«Слово Имама в вере является абсолютным законом. Каждый исмаилит должен принимать его».

 — Имам Шах Каримал-Хусайни Ага Хан IV

«Величайшей опасностью для каждого мусульманского гражданина — у меня в этом нет ни малейшего колебания — является алкоголь».

 — Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III

«Согласно нашей вере, то, что отличает человека от животных — является его сила мысли. Всё, что препьятсвует этому процессу — является пагубным. Поэтому алкоголь запрещён. Я никогда не прикасался к алкоголю».

 -Имам Шах Каримал-Хусайни Ага Хан IV

«В действительности, наши системы ценностей крайне важны для будущего».

 -Имам Шах Каримал-Хусайни Ага Хан IV


В нижеследующей речи на конференции Сират от 1976 года исмаилитский Имам Времени — Мавлана Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV — обозначил драматическую смену моральных отношений, произошедших в западном мире на протяжении последних сорока лет.

«Я наблюдаю в западном мире глубоко меняющийся характер человеческих отношений. Якоря морального поведения представляются затянутыми на такие глубины, что не в состоянии стойко держать корабль жизни: то, что ранее считалось неправильным, сейчас является просто нетрадиционным, и ради индивидуальной свободы должно быть в рамках толерантности. То, что находится в рамках толерантности, в скором времени становится приемлемым. Напротив, то что ранее считалось правильным, сегодня рассматривается как устаревшее, старомодное и часто становится объектом насмешек».

— Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV,
Президентское послание, Международная конференция Сират, 12 марта 1976 года.(http://www.nanowisdoms.org/nwblog/1804/)

Исмаилитские имамы постоянно наставляли своих муридов следовать ценностям и этическим принципам ислама, которые включают воздержание от алкоголя, курения, наркотиков и других духовно и физически уничтожающих социальных привычек. Ещё с ранних времён ислама шиитский исмаилитский имамат осуждал потребление алкоголя как «величайшее из всех грехов». За прошедшие пятьдесят лет исмаилитские имамы точно так же осуждали курение и употребление наркотиков.

[ПРИМЕЧАНИЕ: В приведённых ниже заявлениях имамы осуждают действие употребления алкоголя как «злое», «греховное» или «неправильное»; они не осуждают лиц, которые могут участвовать в таких действиях. Цель передачи этой информации заключается в том, чтобы информировать процесс принятия решений людьми, а не судить людей за то, что они могут или не могут сделать или сделали. Каждый человек под руководством Имама должен принимать собственные оценочные решения]

Для мусульман исмаилитов наследный имам из рода Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) и Имама Али ибн Аби Талиба (мир ему) обладает абсолютной властью над религиозными и духовными делами, подобно тому как Пророк обладал в своё время. Следование наставлению Имама необходимо для спасения всех тех, кто воздал бай’ат (духовная верность) Имаму, став его муридами и духовными детьми. Бай’ат между Имамом и муридами является духовным договором, предписывающим ряд религиозных, этических и моральных обязательств муридов перед Имамом, — включающих стремление подчиняться наставлению Имама во всех религиозных и духовных делах. В этом отношении в публичном интервью в недельном обзоре с Sunday Times 12 декабря 1965 года Имам Шах Карим ал-Хусайни объяснил, что:

«Слово Имама в вере является абсолютным законом. Каждый исмаилит должен принимать его. Община всегда очень внимательно следует личному образу мышления Имама. Это одна из особенностей исмаилитов».

— Имам Шах Карим ал-Хусайни АгаХан IV,
The Sunday Times, 12 декабря 1965
(http://www.nanowisdoms.org/nwblog/1400/)

Подобно другим школам ислама исмаилитские имамы запретили алкоголь для своих духовных детей, и эта статья содержит обзор наставлений имамата по этому вопросу. На протяжении предыдущего столетия Имам Султан Мухаммад Шах и Имам Шах Карим ал-Хусайни высказались против потребления алкоголя, как публично, так и в наставлении исмаилитскому Джамоату. Например, в обращении в Йоханнесбурге от 7 августа 1945 года Имам Султан Мухаммад Шах говорил:

