«Видите ли, моя миссия находится на трёх уровнях. Во-первых, религиозный: это касается символической интерпретации Корана: толкование Божественного Слова, адаптация потребностей каждой общины ко времени; преобразование закона, постоянно и неустанно. Где бы ни находилась исмаилитская община, существует комиссия богословов, которая занимается этим исследованием. Но без меня ничего не решается … Наша религия эзотерическая, как вы понимаете. Это бесконечное посвящение».

— Мавлана Хазир Имам,
Интервью «Молодой Африке» (1-е), Anne Loesch (Париж, Франция), 15 октября 1967

Мусульманская исмаилитская традиция – известная сегодня как шиитский имамитский исмаилитский тарикат ислама – хорошо известна в истории благодаря тому, что в ней делается акцент на эзотерическом (батини) измерении ислама. Ранние шиитские имамы учили, что Священный Коран и практика ислама имеют разные уровни значения – например, экзотерический или захири знание, которое доступно и видно всем людям, и эзотерический или батини знание, которое доступно только отдельным людям, обладающим проницательностью и пониманием для его восприятия. Коран использует слово та’вил при обращении к эзотерике (батин) Корана и провозглашает в 3:7, что «Не знает его та’вил никто, кроме Бога и тех, кто тверды в знаниях (расихун фи’л-илм)». В хадисе Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) также отмечается, что роль Имама Али (мир ему) состоит в том, чтобы предоставить та’вил откровения (танзил), принесённого Пророком Мухаммадом (Р. Шах-Каземи, «Справедливость и поминание», 23). Вот почему Исмаилитская Конституция именует Имама Али как «Первого Имама, который продолжит та’вил и та’лим Заключительного послания Аллаха и направит муридов» (Преамбула Конституции мусульман шиитов имамитов исмаилитов, Раздел B). Соответственно, Имам Джафар ас-Садик (мир ему) сказал, что «Мы – твёрдо укоренённые в знаниях (расихун фи’л-илм), и мы знаем его та’вил». Конечным источником та’вила или эзотерической интерпретации является Сам Бог, и Он вдохновил это особое знание (‘илм) в Имамов Ахл ал-Байта Пророка (С).

На протяжении всей истории мусульман-исмаилитов функция обучения та’вилу Корана выполнялась исмаилитскими Имамами. Во многих случаях Имамы назначали и поручали задачу обучения своих последователей та’вилу Корана своим высокопоставленным худжжатам (заместителям-доказательствам) и да’и (миссионерам-проповедникам). Таким образом, существует множество текстов и произведений этих исмаилитских светил, которые учат эзотерическому смыслу или та’вилу Корана: «Эзотерическая интерпретация столпов ислама» (Та’вил ад-да’а’им ал-ислам) и «Основа эзотерической интерпретации» (Асас ат-та’вил) Абу Ханифы ан-Ну’мана; «Книга эзотерической интерпретации религиозного закона» (Китаб та’вил аш-шари’а) Абу Ханифы ан-Ну’мана и Имама ал-Му’изза (мир ему); «Секреты и тайны глаголющих пророков» (Сара’ир ва асрар ан-нутука) Джафара ибн Мансура ал-Ямана; «Книга хваления» (Китаб ал-ифтихар) Абу Якуба ас-Сиджистани; «Собрания ал-Му’айяда ад-Дина Ширази» (Маджалис ал-Му’айядиййа); «Лик Веры» (Ваджх-и дин) Насир-и Хусрава. Та’вил Корана исторически преподавался в двух формах или двумя способами – как обучение (та’лим) от исмаилитских Имамов, худжжатов и да’и, а также как прямое духовное вдохновение (та’йид) от Имама Времени. Один из принципов та’вила заключается в том, что существует множество уровней батина и та’вила, соответствующих духовным способностям и знаниям каждого человека, вплоть до высшего та’вила, батин ал-батина (эзотерика эзотерики), которым обладает только сам Имам. В связи с этим Имам Джафар ас-Садик (ас) однажды сказал: «Мы можем говорить о слове семью способами». Когда его спросили об этом, «Семь, о, сын Посланника Бога?», Имам ответил: «Да, [не только семь], но семьдесят».

