Исмаилитский флаг – это простой флаг: зеленое полотно с диагональной красной линией, располагающейся от верхнего левого угла до нижнего правого угла. Но за этим простым видом стоит глубокий символизм и богатая история.

Гордо отображённый на хвосте самолёта имамата, флаг развевается над многими Джамоатхана, Делегацией Исмаилитского Имамата в Оттаве, часто является фоном для многих официальных мероприятий Имамата, например, в здании Канадского Парламента, где 27 февраля 2014 года Мавлана Хазир Имам выступал с обращением к обеим палатам. И ещё украшал улицы таких городов, как Ванкувер. Он даже добрался до вершины Эвереста!


(Самина Баиг с исмаилитским флагом на вершине Эвереста)

Значение зелёного

По всему миру для многих культур зелёный символизирует плодородие, рай, молодость, удачу, природу и другие подобные понятия. Зелёный даже упоминается несколько раз в Священном Коране, обычно описывая рай:

* «На них будут зелёные одеяния из атласа…» (76:21)

* «Они будут лежать, прислонившись, на зелёных подушках…» (55:76)

* «Неужели ты не видишь, как Аллах ниспосылает воду с неба, после чего земля зеленеет?» (22:63)

* «Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зелёные одеяния из атласа…» (18:31)

Зеленый цвет также является важным цветом в пророческой традиции. Ал-Хизр – рассматриваемый некоторыми как пророк-посвятитель Моисея, являясь по праву пророком, а также вали или другом Божьим – буквально означает «зелёный». В стихе 18:65 Священного Корана он считается обладателем рахма или милости от Аллаха в мире. В этом же стихе говорится, что ал-Хизр наделён гнозисом  (ма’рифатом — познанием) от Бога, и является тем, у кого Моисей должен искать знания. Даже в преданиях Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) даётся множество ссылок на зелёный. Ибн Халдун – известный арабский мусульманский историограф и историк, считающийся одним из отцов основателей современной социологии, историографии, демографии и экономики – написал в своём Мукаддима:

«[Хадиджа] также спросила [Пророка], какую одежду он больше всего любит носить во время откровения, и он ответил: – ‘Белую и зелёную’».

Зелёный также часто встречается на флагах мусульманских стран и является преобладающим цветом на флагах Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Пакистана, Афганистана, Ирана, Азербайджана, а также многих других стран.

Значение красного

Хотя красный часто ассоциируется с кровью, любовью, огнём и даже с силой, – как и зелёный, он также встречается на флагах мусульманских стран, таких как Турция. В отличие от зелёного цвета, красный – палящий и пылкий.

Слово Адам, имя первого пророка, буквально переводится как «красный» на иврите. Так же, как и зелёный цвет, он часто упоминается в преданиях Пророка:

«Я видел посланника Аллаха в красной кожаной палатке, и я видел, как Билал взял оставшуюся воду, которой Пророк совершил омовение. Я видел, как люди с нетерпением брали использованную воду, и кто бы ни получил её немного, натирал её на свое тело, а те, кто не смогли ничего получить, брали влагу из рук других. Затем я видел Билала, несущего копьё (или палку), которую он посадил в землю. Пророк вышел, заправляя свой красный плащ, и возглавил людей в молитве, и предложил два рак’ата».

— Рассказан Абу Хузайфой, Сахих Бухари (Том 1, № 373)

«Я не видел никого выглядящего более красивым в красном плаще, чем Пророк».

— Передано ал-Бара’, Сахих Бухари (т. 7, № 788)

Исмаилитские корни красного и зелёного

Первым халифатом, использовавшим зелёный цвет в своём флаге, был исмаилитский Фатимидский – единственный халифат, которым управляли Имамы-Халифы, предки Мавлана Хазир Имама. Омейядский халифат использовал белый цвет, в то время как Аббасиды в качестве основного цвета флага использовали чёрный цвет. На зелёном знамени Фатимидов был написан следующий стих из Священного Корана:

«Обратится в бегство сборище, и повернут они тыл». (54:45)

Интересно, что использование зелёного Фатимидами привело к тому, что цвет стал «официальным» цветом ислама, и вот почему очень многие мусульманские страны в настоящее время используют его. После низаритско-мусталитского раскола на закате эпохи Фатимидов, исмаилиты-низариты перенесли свой центр в крепость Аламут, ныне в современном Иране. Первый руководитель Аламута, Хасан-и Саббах, как говорят, поднял зелёное знамя на крепости, как символ исмаилитского имамата.²

Согласно повествованию в одном из ранних трактатов Аламута, Хафт Баб-и Баба Сайидана, красный, как говорят, появился, когда Хасан-и Cаббах предсказал наступление киямата, инициированного Имамом Хасаном ‘ала Зикрихи’с -Саламом, и сказал:

«Когда появится Имам, он принесёт в жертву верблюда и преподнесёт красное знамя».

Согласно Джами’ут-Таварих, во время киямата в углах Аламута были подняты большие белые, красные, жёлтые и зелёные знамена.

Возрождение исмаилитского флага

В 1899 году Имам Султан Мухаммад Шах (а.с.) впервые посетил Джамоат в Восточной Африке. Во время его визита исмаилиты празднуя часто размахивали красными флагами с белой надписью имени Имама. После этого красные флаги стали настолько популярными, что были подняты во всех Джамоатхана и на всех фестивалях. Однако в настоящее время, к сожалению, неизвестно откуда первоначально возникла традиция красного флага.²

В 1920-х годах Вазир Кассим Али Фатех, Камадия Джамоатханы Таны в Индии, услышал о традиции красного флага во время визита Имама Султана Мухаммад Шаха в Восточную Африку и хотел применить её для своей Джамоатханы. Это привело к неудачным попыткам по созданию флага до 28 апреля 1927 года, когда Джамоат Таны отпраздновал Золотой Юбилей Мавлана Султана Мухаммад Шаха и пришёл к соглашению относительно цветов.² Джамоат отправил своё решение Мавлана Султану Мухаммад Шаху, который ответил следующей телеграммой:

«Джамоат Таны может использовать на флаге мой зелёный цвет с красной полосой пересечения».

