В одной из наших предыдущих статей (см. здесь) обсуждались духовные функции Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), раскрытые в Коране, включающие его роль в руководстве верующих от имени Бога, заступничество в прощении верующего (4:64), принятие пожертвований от них для очищения их души (9:102-104) от имени Бога, посылание благословений на них для их покоя (9:103), прощение их за их ошибки и недостатки (3:159, 5:13, 7:199), судейство между ними (4:65) и принятие их повиновения от имени Бога (4:64).

В этой статье рассматривается концепция имамата в Коране. В общем смысле имамат относится к божественно назначенному руководству в религиозных вопросах в наследственной линии происхождения от Семьи Пророка. Слово имам на арабском языке происходит от арабского корня аммама, что означает «идти впереди», из которого выводятся слова умм (мать) и умма (община). Значение слова имам – «лидер», «руководитель», «пример», «образец» или «путь» и появляется в Коране 12 раз. Общий смысл имама – «лидер» или «путеводитель», в смысле того, кто приходит к людям и ведет их. Иногда слово имам может означать «книга», если указанная книга выполняет функцию наставления или руководства.

Что касается руководства, то Коран описывает, как Бог назначил Авраама Имамом человечества и пообещал продолжать назначать Имамов из его потомства, которые свободны от порочности (2:124). Сам Авраам назван умма (16: 120). Коран далее описывает как Бог назначил сына и внука Авраама, пророков Исаака и Иакова, «Имамами, которые ведут по Нашему повелению (би-амрина)», которых «Мы вдохновили на добрые дела, совершать молитву и давать закат» (21:73). Точно так же Коран упоминает, как Бог назначил имамов среди сынов Израиля, «которые ведут по Нашему повелению» (32:24) в дополнение к Книге (китаб).1

Помимо фактического упоминания слова имам, несколько коранических терминов и тем говорят о концепции имамата в смысле божественно назначенного руководства в наследственной линии происхождения от Семьи Пророка. Коран говорит об Улу’л-амр (Обладателях власти) в 4:59 с приказанием: «О те, которые уверовали, повинуйтесь Богу и повинуйтесь Посланнику и Улу’л-амр среди вас». Подобно тому как Коран использует повеление «повинуйтесь» для обозначения повиновения Богу, он использует то же самое повеление для призыва верующих к повиновению как Посланнику, так и Улу’л-амру. Это свидетельствует о том, что уровень власти и степень повиновения Посланнику и Улу’л-амруодинаковыВерующим также предписывается передавать свои споры и разногласия Посланнику и Улу’л-амру (4:83). Кораническая концепция Улу’л-амра (Обладателя власти), как видно из термина амр (повление, власть), также совпадает с «Имамами, которые ведут по Нашему повелению» (21:73, 32:24), упомянутыми выше.

Одной из наиболее распространенных идей в Коране является Божье назначение преемников пророков из числа членов их семей и потомков. Различных терминов (аал, ахл, зуррийа, курба), использующихся для обозначения особого статуса семей пророков и числа потомков, более ста в Коране. Адаму и Ною наследовало потомство (аал) Авраама и Имрана, все в одной линии происхождения (3:33-34). Бог установил пророчество и Книгу (китаб) в потомстве (зуррийа) Ноя и Авраама (57:26). Бог даровал Книгу (китаб), мудрость (ал-хикма) и Великое царство (мулк азим) потомству Авраама (4:54). Сын и внук Авраама были назначены имамами, руководящими по Божьему повелению (21:73). Бог исполняет просьбу Авраама и Исмаила о племени-народе (умма) среди их потомков (зуррийа), которые всегда будут покорны Богу (2:127-28), защищены от идолопоклонства, и к которым склонятся сердца людей (14:35-37). Иосиф был избран и благословлен Богом, как и его отцы до него, как Божья милость на Дом (ал) Иакова (12:6). Бог отвечает на молитву Моисея (20:29) и назначает для него его брата Аарона заместителем (вазир) из его Семьи (ахл). Бог назначает Соломона преемником (варис) Давида, и им обоим было дано знание от Него (27:15-16). Бог отвечает на молитву Закарии о назначении Иоанна его преемником (варис) и наследником Семьи (ал) Иакова (19:6). В целом, Бог избирал и направлял отцов, потомков и братьев предыдущих пророков и посланников по Прямому пути (6:87).

Этот беглый анализ концепции имамата в Коране раскрывает следующие особенности в коранической идее имамата или руководства:

  • Бог назначает и обозначает имамов для руководства по Его повелению (амр).
  • Эти имамы, идентичные Улул-амру, обладают той же властью, что и Посланник Бога.
  • До Пророка Мухаммада Бог назначал имамов из семей и потомков предыдущих пророков, в частности Авраама.
  • Бог постоянно благоволил определённым потомкам предыдущих пророков книгой, мудростью, наследством, царством и руководством.

Так как мы заключаем, следует отметить, что Коран упоминает в ряде мест, что метод или обычай (сунна) Бога никогда не изменяется и остается неизменным из века в век.

«Таково было Установление [обычай-традиция] (сунна) Аллаха для тех, которые жили прежде, и ты не найдешь изменения в Установлении (обычае) Аллаха».

— Священный Коран [33:62]

Вопрос, который сразу приходит на ум: если Бог постоянно назначал преемников, путеводителей и имамов из семьи потомков пророков до Пророка Мухаммада, почему этот обычай (сунна) Бога внезапно изменился после Мухаммада (С)?

«Поскольку Коран выражает мысли Мухаммада, очевидно, что он не мог считать Абу Бакра своим естественным преемником или был [бы] доволен его преемством… Он не мог видеть свою преемственность, по существу, кроме как в свете повествований Корана о преемственности предыдущих пророков, так же, как он видел свою собственную миссию как пророка… Эти более ранние пророки считали это высшей божественной милостью, которой наследовало их потомство или близкие родственники, за которых они умоляли своего Господа… В Коране потомки и близкие родственники пророков являются наследниками также в отношении царства (мулк), правления (хукм), мудрости (хикма), книги и имамата. Суннитская концепция истинного халифата определяет его как преемственность Пророка во всех отношениях, кроме его пророчества. Почему Мухаммаду не может наследовать в этом любой из его семьи, как предыдущие пророки?… Коран советует верующим улаживать некоторые вопросы путем совещания, кроме вопроса преемственности пророков. Это, согласно Корану, решается божественным выбором, и Бог обычно выбирает их преемников, независимо от того, становятся они пророками или нет, из их собственного рода».

— Вильфрид Маделунг,
(«Преемственность Мухаммада», издательство Кембриджского университета, 1997, стр. 16-17)

Примечание:

1 Термин китаб, часто переводимый как книга, не следует понимать как «текст» в современном понимании этого слова. Слово китаб, используемое в Коране, означает Божий «указ» или «руководство», а не физический текст.