«Величайшей опасностью для каждого мусульманского гражданина — у меня в этом нет ни малейшего колебания — является алкоголь. Время показало, что это для вас вредно; это вредно для вашей личности; это вредно для вашего здоровья. Алкоголь запрещён потому, что он больше несёт зла, чем добра. Поверьте мне, в такой общине как вашей алкоголь несёт смертельную опасность. Если вы пристраститесь к алкоголю, то я не знаю куда это вас поведёт. Горстка слабых или несчастных тут и там находят свой путь к этому ужасному яду. Избегайте его во что бы то ни стало. Избегайте его, я говорю, потому как в этой стране вам непозволительно терять ни одного человека».

— Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
Рекомендации мусульманам Трансвааля, 1954, Йоханнесбург, Южная Африка
(http://www.nanowisdoms.org/nwblog/10699/)

Есть некоторые люди, которые считают, что пить алкоголь разрешено при условии, что человек делает честное личное суждение по этому поводу, используя собственный интеллект и мышление. Однако эта позиция самоуничтожающая, поскольку, во-первых, алкоголь повреждает и нарушает функцию человеческого интеллекта и силу мысли. Во-вторых, центральной предпосылкой в исмаилитской мысли является недостаточность индивидуального человеческого интеллекта и необходимость в получении руководства от совершенного интеллекта. Это, по факту, является причиной того, что каждый исмаилитский мурид даёт клятву верности Имаму и такой обет является признанием несовершенства индивидуального интеллекта и превосходства боговдохновенного интеллекта Имама. В публичном интервью в недельном обзоре с Sunday Times 12 декабря 1965 года Имам Шах Карим ал-Хусайни объяснил мусульманскую исмаилитскую позицию относительно алкоголя таким образом:

«Это запрещено. … Имеется очень чёткий набор правил по которым вы можете жить… Согласно нашей вере, то, что отличает человека от животных является его сила мысли. Всё, что препятствует этому процессу — является пагубным. Поэтому алкоголь запрещён. Я никогда не прикасался к алкоголю. Но для меня это не пуританский запрет. Я не хочу пить. Я никогда не хотел пить. Моя религия не оказывает на меня никакого давления».

— Имам Шах Карим ал-Хусайни АгаХан IV,
The Sunday Times, 12 декабря 1965 г.
(http://www.nanowisdoms.org/nwblog/1400/)

Наставления Имама Султана Мухаммад Шаха о вреде алкоголя

В Мумбаи (3 апреля 1893 года) Имам Султан Мухаммад Шах высказался об алкоголе как о гнусном и «величайшем из всех грехов» – даже более греховным, чем идолопоклонство или убийство верующего. Он приказал, чтобы весь Джамоат воздержался от алкоголя. Он заключил тем, что тот, кто услышал этот приказ, должен каяться и обещать, что больше «никогда» не будет пить алкоголь.

24 апреля 1891 года Имам Султан Мухаммад Шах говорил, что те, которые пьют алкоголь будут наказаны в День воздаяния.

В Ахмабаве (16 февраля 1896 года) Имам Султан Мухаммад Шах говорил, что истинный верующий не пьёт алкоголь.

В Занзибаре (20 февраля 1925 года) Имам заявил, что верующий не пьёт алкоголь, а тех, кто потребляет алкоголь — ждут огромные страдания в этом мире и в мире ином.

В послании Африке (7 апреля 1953 года) Имам Султан Мухаммад Шах говорил, что алкоголь является самым опасным из врагов человека, поскольку он приближается как друг, но в самом деле является самой опасной ловушкой. Он объяснил, что алкоголь – это яд для тела, который не только убивает тело, но и «убивает душу».

В Лондоне (11 июня 1951 года) Имам Султан Мухаммад Шах описал алкоголь как «сон», который заставляет человека забывать реальность и убегать от жизни.

В послании 1953 года Имам Султан Мухаммад Шах предупредил, что те, которые пьют алкоголь «постепенно потеряют веру» в свою религию и «потеряют веру в моём руководстве», потому что Имам «всегда говорит вам – не пейте алкоголь».

В Карачи (2 февраля 1951 года) Имам говорил, что Сатана использует вас, когда вы пьёте алкоголь и курите табак.

