Наставления Исмаилитского Имамата о вреде потребления алкоголя


В нижеследующей речи на конференции Сират от 1976 года исмаилитский Имам Времени – Мавлана Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV – обозначил драматическую смену моральных устоев, произошедших в Западном мире на протяжении последних сорока лет.

Исмаилитские Имамы постоянно наставляли своих муридов следовать ценностям и этическим принципам ислама, которые включают воздержание от алкоголя, курения, наркотиков и других духовно и физически уничтожающих социальных привычек. Ещё с ранних времён ислама шиитский исмаилитский имамат осуждал потребление алкоголя как «величайшее из всех грехов». За прошедшие пятьдесят лет исмаилитские Имамы точно так же осуждали курение и употребление наркотиков.

Для мусульман исмаилитов наследный Имам из рода Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) и Имама Али ибн Аби Талиба (мир ему) обладает абсолютной властью над религиозными и духовными делами, подобно тому как Пророк обладал в своё времяСледование наставлению Имама необходимо для спасения всех тех, кто воздал бай’ат (духовная верность) Имаму, став его муридами и духовными детьми. Бай’ат между Имамом и муридами является духовным договором, предписывающим ряд религиозных, этических и моральных обязательств муридов перед Имамом, – включающих стремление подчиняться наставлению Имама во всех религиозных и духовных делах. В этой связи в публичном интервью Sunday Times Weekly Review 12 декабря 1965 года Имам Шах Карим ал-Хусайни объяснил, что:

Как и все другие школы ислама, исмаилитские Имамы запретили алкоголь для своих духовных детей в любых количествах, и эта статья содержит обзор наставлений имамата по этому вопросу. На протяжении предыдущего столетия Имам Султан Мухаммад Шах и Имам Шах Карим ал-Хусайни (мир им) высказались против употребления алкоголя, как публично, так и в наставлении исмаилитскому Джамоату. Например, в выступлении в Йоханнесбурге 7 августа 1945 года Имам Султан Мухаммад Шах говорил:

Есть определенные люди, считающие, что употребление алкоголя допустимо, если человек делает честное личное суждение по этому поводу, используя собственный интеллект и рассудок. Однако эта позиция саморазрушительна, потому что, во-первых, употребление алкоголя наносит ущерб человеческому интеллекту и силе мысли и препятствует их функционированию. Следовательно, абсолютно бессмысленно оправдывать употребление алкоголя во имя своего индивидуального интеллекта, когда это фактически снижает возможности этого интеллекта. Во-вторых, центральной предпосылкой в исмаилитской мысли является недостаточность индивидуального человеческого интеллекта и необходимость в получении руководства от совершенного интеллекта. Фактически, это и является причиной того, что каждый исмаилитский мурид даёт клятву верности, повинуясь Имаму, и подобная клятва является признанием несовершенства индивидуального интеллекта и превосходства божественно-вдохновлённого интеллекта Имама. В интервью с Sunday Times Weekly Review 12 декабря 1965 года Имам Шах Карим ал-Хусайни (с.а.) разъяснил позицию мусульман-исмаилитов относительно алкоголя:


Наставления Имама Султана Мухаммад Шаха против употребления алкоголя

В Мумбаи (3 апреля 1893 года) Имам Султан Мухаммад Шах назвал алкоголь отвратительным и «величайшим из всех грехов» – даже более греховным, чем идолопоклонство или убийство верующего. Он приказал всему Джамоату держаться подальше от алкоголя. Он заключил тем, что тот, кто услышал этот приказ, должен покаяться и обещать, что больше «никогда» не будет употреблять алкоголь.

24 апреля 1891 года Имам Султан Мухаммад Шах сказал, что пьющие алкоголь будут наказаны в День Суда.

В Ахмабаве (16 февраля 1896 года) Имам Султан Мухаммад Шах сказал, что истинный верующий не пьёт алкоголь.

На Занзибаре (20 февраля 1925 года) Имам заявил, что верующий не пьёт алкоголь, а тех, кто употребляет алкоголь, ждут сильные страдания в этом мире и в будущем.

В Послании Африке (7 апреля 1953 года) Имам Султан Мухаммад Шах сказал, что алкоголь является самым опасным из врагов человека, поскольку он приближается как друг, но в самом деле является самой опасной ловушкой. Он объяснил, что алкоголь – это яд для организма, который убивает не только тело, но и «убивает вашу душу».

