«Бог создал мой дух и дух Али ибн Аби Талиба за две тысячи лет до того, как Он создал человечество. Он посылал Али тайно с каждым пророком и открыто со мной».

— Пророк Мухаммад (С)

Имамат – это орган духовного и религиозного руководства, признанный в шиитском исламе, согласно которому имам является духовным и религиозным преемником (васи) Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его). Хотя пророческое откровение закончилось Пророком Мухаммадом, божественное вдохновение, духовная власть, религиозное руководство и мистический гнозис продолжились в институте имамата.

Сегодня мусульмане шииты-исмаилиты признают 49 назначенных наследных имамов из потомства и семьи (Ахл ал-Байт) Пророка Мухаммада в прямом происхождении от Имама Али ибн Аби Талиба (мир ему), который был назначен Пророком Мухаммадом. Нынешний (хазир) и 49-й наследный Имам – это Мавлана Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV – известный своим последователям (муридам) как Мавлана Хазир Имам.

Исмаилитский гнозис, сформулированный в учениях различных мусульманских исмаилитских философов, мудрецов и имамов, раскрывает имамат в универсальной перспективе, которая интегрирует и объединяет истории, сообщества и теологии многих различных религий. В одном из высказываний Пророка Мухаммада, часто цитируемого шиитскими источниками, говорится:

«Я и Али являемся одним светом. Бог создал мой дух и дух Али ибн Аби Талиба за две тысячи лет до того, как Он создал человечество. Он посылал Али тайно с каждым пророком и открыто со мной».

— Пророк Мухаммад (С),
(Шигеру Камада, ‘Валайа Файда ал-Кашани’, Тодд Лоусон, ‘Разум и вдохновение в исламе’, 463)

Анри Корбен отмечает этот хадис и делает вывод, что:

«Это последнее заявление обладает ключевым значением. Мухаммадов Имамат, являясь эзотеризмом ислама, в то же время является эзотеризмом всех предыдущих религий».

— Анри Корбен,
(’История исламской философии’, 58)

Имамат шиитского исмаилитского ислама – это не только духовное наследие Пророка Мухаммада, но и воплощение духовного смысла (та’вил) всех предыдущих пророческих религий и духовных традиций. Присутствие ‘Али тайно с каждым пророком’ также означает, что это родословие имамов существует ещё до миссии Пророка Мухаммада:

«Невозможно думать, что не могло быть Имама до Мухаммада ал-Мустафы. На самом деле, на протяжении многих тысяч веков до этого мира и людей он был, он есть и будет [всегда]. После признания Имама необходимо также знать, что всегда был Имам, от момента сотворения мира до сотворения Адама, от Адама до последнего Пророка, от последнего Пророка до этого момента; что он всегда есть и будет, до конца мира».

— Хайрхах-и Хирати,
(‘Калами Пир’, пер. Иванова, 115-116)

 

Имамы до Мухаммада (С)

Различные высказывания Пророка Мухаммада и ранних имамов иллюстрируют, как Свет (нур) и Власть (амр) имамата были переданы между их предками, прежде чем проявиться в лицах Пророка Мухаммада и Имама Али. Этот Свет передавался из поколения в поколение, пока он не достиг исторических лиц Пророка Мухаммада и Имама Али, которые унаследовали этот Свет от своих отцов. Впоследствии Свет продолжал передаваться по линии шиитских имамов, происходящих от Али (ас):

«Мы были силуэтами света, пока Бог не захотел создать нашу форму; Он превратил нас в столб Света и бросил нас в чресла Адама; Он сделал нас передающимися через чресла отцов и утробы матерей… и когда Он дал нам добраться до чресл Абд ал-Мутталиба, Он разделил свет на две части и поместил половину в чресла Абдуллы, а другую половину в чресла Абу Талиба. Амина получила в своей груди половину, которая была для меня, и она произвела меня на свет; Фатима, дочь Асада, получила в своей груди половину, которая была для Али, и произвела его на свет. Тогда у Бога был столб [Света], пришедший ко мне, и я произвёл Фатиму; Точно таким же образом он перешёл к Али. [Он дал его] Али, и он произвёл ал-Хасана и ал-Хусайна… Таким образом, этот Свет будет передаваться от Имама к Имаму до Дня воскресения».

