Имам Али ибн Аби Талиб (да будет мир над ним) (с. 661) был первым двоюродным братом Пророка Мухаммада (Да благословит Аллах его и род его!), у которых был один и тот же дед по отцу, зятем Пророка, будучи мужем его единственной оставшейся в живых дочери, и самой важной личностью в раннем исламе после самого Пророка. Как отмечено в мусульманских суннитских исторических хрониках, когда Имаму Али было всего десять лет, Пророк Мухаммад призвал своих близких родственников к исламу и спросил их:

«Кто из вас тогда поможет мне в этом и будет моим братом, исполнителем завещания и моим преемником среди вас? Все молчали, за исключением юного Али, который говорил: ‘О Пророк Божий, я буду твоим помощником в этом’. Затем Пророк положил руку на шею Али и сказал: ‘Это мой брат, мой исполнитель и мой преемник среди вас. Слушайте его и повинуйтесь ему‘».

— (Ибн Исхак, «Сират Расул Аллах«, пер. A Guilaume, «Жизнь Мухаммада», 118)

Мусульмане шииты признают Имама Али ибн Аби Талиба как мирского, религиозного и духовного преемника, наследника и преемника (васи) Пророка Мухаммада. Мусульмане сунниты признают Имама Али как четвертого праведного халифа. Мусульмане суфии, как из шиитской, так и суннитской традиций, признают Имама Али первым духовным наставником (вали) и полюсом (кутб) исламской духовности после Пророка Мухаммада. Как муж единственной оставшейся в живых дочери Пророка, Имам Али является отцом и прародителем всех потомков Пророка Мухаммада, включая Имама ал-Хасана и Имама ал-Хусайна и их потомков.

Хотя пророческое откровение (танзил) заканчивается Пророком Мухаммадом, власть духовной опеки (валаят), обучение (та’лим) и эзотерическое толкование (та’вил) продолжаются в лице Имама Али и его назначенных прямых потомков до конца времён. Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV является 49-м наследным имамом мусульман шиитов исмаилитов и нынешним носителем Алидского имамата и валаята. Имам объяснил важность Имама Али аудитории евангельских христиан следующим образом:

«Как вы знаете, шииты разделились от суннитов после смерти Пророка Мухаммада. Хазрат Али, двоюродный брат и зять Пророка, был, по убеждению шиитов, назван Пророком в качестве законного авторитета в толковании веры. Для шиитов сегодня во всем мире он считается первым имамом».

— Мавлана Хазир Имам,
(Тутцинг, 20 мая, 2006 г.)

Во время правления династии Омейядов семья и потомки Имама Али были сильно угнетены, а Имам Али был проклят с кафедр мечетей. Тем не менее, литература хадисов суннитской традиции ислама сохранила многочисленные заявления Пророка Мухаммада, где он восхваляет достоинства, превосходство и духовное главенство Имама Али. Эти хадисы, взятые отдельно или вместе, ясно показывают, что Пророк действительно назначил Имама Али своим духовным и религиозным преемником, и как законного авторитета в толковании ислама после него. Крайне маловероятно, что суннитские хадисы и передатчики могли бы подделать такие заявления, особенно учитывая факт широко распространенной оппозиции шиизму. Действительно, присутствие таких заявлений о возвышенном статусе Имама Али, даже в суннитской литературе, подтверждает идею о том, что Али (алайхи салам) был истинным и законным преемником Пророка Мухаммада.

Прежде чем обратиться к суннитским хадисам, нужно отметить, что Коран действительно ссылается на Имама Али в многочисленных стихах: он является одним из Ахл ал-Байт, которых Бог очистил от всякой нечистоты и грехов (33:33) и близких родственников (курба) Пророка, любовь к которым обязательна для мусульман (42:23). Имама Али назван Покровителем (вали) верующих после Бога и Посланника (5:55), Свидетель (шахид) от Святого Пророка, который подтвердил его (11:17), и Предводитель (хади) общины (13:7) после Пророка. Имам Али является частью святого потомства Авраама, из которого Бог назначает имамов (2:124) и которым Он даровал Своё руководство, мудрость и власть (4:54). Имам Али упоминается в стихе мубахалы (3:61) как самость (нафс) Пророка Мухаммада. Стих 5:67 Корана был открыт Пророку Мухаммаду прямо перед окончательным провозглашением Пророка в Гадир Хуме, где он объявил, что Али (ас) — Мавла верующих.

Заявления хадисов, представленных ниже, появляются у Реза Шах Каземи, Справедливость и поминание: Введение в духовность Имама Али, с. 18-20, и сопровождаются здесь ссылками на их первоисточники из признанных мусульманских суннитских книг хадисов: ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн ал-Хакима ан-Найсабури, чьи иснады хадисов соответствуют критериям Сахих Бухари и Сахих Муслима, и Хаса’ис Амир ал-му’минин ‘Али ибн Аби Талиб, составленный Ахмадом ибн Шу’айбом ан-Наса’и, который также создал одну из шести суннитских канонических коллекций хадисов. Поздние мусульманские суннитские экзегеты, такие как Джалал ад-Дин ас-Суйюти, также широко цитировали эти хадисы в своих работах.