В Найроби (5 июля 1946 года) Имам объяснил, что ему «жалко» своих муридов, которые пьют алкоголь, и что Имам сам «переполняется слезами» и «охватывается горем» когда он видит, что его муриды пьют алкоголь.

В 1953 году (в Венеции) Имам Султан Мухаммад Шах выразил своё счастье, что «всевозможные меры» были предприняты для обучения Джамоата об опасностях алкоголя и табака. Имам также был счастлив «принятыми мерами» Исмаилитских Советов «против употребления табака и алкоголя», и что многие духовные дети должны дать клятву быть в стороне от этих вещей.

Наставления Имама Шах Карима ал-Хусайни о вреде алкоголя

В Лондоне (8 июня 1964 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни повелел своим муридам отказаться от потребления алкоголя, называя его «самой отвратительной привычкой». Он объяснил, что потребление алкоголя является тем, что он «осуждает» и что оно не приносит ничего, кроме духовного горя.

В Элдорет (октябрь-ноябрь1966 года) и позднее в Уганде (декабрь 1966 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что следует «держаться в стороне» от курения и алкоголя. В однозначных терминах Имам сказал, что хочет, чтобы его муриды перестали пить, потому что это неприятно, затратно, приносит человеку бесчестие и создаёт «очень плохое» впечатление о Джамоате. Имам в заключение объяснил, что он это приказал из любви к Джамоату. В этом же обращении Имам опроверг мнение о том, что употребление алкоголя способствует определённому социальному статусу или знатности и подчеркнул, что тот, кто считает, что потребление алкоголя даёт социальный статус, – имеет ложное представление о социальном статусе.

В Танзании (8 ноября 1966 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что потребление алкоголя является ужасной привычкой, и быть пьяным – это «грех против ислама».

В Дар-эс-Саламе (11 ноября 1970 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни воскликнул, что потребление алкоголя, курение и наркотики являются «ущербным» для молодого поколения, и что такие привычки «не для Джамоата». Он заключил, что вовлечение в употребление алкоголя и курение является «средством уничтожения Джамоата».

В Париже (30 июня 1972 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что такие привычки как потребление алкоголя и курение надо прекращать и держаться от них в стороне. Он подчеркнул, что употребление алкоголя такое же глупое занятие, как рубить себе руку. В этом же фармане Имам напомнил своему Джамоату, что в День воздаяния им не будет меньшего суда лишь по той причине, что они жили в западном мире, и невозможно будет говорить: «Я не практиковал свою веру, потому что я жил в Лондоне». Имам подчеркнул, что его муридам в Судный день будут заданы те же вопросы, что и другим мусульманам, что не следует предаваться «преходящим привычкам», таким как питие алкоголя и курение, которые существуют в западном мире.

В Мванзе (10 ноября 1966 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что алкоголь не для его муридов, [он] создаёт «очень неприятное впечатление» о Джамоате и приводит к затрате огромного количества денег.

В Лондоне (23 сентября 1973 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни обозначил, что алкоголь, курение и наркотики являются тем «социальным злом», которое уменьшает «способность к реализации» в мирских и духовных делах. Он заключил, что его муриды должны «оставаться чистыми» от этих привычек.

В Ванкувере (15 ноября 1978 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил об алкоголе и курении как о «плоских вредных привычках», которые превращают молодых людей и девушек в «хромых мужчин и хромых женщин». Имам предупредил, что такие привычки являются «ограничением» для ума и для тела.

В Торонто (23 ноября 1978 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни предупредил своих муридов оставаться в стороне от «пустых социальных привычек» западного мира, объясняя, что они «ничему» не способствуют в физическом или интеллектуальном отношении.

В Лондоне (1 сентября 1979 года) Имам настоятельно советовал Джамоату прекращать «пустые вредные привычки» пития алкоголя, курения и употребления наркотиков, утверждая, что они «уничтожат вас».

В Торонто (27 апреля 1983 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил об алкоголе и курении как о социальных привычках, которые являются «злом времени», и велел Джамоату не «компрометироваться» вовлечением в них.

