих войнах, которому Пророк ещё при жизни говорил, что [Али] будет к нему как Аарон был к Моисею, его брат и правая рука, в жилах потомков которого будет течь кровь самого Пророка, – казалось, суждено было стать истинным преемником; и таким было общее ожидание ислама. Поэтому шииты всегда считали, что после смерти Пророка Божественная власть, руководство и главенство проявились в Хазрате Али, как первом Имаме и духовном руководителе благочестивых».
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(«Мемуары Ага-Хана»)
www.ismailignosis.com
Leave a Comment