— Пророк Мухаммад (С),
(Мухаммад Али Амир Муиззи, «Божественное руководство в раннем шиизме», 40)

С подобными заявлениями фатимидский Халиф-Имам Ма’адд ал-Му’изз ли-Дин Аллах (ас) написал в одном из своих знаменитых писем:

«Мы были переданы через непорочные чресла и чистые и одобренные утробы. Всякий раз, когда чресла и утроба собирали нас вместе, власть и знание проявлялись от нас. Это продолжалось до нашего последнего предка, лучшего отца, главы посланников, предводителя пророков, Ахмада и Мухаммада, благословения Бога над ним и его потомством, в каждом цикле и в каждом собрании».

— Имам Ма’адд Абу Тамим ал-Му’изз ли-Дин Аллах,
(Шайнул Джива, ‘Навстречу ши’итской средиземноморской империи’, 169-170)

Исмаилитский гнозис понимает универсальную цепь пророков и имамов в циклической структуре, которая рассматривает историю человечества как состоящую из различных периодов или ‘циклов’ истории. Следующий стих Корана послужил вдохновением для этой теории циклического Времени:

«Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем утвердился на Троне».

— Священный Коран [32:4]

Каждый «День» творения – это цикл одного из шести главных пророческих посланий (натиков): Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада. Цикл длится несколько сотен лет (от пятисот до пятнадцати столетий), в течение которого сообщество пророка руководствуется его призывом, писанием и религиозным законом (шариат):

«Цикл каждого пророка – это его «день». Время, в котором мы сейчас находимся – я имею в виду, время после посланника, избранника, посланного до времени Воскресения – это «день» нашего Посланника. Дни Моисея, Иисуса и других пророков прошли… Бог возвышенный создал жизнь этого мира во время пророчества шести пророков, каждый из которых имел свой цикл (давр) и свой призыв (да’ват) в свой «день» (руз), и в течение своего дня посланник призывал людей к Богу… Если бы люди исследовали это толкование, каждое пророческое сообщество занимало бы положение, которое оно действительно занимает: христиане, установленные на пятый день, евреи на четвертый день, маздеисты на третий день».

— Сайидна Насир Хусрав,
(‘Между разумом и откровением’, пер. Эрик Ормсби, 152-153)

Институт имамата присутствовал во время этих пророческих циклов, и имамы до Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) (то есть «Али, посланный тайно») передавали гнозис и эзотерическое толкование (та’вил) писания и закона духовным посвященным сообщества пророка. Например, каждый из шести пророков сопровождался имамом, который служил в качестве его васи (преемника): Сиф (‘Шис’ с Адамом), Сим (‘Шем’ с Ноем), Измаил (‘Исмаил’ с Авраамом), Аарон (‘Харун’ с Моисеем), Иаков (‘Якуб’ с Иисусом ) и Али (с Мухаммадом). Родословная имамов продолжалась от Цикла к Циклу, охраняя и поддерживая эзотерический смысл пророческого послания. Откровение Мухаммада (С) было последним из пророческих откровений и сменилось имаматом Мухаммада в лице Имама Али ибн Аби Талиба и имамов его потомства (которые также являются потомками Пророка Мухаммада) до сегодняшнего дня. Коран ссылается на эту межпророческую родословную имамов в следующем стихе:

«Воистину, Бог избрал и возвысил над мирами Адама, Ноя, род Авраама и род Имрана. Одни из них были потомками других. Бог – слышащий, знающий».

— Священный Коран [3:33-34]

Эзотерический смысл и гнозис всех откровений и традиций был сохранен и передан через непрерывную цепь имамов, которые происходят от Пророка Адама и продолжаются нынешним Имамом, Мавлана Шах Каримом ал-Хусайни Ага-Ханом IV. Нынешний Имам сам является прямым потомком Адама, Ноя, Авраама, Имрана и Пророка Мухаммада (мир им всем!).

Седьмой цикл – это Цикл Воскресения (давр ал-кийама), в котором раскрывается эзотерическая интерпретация (та’вил) всех пророческих откровений. В этом последнем цикле знания (илм), гнозис и духовные истины (хака’ик) становятся доступными для человечества в целом и люди мира начнут объединяться.