В Лондоне (6 июля 1983 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни упомянул, что употребление алкоголя и курение являются «привычками западного мира», которые вызывают дисгармонию и которые «снижают» способности Джамоата заботиться о своей собственной судьбе. Он упомянул, что Джамоату не следует компрометировать «фундаментальные принципы» веры, вовлекаясь в эти привычки.

В Чикаго (5 ноября 1986 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил о  потреблении алкоголя и курении как о «злых и нездоровых» привычках, «уничтожающих» каждого человека и его семью. И в Хьюстоне (8 ноября) Имам снова назвал питие алкоголя и курение «моральным злом».

В Лиссабоне (9 апреля 1987 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни велел Джамоату проявить «дисциплину, неумолимость, честность, мужество» в «противостоянии» социальным привычкам пития алкоголя и курения и необходимости «неотступления» от Прямого пути.

В Торонто (5 июня 2005 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни объяснил, что Джамоат «должен сделать выбор» – либо «сохранить» целостность системы ценностей шиитского исмаилитского ислама, либо позволить исмаилитским ценностям «смениться» ценностями, которые не имеют корней в шиитском исмаилитском тарикате. Он велел Джамоату «провести осторожную оценку ценностей» для будущего Джамоата. В этот же день Имам велел Джамоату сторониться от «нежелательных» социальных дел, которые «бесполезны, затратны и ущербны», поскольку жизнь слишком коротка, а здоровье слишком хрупкое.

В Торонто (22 ноября 2008 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни отметил, что некоторые социальные привычки «легкомысленны», а некоторые являются «злом», и приказал своему Джамоату «отказаться от обоих».

В заключение, 13 декабря 2008 года Имам в своём всемирном послании заявил, что он не «допустит компромисса» в мусульманские исмаилитские системы ценностей. Точно так же в интервью от 2008 года Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил:

«… Прогресс не означает уподобляться западу. Прогресс в Умме означает двигаться в направлении качества жизни, но без потери своей идентичности, без отхода от своей системы ценностей, без потери своей системы ценностей. Действительно, наши системы ценностей крайне важны для будущего».

— Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV
Сирийское телевидение, 29 августа 2008
(http://www.nanowisdoms.org/nwblog/9004/)

Правдивая история о муриде, который отказался от алкоголя в соответствии с руководством имамата

Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV посещает своих последователей исмаилитов в Таджикистане, 2008 г.

Муриду Имама никогда не поздно отказаться от алкоголя, курения и других легкомысленных социальных привычек. Благословения Имама всегда осыпают души его муридов, и только пороки и грехи души могут препятствовать духовному очищению души и блокировать получение ею этих благословений. Однако отказ от употребления алкоголя, искреннее раскаяние и поиск прощения Бога и прощения Имама может привести к духовному преобразованию в жизни и душе мурида. В этой связи исмаилитский философ Насир ад-Дин Туси написал:

«Преданные, лишённые всяких сомнений или колебаний, но полной уверенностью и искренним доверием, должны верить, что один милосердный (рахмат) взгляд (назар) или знак принятия, данный Имамом на мольбу и моление созданий, от первого до последнего может отпустить их грехи и простить их недостатки, превращая их беззакония в дела заслуг».

— Насир ад-Дин Туси,
(«Сады смирения», С. Дж. Бадахшани, 94)

Будет интересно привести пример из реальной жизни, когда во время своего благословенного визита в Восточную Африку между 18 октября 1966 года и 11 декабря 1966 года Хазир Имам Шах Карим ал-Хусайни дал множество фарманов против разрушающих привычек пития и курения. [Проповедник] Варас Кассим Али был в служении в Восточной Африке, и по возвращении он объяснил суть фарманов в Джамоатхане Адена и Карачи. Он также акцентировал внимание на тех, кто курил и был зависим от алкоголя. Его выступление поразило сердца слушателей, и большинство из них отказались от дьявольских привычек. Среди них был человек с алкогольной зависимостью и табакокурением на протяжении 16 лет. Не так легко было сразу отказаться от старой привычки, но он был полон решимости отказаться от неё с учётом приказов Имама. На четвертый день после его воздержания – его постиг фатальный сердечный приступ и он скончался.