В настоящее время Мавлана Хазир Имам является сорок девятым Имамом мусульман-исмаилитов. Во время имамата его предшественника формальные ранги да’вата худжжатов и да’и были упразднены. Таким образом, функция и роль обучения эзотерической интерпретации или та’вилу Корана в настоящее время осуществляется непосредственно Имамом Времени.

«Имам должен направлять исмаилитов в практике их религии и постоянно интерпретировать для них Коран в соответствии с нашей теологией. На духовном уровне власть Имама абсолютна. Поэтому исмаилиты верят, что то, что говорит Имам, является единственно возможной истинной интерпретацией».

– Мавлана Хазир Имам,
(Интервью L’Expansion, Роже Прюре (Париж, Франция), март 1975 года)

Тем не менее, некоторым людям сегодня трудно понять, как руководство и учения исмаилитского Имама содержат эзотерическую интерпретацию (та’вил) Корана. В умах некоторых слова Имама кажутся слишком обыденными, обычными или знакомыми; вместо этого многие ожидают, что Имам будет использовать экзотический или необычный язык, когда он выражает эзотерическую интерпретацию. Другие ожидают, что Имам процитирует конкретные стихи Корана и обеспечит текстовое чтение этих стихов в манере современных комментаторов Корана (муфассирун). В результате этих ожиданий некоторые ошибочно заключают, что нынешний исмаилитский Имам просто не участвует в эзотерической интерпретации. Тем не менее, при более внимательном рассмотрении устных и практических учений исмаилитского Имама в свете исмаилитского та’вила, выраженного в литературе прошлого, можно оценить, как в речах и словах живого Имама содержится эзотерический смысл или та’вил Корана.

Существует, по меньшей мере, шесть различных способов, которыми нынешний Имам, Мавлана Хазир Имам, обучает эзотерической интерпретации (та’вил) Священного Корана своих муридов и мир в целом.

1. Речи и интервью

Речи и интервью Имама содержат различные аллюзии/намёки (ишарат) и указания та’вила Корана. Например, когда Имам Султан Мухаммад Шах (мир ему) объясняет концепцию монореализма в своих «Мемуарах»¹ , он фактически даёт эзотерический комментарий к шахаде (ла илаха илла Аллах) и аяту ан-Нур в Коране (24:35); когда Имам Шах Карим ал-Хусайни объясняет, что «разнообразие само по себе является даром Божественного»², он даёт комментарий к многочисленным стихам Корана, которые говорят о человеческом разнообразии и особенностях как о знамениях (аят) Бога; когда Имам объясняет, как «Божественный Интеллект превосходит и вдохновляет человеческий интеллект»³, а человеческий дух должен «направляться и поддерживаться Божественной Волей»⁴, Имам комментирует Коран 2:87/42:52, в котором упоминается, как Бог дарует Свой Дух (рух) и вдохновение (та’йид) человеческим душам; когда Имам говорит о том, что Бог «невыразим и [превыше] бытия»⁵ и что Его «творение не статично, а непрерывно»⁶, Имам объясняет исмаилитские философские концепции – такие, как Бог, превосходящий бытие и небытие, и Повеление Бога, непрерывно излучающее бытие всем вещам – в очень упрощённой форме без какого-либо специального языка.