В Лондоне (11 июня 1951 года) Имам Султан Мухаммад Шах описал алкоголь как «сон», который заставляет человека забывать реальность и убегать от жизни.

В Послании 1953 года Имам Султан Мухаммад Шах предупредил, что те, кто пьют алкоголь «постепенно потеряют веру» в свою религию и «потеряют веру в моё руководство», потому что Имам «всегда говорит вам не пить алкоголь».

В Карачи (2 февраля 1951 года) Имам сказал, что Дьявол использует вас, когда вы пьёте алкоголь и употребляете табак.

В Найроби (5 июля 1946 года) Имам объяснил, что ему «жалко» своих муридов, которые пьют алкоголь, и что Имам сам «переполняется слезами» и «охватывается горем» когда он видит, что его муриды пьют алкоголь.

В 1953 году (в Венеции) Имам Султан Мухаммад Шах выразил свою радость, что «всевозможные меры» предпринимаются для просвещения Джамоата об опасностях алкоголя и табака. Имам также был рад «действиям, предпринятым» Исмаилитскими Советами «против употребления табака и алкоголя», и что многие духовные дети должны дать клятву держаться подальше от этих веществ.


Наставления Имама Шах Карима ал-Хусайни о вреде алкоголя

В Лондоне (8 июня 1964 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни приказал своим муридам отказаться от потребления алкоголя, называя его «самой отвратительной привычкой». Он объяснил, что потребление алкоголя является тем, что он «осуждает», и что оно не приносит ничего, кроме духовного горя.

В Элдорет (октябрь-ноябрь1966 года) и позднее в Уганде (декабрь 1966 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что следует «держаться подальше» от курения и алкоголя. Имам недвусмысленно сказал, что хочет, чтобы его муриды перестали пить, потому что это неприятно, затратно, приносит человеку бесчестие и создаёт «очень плохое» впечатление о Джамоате. В заключение Имам объяснил, что он отдал этот приказ из любви к Джамоату. В этом же обращении Имам опроверг мнение о том, что употребление алкоголя способствует определённому социальному статусу или различию и подчеркнул, что тот, кто считает, что употребление алкоголя даёт социальное различие, – имеет ложное представление о том, что такое социальное различие на самом деле.

В Танзании (8 ноября 1966 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил об употреблении алкоголя как об ужасной привычке и воскликнул, что быть пьяным – это «грех против ислама».

В Дар-эс-Саламе (11 ноября 1970 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни заявил, что потребление алкоголя, курение и наркотики – «потеря» для молодого поколения, и что такие привычки «не для Джамоата». Он заключил, что вовлечение в потребление алкоголя и в курение – это «путь к разрушению Джамоата».

В Париже (30 июня 1972 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что такие привычки как потребление алкоголя и курение надо прекращать и держаться от них в стороне. Он отметил, что считает употребление алкоголя такой же глупостью, как и отрезание руки. В этом же фармане Имам напомнил своему Джамоату, что в День Суда им не будет меньшего суда лишь по той причине, что они жили в Западном мире, и им не будет позволено говорить: «Я не практиковал свою веру, потому что жил в Лондоне». Имам подчеркнул, что его муридам в День Суда будут заданы те же вопросы, что и другим мусульманам, и что не следует предаваться «преходящим привычкам», таким как потребление алкоголя и курение, которые существуют в Западном мире.

В Мванзе (10 ноября 1966 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что алкоголь не для его муридов, что [он] создаёт «очень неприятное впечатление» о Джамоате и приводит к затрате огромного количества денег.

В Лондоне (23 сентября 1973 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни назвал алкоголь, курение и наркотики «социальным злом», которое уменьшает у человека «способность к реализации» в мирских и духовных делах. Он заключил тем, что его муриды должны «оставаться чистыми» в отношении этих вопросов.

В Ванкувере (15 ноября 1978 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил об алкоголе и курении как о «легкомысленных плохих привычках», которые готовят молодых людей и девушек стать «искалеченными мужчинами и искалеченными женщин». Имам предупредил, что такие привычки являются «ограничением» для ума и тела.

В Торонто (23 ноября 1978 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни предупредил своих муридов держаться подальше от «легкомысленных социальных привычек» Западного мира, объяснив, что они не способствуют «ничему» в физическом или интеллектуальном отношении.

В Лондоне (1 сентября 1979 года) Имам призвал Джамоат оставить «легкомысленные плохие привычки» потребления алкоголя, курения и употребления наркотиков, заявляя, что они «уничтожают вас».