«Поистине, Али от меня и я от него (инна ‘Али минни ва ана минху), и он – вали (покровитель/духовный учитель) каждого верующего после меня».

— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 19, № 4636; Ахмад б. Шуайб ан-Насаи, Хаса’ис Амир ал-му’минин ‘Али ибн Аби Талиб, Тегеран, 1998 год, 129)

«Али с Кораном и Коран с Али. Они не будут отделяться друг от друга, пока не вернутся ко мне в [райский источник] (ал-хавз)».

— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 927, № 4685)

[К ‘Али]: «Разве ты не рад тем, что ты должен иметь по отношению ко мне такое же положение, что и Аарон к Моисею, за исключением того, что после меня нет пророка».

— Пророк Мухаммад (С),
(Ахмад б. Шуайб ан-Насаи, Хаса’ис Амир ал-му’минин ‘Али ибн Аби Талиб, Тегеран, 1998 год, 76)

«Три вещи были открыты мне об Али»: он является предводителем мусульман, руководителем богобоязненных и господином лучезарно благочестивых (саййиду’л-муслимин, имаму’л-муттакин, ва ка’иду’л-гурра’лмухаджжалин)».

— Пророк Мухаммад (C),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 936, № 4723)

«Смотреть на Али – это поклонение (ал-назар ила ‘Али ибада)».

— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 938, № 4736)

«Пусть Бог да помилует Али. О Боже, сделай истину вращающейся вокруг Али, куда бы он не повернулся (адири’л-хакк маʿаху хайсу дара)».

— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002 г., 927, № 4686)

«Али как моя собственная душа (ка-нафси)».

— Пророк Мухаммад (С),
(Ахмад б. Шуайб ан-Насаи, Хаса’ис Амир ал-му’минин ‘Али б. Аби Талиб, Тегеран 1998, 104)

«Ты [Али] от меня и я от тебя (анта минни ва ана минка)».

— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-сахихайн, Бейрут 2002 г., 924, № 4672)

«Тот, кто повинуется Али – повинуется мне, и кто ослушается его – ослушается меня».

— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-сахихай, Бейрут 2002 г., 925, № 4678)

«[К Али]: Ты будешь разъяснять для моей общины то, в чем они разойдутся [во мнениях] после меня».

— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-сахихай, Бейрут 2002 г., 926, № 4678)

«Есть один среди вас, кто будет бороться за та’вил (духовное толкование, батин) Корана, как я боролся за его танзил (буквальное откровение, захир). Абу Бакр спросил, не я ли? Пророк сказал: Нет. Умар спросил, не я ли? Пророк сказал нет, – это тот, кто чинит сандалию. Пророк дал свою сандалию Али, чтобы починить».

— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала-л-сахихайн, Бейрут, 2002, 926 г. № 4679)

«О Али, кто отделяет себя от меня – отделят себя от Бога, и всякий, кто отделяет себя от тебя, о Али, – отделяет себя от меня».

— Пророк Мухаммад (С),
(ал-Хаким ан-Найсабури, ал-Мустадрак ‘ала’л-сахихайн, Бейрут 2002, 927, No.4682)

«Али от меня и я от него (‘Али минни ва ана минху), и никто не может выполнить мой долг, кроме меня самого и Али».

— Пророк Мухаммад (С),
(Ахмад б. Шуайб ан-Насаи, Хасаис Амир ал-му’минин Али ибн Аби Талиб, Тегеран 1998, 106)

«Для кого я мавла [господин], – Али его мавла (ман кунту мавлаху фа-‘Али мавлаху)».

— Пророк Мухаммад (С),
(Цитируется во многочисленных мусульманских суннитских
источниках хадисов, приведенных по ссылке )

Мы завершим словами Имама Султана Мухаммад Шаха Ага-Хана III, 48-го наследного имама мусульман шиитов исмаилитов:

«Халиф или преемник Пророка должен был наследовать ему в обеих этих компетенциях; он должен был быть как Амир ал-му’минин или “Повелитель правоверных”, так и Имам ал-муслимин или “духовным главой покорных”. Возможно, аналогия из латинского, западного мира прояснит это больше: он был бы Верховным понтификом, а также императором или мирским правителем. Али, двоюродный брат Пророка и зять, муж его возлюбленного и единственного оставшегося в живых ребенка, Фатимы, его первый новообращенный, его смелый победитель во многих войнах, которому Пророк при своей жизни сказал, что [Али] был к нему как Аарон был к Моисею, его брат и правая рука, в жилах потомков которого текла бы собственная кровь Пророка, — казалось, суждено было стать истинным преемником; и таким было общее ожидание ислама. Поэтому шииты всегда считали, что после смерти Пророка божественная власть, руководство и главенство проявились в Хазрате Али, как первом имаме и духовном руководителе благочестивых».

— Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(«Мемуары Ага-Хана»)