2. Руководство в фарманах

Фарманы Имама содержат многочисленные аллюзии и выражения та’вила Корана. Частым, но недооценённым примером этого является то, что Имам называет своих муридов «мои возлюбленные духовные дети» и дарует им «отцовские материнские любящие благословения». Упоминание Имама о своих «духовных детях» и о себе как о «духовной матери и отце» представляет собой эзотерический комментарий к Корану в 33:6 («Пророк ближе к верующим, чем их собственные души, а его жены – их матери») и к Корану в 4:1 («…вашего Господа, который сотворил вас из Единой Души и сотворил из неё пару ей»), поскольку Пророк Мухаммад и каждый последующий Имам в каждой эпохе является Единой Душой и духовным отцом верующих, а его «жёны» или «пара» – согласно та’вилу, это означает духовные жёны, а не физические жёны – это великие худжжаты Имама и духовная мать верующих. Точно так же, когда Имам наставляет своих муридов поминать (зикр), призывая имена Бога, имя Пророка, имена Имамов и имя Имама Времени, Имам эффективно даёт эзотерическую интерпретацию (та’вил) 17:110 («Призывайте Аллаха или призывайте ар-Рахмана; как бы вы ни звали, у Него самые Прекрасные Имена») и 7:180 («И Аллаху принадлежат самые Прекрасные Имена. Посему взывайте к Нему через них»). Та’вилом самых Прекрасных Имён Аллаха является то, что Имена Бога существуют в двух формах – словесные или неодушевлённые имена, состоящие из букв и произносимые говорящими, и живые благородные имена, состоящие из интеллекта и души, которые являются живыми Пророками и Имамами. Таким образом, взывание к именам Имамов – это эзотерическое измерение взывания к Именам Бога. В прошлом исмаилитские худжжаты, такие как ал-Муайяд аш-Ширази и Насир-и Хусрав, объясняли такие идеи – концепцию духовных родителей и того, как Имамы являются та’вилом живых Имён Бога – в ходе долгого философского объяснения (см. Насир-и Хусрав, «Ваджх-и Дин»; ал-Му’айяд аш-Ширази, «Маджалис ал-Му’айядиййа»). Сегодня Мавлана Хазир Имам говорит о тех же самых истинах та’вила, но на более упрощённом и удобном языке. Так, Насир-и Хусрав пишет, что «Высказывания Имамов имеют та’вил (эзотерическую интерпретацию), точно так же, как Речь Бога и [высказывания Его] Посланника имеют та’вил, потому что они являются свидетелями Бога над людьми» («Раскрытие и освобождение», пер. Хунзаи, 113).

3. Ритуалы исмаилитского тариката

Имам предписал и утвердил ряд ритуалов исмаилитского тариката, практикуемых в Джамоатхане, и каждый из этих ритуалов является воплощением эзотерической интерпретации (та’вил) коранической концепции или столпа ислама⁷. Например, сама концепция Джамоатханы как Дома Имама – это эзотерический смысл (та’вил) хаджа⁸ в Мекку. Мусульманская исмаилитская молитва, Ду’а, является воплощённым та’вилом намаза или салаха⁹. Ритуал ду’а карави, также известный как мубайя, является воплощением та’вила омовения (вузу’). Этические и духовные дисциплины, которые Имам предписывает своим муридам, являются эзотерическим измерением поста (савм)¹⁰. Всё это означает, что эзотерическая интерпретация (та’вил) хаджа, салаха, вузу’ (омовения) и савма (поста), ранее объяснявшаяся исмаилитскими Имамами и худжжатами в форме текстуальных и словесных наставлений (та’лим), сегодня преподаётся Имамом Времени Джамоату в форме ритуалов и практик тариката.

4. AKDN и публикации Института исмаилитских исследований

Имам Времени делится эзотерическими знаниями и учениями через институциональную деятельность. В целом, деятельность Организации Ага-Хана по развитию (AKDN) является воплощением и практической демонстрацией этики ислама. Сам Имам сказал, что «этика ислама направляет всю мою деятельность»¹¹, и эта этика далее проявляется в учреждениях, которые Имам основывает и направляет. Институт исмаилитских исследований является важным учреждением, поскольку его исследовательская и издательская деятельность опубликовала многочисленные переводы и издания исмаилитской эзотерической литературы, написанной исмаилитскими Имамами, великими худжжатами и да’и прошлого. Многие из основных исмаилитских эзотерических текстов – которые не были доступны даже исмаилитским муридам в предыдущие периоды – стали доступны всем исмаилитам и широкой общественности благодаря усилиям Института исмаилитских исследований. Покровительство академическим исмаилитским исследованиям началось с Имама Султана Мухаммад Шаха в 1930-х годах и продолжалось ускоренными темпами под руководством Мавлана Хазир Имама, который является Председателем Совета управляющих Института исмаилитских исследований.

