Иудаизм, Христианство и Ислам: Забытые общие убеждения трёх авраамических религий

Иудаизм, христианство и ислам имеют множество общих теологических убеждений и этических принципов. В самом деле, все три религии почитают Пророка Авраама и имеют гораздо больше сходства друг с другом, чем с другими религиозными традициями. И наиболее важно, что все три религии утверждают существование одного Бога, Абсолютной и Бесконечной Реальности, непрерывно творящей и поддерживающей существование всех вещей [с рациональными и логическими доводами в пользу этой классической концепции Бога вы можете ознакомиться по ссылке]. В приведенной ниже таблице представлены 28 ключевых теологических убеждений авраамической теологии, в которых позиции иудаизма, христианства и ислама во многом совпадают. Надеемся, что читатели увидят, как много общего есть у иудаизма, христианства и ислама и как это объединяет иудеев, христиан и мусульман духовными узами братства. (Все эти теологические положения имеют более специфические интерпретации в различных течениях внутри каждой религии, но здесь они представлены на наиболее базовом уровне). Это означает, что иудео-христианская и исламская цивилизации имеют общий религиозный, культурный и духовный этос: нет никакого столкновения цивилизаций; есть только столкновение невежеств. И это невежество можно исцелить посредством образования и принятия различий в рамках плюрализма.


Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV является 49-м наследным Имамом мусульман шиитов-исмаилитов. Он – прямой потомок Пророка Мухаммада, прямой потомок Пророка Авраама и духовный наследник религиозной власти всех авраамических Пророков. Ниже мы приведем замечания исмаилитского Имама касательно духовного единства авраамических монотеистических религий наряду с обобщением материала таблицы:

Исмаилитский Имам, Ага Хан IV, беседует с Его Высокопреосвященством Жозе да Круш Поликарпу, кардиналом и Патриархом Лиссабона, ректором Католического университета Португалии

• Иудаизм, христианство и ислам согласны по 18 теологическим позициям из 28 приведенных выше: Первая сфера, в которой они единогласны, касается единства Бога; концепции сотворения; предсуществующего (предшествующего творениям) Слова Бога; существования ангелов и человеческих душ; духовного положения и единства человечества; ниспослания Пророкам Божественного Откровения; образа Авраама и его примера; ниспослания Писаний (Тора, Псалтирь).

• Иудаизм, христианство и ислам единогласны в том, что необходимо следовать Боговдохновенному закону (Тора, Галаха, Церковное каноническое право, шариат), который направляет всю религиозную и социальную деятельность человека в контексте его отношений с Богом.

• Христианство и ислам согласны еще по 4 дополнительным теологическим позициям (таким образом, соглашаясь в целом по 22 пунктам) – касающимся веры в предшественников Иисуса, рождение Иисуса от Девы Марии и его положение как Божественного Пророка, Посланника и Мессии (Христа).

• Иудаизм, христианство и ислам расходятся во мнениях относительно теологического положения Иисуса; иудаизм не признает пророчество Иисуса; христианство и ислам признают Иисуса как Божьего Пророка, Посланника и Мессию, рожденного от Девы Марии, однако расходятся в вопросе его божественности; христианство почитает Иисуса как Сына Божьего (второе лицо Троицы) и как воплощение Бога на земле; ислам признает Мухаммада в качестве последнего Пророка и Посланника Бога, в то время как иудаизм и христианство не признают пророчество Мухаммада.

• Иудаизм, христианство и ислам имеют много общего в практических вопросах повседневной жизни: необходимости ежедневной молитвы (формальная молитва и неформальная молитва); обязанность жить согласно Божьей воле, выраженной в своде правил поведения; общие ценности и этические принципы; спасение посредством веры и Божественной милости; расчет в Судный день; и благословение миром (шалом, салам, мир)

• Несмотря на некоторые теологические расхождения, иудеи, христиане и мусульмане являются духовными потомками Авраама; как представители единой духовной общности, они имеют гораздо больше общего, чем тех моментов, которые их разделяют; они могут и должны работать вместе в направлении развития человеческого общества во всем мире на основе единого этического фундамента:

Исмаилитский Имам, Ага Хан IV, на встрече с Его Высокопреосвященством Жозе да Круш Поликарпу, кардиналом и Патриархом Лиссабона, ректором Католического университета Португалии


www.ismailignosis.com