Вскоре после этого в Ид ал-Гадир новый флаг был официально развёрнут Джамоату Таны, и подобные церемонии проходили в Джамоатах по всему континенту и Восточной Африке. По прибытии в Бомбей 9 декабря 1928 года, когда Мавлана Султану Мухаммад Шаху представили новый исмаилитский флаг, он воскликнул:

«Превосходно! Это мой Флаг!»

С этого времени он стал известен как «Мой Флаг» в исмаилитской общине.²


Личный Штандарт Мавлана Хазир Имама: Герб Имамата на исмаилитском флаге.

Исмаилитский флаг, известный как «Мой Флаг!».

Возможно, некоторые заметили, что, когда Мавлана Хазир Имам присутствует на мероприятиях, флаг появляется с золотым гербом имамата, как показано на фотографии. Версия флага с гербом имамата не является флагом исмаилитской общины, а является личным штандартом Мавлана Хазир Имама, который, согласно Исмаилитской Конституции в пункте 16.1, «в соответствии с историческим правом и родовыми традициями». Как герб имамата, так и личный штандарт Мавлана Хазир Имама, могут использоваться только Мавлана Хазир Имамом.

Хасан и Хусайн: Увековеченные в красном и зелёном

Когда Язид неправомерно взошёл на халифат, Имам Хусайн (а.с.) отказался дать свою верность, и народ Куфы уговорил его возглавить их в восстании против Язида. По дороге в Куфу, Мавлана Хусайн, его семья и сподвижники были перехвачены войсками Омейядов в Карбале. Превзойдя по количеству 286 к 1, Имам Хусайн, его семья и сподвижники были жестоко убиты. Даже перед лицом бесчисленного зла, Имам Хусайн стоял на своём, защищая имамат.³ Мавлана Султан Мухаммад Шах рассказал о случившемся так:

«В поле Карбалы велась жестокая битва против Имама ал-Хусайна. В то время он сражался один против тысяч людей. Он перенёс огромные страдания и жестокость от рук своих врагов, но несмотря на всё это, он по-прежнему провозглашал: ‘Я – Имам‘».

(Кач Нагалпур, 28 ноября 1903)

Это трагическое событие сегодня вспоминается как день Ашура, который приходится на десятый день месяца мухаррам по исламскому календарю. Единственным мужским членом семьи Мавлана Хусайна, который выжил, был его сын Имам Али Зайн ал-Абидин (а.с.), наш третий Имам. Однако, как же связаны события в Карбале с красным и зелёным цветами? Анри Корбен повествует предание с участием Имама Хусайна, его брата, Пира Имама Хасана, и деда, Пророка Мухаммада (С):

«… когда два ребенка – Имамы Хасан и Хусайн – попросили своего деда, Пророка, дать им новую одежду в подарок, два одеяния снизошли с неба. Одеяния были белыми, но два мальчика заявили, что они не будут удовлетворены, пока они не будут окрашены в цвет, который они хотели. Хасан попросил, чтобы его одежда была зелёной как изумруд, в то время как Хусайн хотел цвет, похожий на красный гиацинт. Это было осуществлено посредством ангела Джабраила, ангела откровения. Но пока Пророк радовался, ангел пролил слёзы; и когда Пророк спросил у него причину, он не мог не сообщить о судьбе, которая ожидает двух молодых Имамов в этом мире. Хасан погибнет через отравление ядом, Хусайн будет убит».

— Анри Корбен,
(«Храм и созерцание», 43)

Таким образом, благодаря цветам исмаилитского флага, мы чтим и помним жертву Имама Хусайна ибн Али в Карбале. Мавлана Султан Мухаммад Шах подтвердил это в своём объяснении связи между цветами и событием в Карбале:

«В ответ на ваше письмо от 8-го октября, – цвета нашей семьи, как вы знаете, это красный и зелёный. Причина в том, что мы представляем оба (института) – Шаха [Имама] и Пира. Шахом был Хусайн, а Пиром был Хасан. У Хасана был зелёный цвет Пира, но мученичество Хусайна было настолько грандиозным событием и настолько противоречащим даже самым маленьким законам войны, что цвет его святой крови, а именно красный, был принят вместе с зелёным цветом флага Пророка, как сувенир и воспоминание о том страшном дне».

— Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(Письмо доктору Пир Мухаммаду Худбою, 16 октября 1954)

Примечания:
  1. Омар, Ирфан. «Хизр в исламской традиции». Мусульманский мир, т. LXXXIII. 3-4 (1993): 282-83.
  2. Мумтаз Али Таджддин, «Исмаилитский флаг», Энциклопедия исмаилизма, Карачи, 2006, с. 256
  3. «Траур по Ма’рифату: Имам Хусайн в Карбале»
Об авторе:

Алиджан Дайя является студентом третьего курса в Университете Техаса в Остине, преследующим цель получить три образования одновременно – в области исламских исследований, компьютерной науки и бизнес администрирования. Его основные интересы включают естественное богословие, исмаилитскую философию, а также раннюю христианскую и исламскую историю.