Действительно, этот знаменательный период, когда эзотерическое содержание ислама и других религий становится доступным для масс, был предсказан тысячу лет назад¹² великими исмаилитскими худжжатами, включая Насира-и Хусрава и ал-Муайяда аш-Ширази. Таким образом, выпуск и публикация Институтом ранее недоступных текстов исмаилитского та’вила можно рассматривать как ещё одно средство, с помощью которого Имам Времени обучает эзотерической интерпретации (та’вил) Корана весь мир. Более ста лет назад Имам Султан Мухаммад Шах сказал Джамоату, что они могут изучить Коран и его смысл, став «учениками тех, кто знает его истинное значение», читая «книги нашей веры». Книги исмаилитской веры – это работы, написанные исмаилитскими худжжатами и да’и прошлого, поскольку они были теми, кто знал истинное значение Корана. Эти «книги нашей веры» находятся среди публикаций и переводов Института исмаилитских исследований, и Джамоат может найти эзотерический смысл Корана в этих книгах:

«Если вы хотите изучать Коран, станьте учениками тех, кто знает его реальный смысл. Таким образом вы узнаете его настоящий смысл. Вы не знаете о многих книгах нашей веры (дин). Потому вы не изучали большинство из них. Если вы изучите такие книги, вы поймёте, и в вас не останется никаких [сомнений]. Ваш интеллект (акл) гарантирует вам, что ваша вера (дин) истинна, если вы читаете такие произведения. Это вы [скоро] узнаете».

– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(Занзибар, 5 июля 1899 г., цит. в «Мудрый Коран и мир человечества», том I, 98)

5. Архитектурный дизайн

В последние годы Имам Времени учредил архитектурные достопримечательности по всему миру, такие как Делегация Исмаилитского Имамата, Музей Ага-Хана и Исмаилитские Центры. Архитектурный дизайн этих зданий символизирует и воплощает эзотерическую интерпретацию ислама, как заявил сам Имам: «Здания могут делать больше, чем просто размещать людей и программы. Они также могут отражать наши глубочайшие ценности; великая архитектура, как и великое искусство, захватывает эзотерическую мысль в физической форме»¹³. В отношении Делегации Исмаилитского Имамата Имам даже написал, что «здание в некотором смысле должно быть несколько таинственным и визуально почти эзотерическим». Он назвал архитектурный дизайн Делегации как «перевод концепций, которые имеют контекст в нашей вере и нашей истории, но смело и уверенно шагают вперёд, в современность; для выражения как экзотерического, так и эзотерического»¹⁴. Внимательное прочтение архитектуры здания Делегации¹⁵ показывает, как дизайн символизирует исмаилитские эзотерические доктрины и та’вил из прошлого: полупрозрачный горный хрусталь вдохновляет купол Делегации Исмаилитского Имамата, символизируя и представляя совершенные души Пророков и Имамов, освещённых Светом Бога, о чём говорили Насир-и Хусрав и Насир ад-Дин Туси.

6. Духовное вдохновение (та’йид)

Знание Имама Времени коренится не в физических книгах или устных словах, а, скорее, в его светлой душе в виде духовного и светоносного вдохновения, называемого та’йидом или Святым Духом. Бог постоянно дарует это духовное вдохновение (та’йид) или свет (нур)¹⁶ чистой душе Имама, в результате чего Имам является обладателем всего эзотерического знания (‘илм). Имам также направляет и дарует этот та’йид душам муридов самого высокого ранга – называемых в прошлом худжжатами. В этом отношении души худжжатов могут получать та’вил от Имама через духовное вдохновение (та’йид), вместо словесного наставления (та’лим). Средневековый исмаилитский текст описывает эту духовную связь между Имамом и худжжатом следующим образом:
Аз дили Ҳуҷҷат ба Ҳазрат роҳ бувад,
У зи таъйиди дилаш огоҳ бувад.
«Существует путь от худжжата к Имаму,
Он осознаёт божественную поддержку (та’йид) своего сердца» (Ш. Вирани, «Исмаилиты в средние века», 74). Исмаилитские муриды в духовном звании худжжата обучаются та’вилу Корана от Имама в форме та’йида и впоследствии выражают та’вил Имама в форме слов, в виде поэзии, прозы, комментария и обучения (та’лим), и других форм дискурса, соответствующих духовным способностям людей.