В Торонто (27 апреля 1983 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил о потреблении алкоголя и курении как о социальных привычках, которые являются «злом», наставив Джамоат не «порочиться» вовлечением в них.

В Лондоне (6 июля 1983 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни назвал употребление алкоголя и курение «привычками Западного мира», которые вызывают дисгармонию и которые «снижают» способности Джамоата заботиться о своей собственной судьбе. Он напомнил, что Джамоату не следует идти на компромисс в отношении «фундаментальных принципов» веры, вовлекаясь в эти дела.

В Чикаго (5 ноября 1986 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил об употреблении алкоголя и курении как о «злых и нездоровых» привычках, наносящих «ущерб» каждому человеку и его семье. И в Хьюстоне (8 ноября) Имам снова назвал употребление алкоголя и курение «злом с точки зрения морали».

В Лиссабоне (9 апреля 1987 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни потребовал от Джамоата проявить «дисциплину, неумолимость, честность, мужество», чтобы «выстоять» и отвергнуть социальные привычки употребления алкоголя и курения и не «отклоняться» от Прямого пути.

В Торонто (5 июня 2005 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни объяснил, что Джамоат «должен сделать выбор» – либо «сохранить» целостность системы ценностей шиитского исмаилитского ислама, либо позволить исмаилитской системе ценностей «смениться» ценностями, которые не имеют корней в шиитском исмаилитском тарикате. Он наставил Джамоат «провести осторожную оценку ценностей» для будущего Джамоата. В тот же день Имам велел Джамоату сторониться «нежелательных» социальных дел, которые «бесполезны, затратны и ущербны», поскольку жизнь слишком коротка, а здоровье слишком хрупкое.

В Торонто (22 ноября 2008 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни отметил, что некоторые социальные привычки «легкомысленны», а некоторые являются «злом», и приказал своему Джамоату «отказаться от обоих».

Наконец, 13 декабря 2008 года Имам в своём всемирном послании заявил, что он не «допустит компромиссов» в мусульманские-исмаилитские системы ценностей. Аналогично, в интервью 2008 года Имам Шах Карим ал-Хусайни сказал:


Правдивая история о муриде, который отказался от алкоголя в соответствии с руководством имамата

Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV посещает своих последователей исмаилитов в Таджикистане, 2008 г.


Муриду Имама никогда не поздно отказаться от алкоголя, курения и других легкомысленных социальных привычек. Благословения Имама всегда изливаются на души его муридов, и только пороки и грехи души могут препятствовать духовному очищению души и блокировать получение ею этих благословений. Однако отказ от употребления алкоголя, искреннее раскаяние и поиск прощения Бога и прощения Имама может привести к духовному преображению в жизни и душе мурида. В этой связи исмаилитский философ Насир ад-Дин Туси написал:

Интересно будет привести пример из реальной жизни: во время своего знаменательного визита в Восточную Африку между 18 октября 1966 года и 11 декабря 1966 года Хазир Имам Шах Карим ал-Хусайни дал множество фарманов против разрушающих привычек употребления алкоголя и курения. [Проповедник] Варас Кассим Али был на служении в Восточной Африке, и по возвращении он объяснил суть фарманов в Джамаатхане Адена и Карачи. Он также акцентировал внимание на курящих и зависимых от алкоголя. Его выступление поразило сердца слушателей, и большинство из них отказались от пагубных привычек. Среди них был человек, зависимый от алкоголя и курения в течение 16 лет. Отказаться от старых привычек в один миг было не так-то просто, но он твёрдо решил отказаться от них в соответствии с приказами Имама. На четвертый день после воздержания его постиг фатальный сердечный приступ и он скончался.

Варас Кассим Али подготовил доклад о своей поездке по Восточной Африке, Адену и Карачи и отправил его Имаму 20 января 1967 года, включая, в частности, инцидент с вышеупомянутым человеком. Имам отправил следующее сообщение 24 января 1967 года:

Решение полного воздержания от употребления алкоголя, курения и других разрушительных социальных привычек сводится к личному выбору послушания решению Имама, заботе о вечной человеческой душе и подавлению животных порывов в ней. Только применяя его руководство на индивидуальном уровне, можно привести коллективное духовное здоровье общины к великому благу:


Приложение: Наставления ранних Имамов

Имам Джафар ас-Садик


Имам Мухаммад ал-Бакир


Имам Али


Пророк Мухаммад



www.ismailignosis.com