«Толкование ‘утверждения Себя на Троне’ – это исполнение повеления Бога Ка’имом ал-Киямат («Господином Воскресения»), который является Троном Бога и который будет проявлен после того, как его шесть дней пройдут… ‘Завтра’ – это цикл, который наступит. Это ‘завтра’, в котором мудрые получат такой восторг, – является днём истинного Воскресения, когда тени невежества будут сняты с человечества светом Его знания, как Бог говорит: «Земля озарится Светом своего Господа».

— Сайидна Насир Хусрав,
(‘Между разумом и откровением’, пер. Эрик Ормсби, 153)

 

Имамы до Адама

Семь циклов («Семь дней») вместе образуют большой цикл («Неделя») семи тысяч лет, который начался с Пророка Адама – Адама Корана и Библии. Тем не менее, циклическая история, как предусмотрено в Исмаилитском гнозисе, распространяется еще до этого Адама, – который был всего лишь первым пророком нынешнего большого цикла, а не первым человеком в абсолютном смысле. Самому Пророку Адаму предшествовало бесчисленное количество циклов, в течение которых также присутствовала родословная имамов (см. Анри Корбен, ‘Циклическое время и исмаилитский гнозис’).

Различные исмаилитские тексты документируют целое родословие доадамических имамов – имамов, которые жили на земле до Пророка Адама Библии и Корана. Некоторые из этих доадамических имамов включают в себя фигуры индийских и ведических традиций, таких как Шри Рама и Шри Кришна, которых исмаилитские традиции, особенно Южной Азии, считают имамами древних периодов. Эти списки найдены в Гатпат Ду’а (см. здесь) Пира Садр ад-Дина и трудах Фида’и Хурасани (см. здесь), а также в других источниках.

Как далеко вглубь истории распространяется имамат?
Исмаилитский гнозис описывает происхождение имамата с первым человеком на земле, которого упоминают как «Всеобщего Адама» (ал-Адам ал-Кулл). Этот Адам, однако, отличается от Пророка Адама, описанного в Книге Бытия и Коране. Всеобщий Адам был без греха или примесей и основал изначальный институт имамата на земле, открывая «Цикл циклов». Он и его спутники установили первый “призыв” (да’ват) к гнозису (познанию) – эзотерическому и интеллектуальному призыву, который нёсся от цикла к циклу и продолжается до настоящего цикла:

«Первый Адам провозгласил в этом мире ‘Благородный призыв’ (ад-да’ва аш-шарифа). Именно он установил иерархию священного космоса (‘алам ад-дин), соотнесенную как с Плеромой, так и с макрокосмом… Иначе говоря, он был основателем постоянной эзотерической иерархии, переходящей от цикла к циклу и от периода к периоду каждого цикла, вплоть до ислама и после ислама».

— Анри Корбен,
(«История исламской философии», 97)

Имам ал-Му’изз воздав дань уважения и призывая благословения на своих предков, делает конкретную ссылку на имамов ‘прошлых периодов и эпох’.

«Обычаи глаголющих пророков (нутука), пути имамов и пророков, пути посланников и преемников (авсийа), те из нас, которые были раньше и те, которые придут, благословения Бога на нас и на наших предках, обладателей власти и различения в предыдущие эпохи и эры и прошедшие периоды и века, когда они несли предписания Бога и стояли на повелении Бога».

— Имам Ма’адд Абу Тамим ал-Му’изз ли-Дин Аллах,
(Шайнул Джива, ‘Навстречу ши’итской средиземноморской империи’, 168)

Нижеследующая диаграмма (созданная «Исмаилитским гнозисом») изображает различные циклы, выделяя пророков, имамов, писания и сообщества каждого цикла.


Всеобщий Имамат

Существование и влияние имамов над многообразием традиций, цивилизаций и сообществ, демонстрирует универсальность имамата. Имамат – это не только институт мусульманского руководства, но его масштаб и миссия распространяются на людей всех вероисповеданий.

Сегодня нынешний здравствующий Имам – Мавлана Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV – является наследником и хранителем всеобщего гнозиса, который исходит из всех религиозных и духовных традиций, — включающих адамическое, семитское, авраамическое, еврейское, христианское и исламское откровения.