Нынешний Имам мусульман-исмаилитов, Мавлана Хазир Имам, учит эзотерической интерпретации Корана своих муридов и весь мир, по меньшей мере, шестью различными способами – в своих публичных выступлениях, в своих фарманах, в ритуалах тариката он предписывает и утверждает, через свою институциональную деятельность, включая публикации Института исмаилитских исследований, через исламскую архитектуру и через духовное вдохновение, называемое та’йидом, которое достигает определённых возвышенных душ. Признание эзотерической интерпретации Имама в этих шести проявлениях важно для всех мусульман-исмаилитов. Это потому, что нынешний Имам наставляет своих муридов помнить, что исмаилитский тарикат является «эзотерической ветвью ислама» и что этот эзотерический смысл «не для каждого», но «это для тех, кто является частью нашего Джамоата». Имам также сказал, что его муриды должны «быть в состоянии объяснить эзотерический смысл» частей Корана, и, что определённые коранические слова «должны представлять вам понятие» (Бомбей, 22 ноября 1967 года). Имам Времени продолжает давать та’вил Корана на постоянной основе, чтобы его муриды всегда имели доступ к «правильной» интерпретации, как он однажды заявил в иршаде:

«Мы продолжаем и будем продолжать искать знания и понимание, в частности, из Корана, чтобы мои муриды могли смотреть в будущее с интерпретацией, которая является правильной… и важно, чтобы с течением времени мы продолжали под руководством Имама искать ясности и понимания в Кур’ан-и Шарифе. И я хочу, чтобы мои духовные дети знали, что это усилие, которое предпринимается на постоянной основе, и что руководство будет даваться на постоянной основе».

– Мавлана Хазир Имам,
(Дар-эс-Салам, Танзания, 17 августа 2007 г.)

СНОСКИ

1) Глава 2: Ислам, Религия моих предков, «Мемуары Ага-Хана III», 1954 г.

2) Лекция Петерсона, Ежегодная встреча Международного бакалавриата (Атланта, США), 18 апреля 2008 г.

3) Факультет медицинских наук Университета Ага-Хана и Церемония открытия Больницы Университета Ага-Хана (Карачи, Пакистан), 11 ноября 1985 года.

4) Выступление на конференции «Благоприятная среда» (Кабул, Афганистан), 4 июня 2007 г.

5) Выступление на Международном коллоквиуме «Слово Божье, искусство человека: Коран и его творческие выражения», орг. Институтом исмаилитских исследований (Лондон, Соединенное Королевство), 19 октября 2003 года.

6) Принятие устава Университета Ага-Хана (Карачи, Пакистан) 16 марта 1983 г.

7) «Семь столпов ислама: эзотерика Валаята», Исмаилитский Гнозис

8) «Эзотерический хадж: от физической Каабы к живому Имаму», Исмаилитский Гнозис

9) «Эзотерика (батин) молитвы: от салах к ду’а», Исмаилитский Гнозис

10) «Рамадан: от телесного поста к духовному посту», Исмаилитский Гнозис

11) Интервью «Молодой Африке» (2-е), Кумба Диоп, «Этика ислама направляет всю мою работу» (Мали или Кот-д’Ивуар), 19 сентября 2005 г.

12) «Эзотерический Апокалипсис (Киямат): Мусульманское исмаилитское видение ‘Конца света’» (часть 1), Исмаилитский Гнозис

13) Церемонии открытия Делегации Исмаилитского Имамата (Оттава, Канада), 6 декабря 2008 г.

14) Церемония закладки первого камня Делегации Исмаилитского Имамата (Оттава, Канада), 6 июня 2005 года.

15) The Delegation Decoded, Халил Андани

16) «Эзотерическая мысль в физической форме: Кампус Ага-Хана в Торонто», Исмаилитский Гнозис