Варас Кассим Али подготовил доклад о своей поездке по Восточной Африке, Адену и Карачи, и отправил Имаму 20 января 1967 года, в том числе инцидент с вышеупомянутым человеком в частности. Имам послал следующее сообщение 24 января 1967 года:

«Мой дорогой Миссионер Кассим Али,

Я получил два ваших письма от 20 января и с большим интересом прочитал их содержание.

Я очень рад вашей действительно хорошей работе, и я даю вам мои самые нежные отцовские и материнские любящие благословения за ваше преданное служение.

Я рад слышать, что вы смогли остановиться в Адене по дороге в Карачи, и, что мой Джамоат в Адене смог выслушать ваш ва’з.

Я даю мои самые нежные отцовские и материнские любящие благословения умершему духовному чаду, упомянутого в вашем отчёте, и я молюсь, чтобы его душа могла упокоиться в вечном мире. Я отправляю ему мои особые любящие благословения за то, что он отказался от своей 16-летней привычки пития и курения«.

— Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(цит. у Мумтаза Али Таджддина Садик Али, ‘101 Исмаилитских героя’)

Решение о полном отказе от пития алкоголя, курения и других разрушающих социальных привычек заключается в личном выборе и послушании наставлений Имама, заботе о вечной жизни человеческой души и в подавлении животных импульсов, находящихся в ней. Только повинуясь его наставлению на индивидуальном уровне, можно направить коллективное духовное здоровье общины к великой благодати:

«Если возможно принести счастье одному человеку, то, по крайней мере, в этом человеке можно победить тёмные и злые импульсы. И разве не может сила добра в этом человеке, в  конце концов, одолеть силу зла во многих?»

— Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(‘Мемуары Ага-Хана’: Мир и время, 334)

Приложение: Наставления ранних имамов

Имам Джафар ас-Садик


«Ни один пророк не был явлен, которого бы Аллах не учил, совершенствовав его веру, что алкоголь запрещён. Алкоголь никогда не переставал быть запрещённым».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:296)

«Тот, кто пьёт глоточек, Аллах проклинает его, ангелы, пророки и верующие. Если он выпьет до пьянства, дух веры отрывается от него».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа‘ил аш-Ши’а, 25:297)

«Три человека никогда не попадут в рай. Тот, кто проливает кровь, тот, кто пьёт алкоголь и сплетник».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:305)

Никто не ослушается Аллаха больше, чем тот, кто пьёт алкоголь.

Человек спросил Имама Джафар ас-Садика: «Что хуже, пить алкоголь или не читать молитву? «Имам ответил: «Пить алкоголь. Знаете почему?» Человек ответил: «Нет». Имам сказал: «Потому что человек при этом будет в таком состоянии, что не будет знать своего Господа».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:313-314)

«Поистине, Аллах сделал дом для неповиновения, и сделал дверь для этого дома, и сделал замок для этой двери, и сделал для этого замка ключ. И ключом этого дома неповиновения является употребление алкоголя».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:313-314)

«Алкоголь является владыкой всех грехов».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:315)

«Употребление алкоголя является ключом к каждому греху».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:315)

«Алкоголь является ключом, который открывает всё зло».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:316)

Неверующий спросил Имама Джафар ас-Садика: «Почему Аллах запрещает алкоголь?» Имам ответил: «Потому что алкоголь является матерью всего зла».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:317)

Имам Мухаммад ал-Бакир


​Имам Мухаммад ал-Бакир: «Пьющий алкоголь появится в День воздаяния с очернённым лицом, свисающим языком и криками: Жажда, жажда!»

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:297)

Имам Али


Имама Али спросили: «Вы утверждаете, что пить алкоголь хуже, чем прелюбодеяние и воровство». Имам ответил: «Да, потому что человек который совершает прелюбодеяние, возможно ничем иным не займётся, тогда как человек, который пьёт, может совершить и прелюбодеяние, и кражу, и убийство человека, душу которого Аллах сделал священной, и оставит молитву».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:316)

Пророк Мухаммад


«У того, кто пьёт алкоголь до состояния пьянства, молитвы не будут приняты в течение сорока дней».

(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:298)