«Уже первый Имам в беседе со своим учеником Кумайлом упоминает о череде Божественных мудрецов, остающихся из века в век неизвестными для толпы. Силсилат ал-ирфан – «цепь гнозиса», как скажут позднее. Все те, кто начиная с Сифа, сына Адама, и вплоть до имамов из рода Мухаммада, вместе со всеми теми, кто признает их в качестве предводителей, передавали эзотеризм вечного пророчества».

— Анри Корбен,
(«История исламской философии», 84)

Примечания к диаграмме

  • Даты до Иисуса являются приблизительными и подлежат обсуждению и размышлениям. События войны Махабхараты были датированы Доктором Падмакаром Вишну Вартаком (см. ссылку) к 5561 г. до н. э., которая была до библейской хронологии Бытия (которая началась около 4000 лет до н. э.) и рождения Пророка Адама в Индии. Таким образом, генеалогии, найденные в исмаилитских источниках, помещают Шри Раму и Шри Кришну перед Сифом и имамами адамического цикла. Шри Будх (см. Гинан Будх Аватар) был последним Имамом доадамического цикла, который инициировал цикл Адама и назначил Адама первым пророком. В персидских и арабских традициях он упоминается как Воскреситель (Стоящий) (ка’им) Имам Хунайд, и не следует путать его с основателем буддизма, который жил намного позже.
  • Каждый цикл начинался с большим пророком (Натик), которого сопровождал имам, называемый Асасом или Васи. Пророк каждого цикла открывал писание и религиозный закон и создавал уникальное религиозное сообщество. Асас – имам наследовал пророку как толкователь откровения и лидер сообщества. Имамы наследовали один другому в прямой родословной, за исключением случая, когда пророк выходил из своей линии (в случае Адама, Ноя и Авраама), в котором постоянный имамат был передан от деда внуку (например, от Ламеха, отца Ноя, Саму, сыну Ноя). Генеалогия и хронология библейских фигур обнаруживаются в Библии. С чисто исторической точки зрения имена в генеалогии до периода Моисея могут фактически стоять за целые племена или поколения, и в этом случае эти генеалогии должны восприниматься символически, а не буквально. Тем не менее, они служат для иллюстрации основной темы, которая заключается в присутствии имамата в каждую эпоху и период.
  • После Пророка Авраама институт имамата продолжался в двух параллельных родословиях – Постоянных имамов, происходивших от Исмаила, и Доверенных имамов, происходивших от Исаака, причём последние включали в себя многих хорошо известных израильских пророков и имамов (включая Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Аарона, Иисуса Навина, Давида, Соломона, Иоанна, Иисуса, Иакова). Доверенные имамы израильской линии продолжались до цикла Пророка Мухаммада. Линия Постоянных имамов продолжалась в наследственной преемственности по линии Исмаила (включающая Мавлана Аднана и Мавлана Хузайму) ко времени Пророка Мухаммада и продолжается дальше по линии Имама Али ибн Аби Талиба до Имама Шах Карима ал-Хусайни.
  • Исмаилитские тексты называли Симона Петра (Шамун ас-Сафа) в качестве имама, наследовавшего Иисусу. Однако современные исследования показывают, что брат Иисуса – Иаков Справедливый (Якуб ас-Садик) – был его фактическим преемником (см. Роберт Эйзенман, ‘Иаков, брат Иисуса’).
  • Цикл до Адама (названный как «доадамический») был циклом Воскресения, в котором человечеству был доступен высокий уровень гнозиса (познания), духовности и этики. Коран относится к доадамическому человечеству как к «одному сообществу» в стихе: «Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещателями и ниспослал с ними писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чём они разошлись» (Священный Коран 2:213). Но человечество начало отворачиваться от изначальной религии таухида и стало различаться между собой, что побудило начало цикла Адама и явления пророков. С приходом Седьмого цикла – Воскресения – человечество осудится и вернётся к состоянию «одной общины».
  • Инициатором Седьмого цикла, цикла Воскресения, является Господин Воскресения (Ка’им ал-Киямат), который не приносит никакого нового пророческого послания, но раскрывает эзотерический смысл или всеобщий та’вил всех предыдущих откровений. Имам, непосредственно предшествующий Ка’иму, является его доказательством (худжжат) или вратами (бāб) и будет самым возвышенным Имамом шести циклов.