Рамадан: от телесного поста к духовному посту 

Пост (савм) является одним из семи столпов (аркан) классического шиитского исмаилитского ислама и пяти столпов классического суннитского ислама. В исмаилитском познании, как учили мусульманские исмаилитские теософы, у каждого столпа (рукн) ислама есть экзотерическая форма (захир), эзотерический смысл (батин) и духовная реальность, которая является эзотерикой эзотерики (батин ал-батин).

Уровнем экзотерической формы является шари’ат (религиозный закон), уровнем эзотерического смысла является тарикат (духовный путь) и уровнем духовной реальности является хакикат (духовная истина). Другие мусульманские теологи признают эти три уровня как покорность (ислам), вера (иман) и красота (ихсан). Этим трём уровням в человеке соответствуют физическое тело (джисм) или чувственная/животная душа, разумная душа (нафс ан-натика) и сердце (калб) или духовный интеллект (акл).

Слово савм буквально означает ‘воздерживаться’ от чего-либо. Соответственно, в исмаилитском познании есть три уровня поста (савм):

 1) Экзотерический пост (захири савм)

2) Эзотерический пост (батини савм)

 3) Истинный пост (хакики савм)

1. Экзотерический пост (захири савм)

Практика экзотерического поста от еды и питья от восхода солнца до заката в течение месяца рамадан была впервые установлена, когда ранняя мусульманская община жила в Медине среди еврейских и христианских племён. До ниспослания коранического предписания о посте в течении месяца рамадан Пророк Мухаммад (мир и ему и его семье) поручил своим последователям поститься в десятый день месяца мухаррам, как это делали евреи, а также в некоторых других случаях. Эти прежние практики поста были заменены постом в месяц рамадан, точные правила которого также подверглись дальнейшим изменениям со стороны Пророка: например, половые отношения были первоначально запрещены Пророком в течение ночей рамадана, но Пророк позже изменил это правило и позволил половые отношения (см. Коран 2:187) в течение ночей (см. Францис Э. Петерс, «Мухаммад и истоки ислама», 215-216). Согласно Священному Корану пост был предписан верующим для того, чтобы они могли познать таква – слово, которое может означать благочестие, осознанность или богоосознание/богобоязненность.

Насир ад-Дин Туси объясняет, что цель экзотерического поста – это ‘запечатлеть’ благородную ‘форму’ в человеческой душе:

Непосредственным объектом экзотерического поста является чувственная душа (т.е. животная душа и растительная душа). Поскольку экзотерический пост очищает тело и обуздывает чувственную душу, он также воздействует и запечатлевает духовную форму в человеческой душе.

Экзотерический пост (захири савм) соблюдается в течение месяца рамадан как одна из практик шариата. Обязательный характер шариата продолжается на протяжении Циклов Пророчества до Цикла Воскресения (киямат) – когда шари’ат одухотворяется и его внешние формы больше не являются обязательными для верующих. (См. Насир Хусрав, «Хан ул-ихван», «Ваджх-и дин» ; Факир Мухаммад Хунзаи, «Этическая философия Насира Хусрава», Нажмите здесь, чтобы прочитать).

Сегодня во многих местах стало обычным явлением то, что люди спят большую часть дня во время поста, а затем всю ночь пируют и едят, когда пост не требуется. Во многих таких местах в течение месяца рамадан люди потребляют больше пищи, чем в любой другой месяц. В таких случаях дух поста теряется и затуманивается. Однако экзотерический пост является лишь самым внешним слоём этой практики.

2. Эзотерический пост (батини савм)

Все экзотерические практики шариата (религиозного закона) имеют свой внутренний смысл или та’вилТа’вилом экзотерического поста (захири савм) является эзотерический пост (батини савм).

В то время как экзотерический пост заключается в том, чтобы держать рот закрытым, воздерживаясь от еды и питья, эзотерический пост заключается в том, чтобы держать рот закрытым, воздерживаясь от разговора об эзотерическом знании откровения (танзил) и интерпретации (та’вил) с теми, кто не способен воспринять его:

Эта практика сокрытия священного или эзотерического знания называется такийя. Коран (2:183) говорит, что цель поста – это развить таква. Слова таква и такийя происходят от одного арабского корня (в-қ-й), означающего ‘благочестие, преданность, богобоязненность, осознанность’, и поэтому таква и такийя в конечном счёте одинаковы по смыслу.

В шиитском исламе акт такийи – ‘хранения в тайне’ эзотерических учений Имамов – является фундаментальным принципом веры:

Священное знание Имамов – это трудный, тонкий, а порой и невыносимый гнозис. Нужно проявлять осторожность и благоразумие как при получении эзотерических знаний, так и в их передаче:

Поэтому это знание должно быть тайным и убережённым от тех, кто не способен его услышать. В этом заключается эзотерический пост: «Соблюдащий пост обозначает того, кто соблюдает молчание» (Насир-и Хусрав).

Взаимосвязь между экзотерическим и эзотерическим постом основана на символизме и соответствии. В экзотерический посте запрещено есть и пить в течении дня, но допустимо есть и пить ночью. ‘День’ символизирует сферу экзотерического, а ‘ночь’ символизирует сферу эзотерического. Точно так же разумная душа имеет свою ‘пищу’ и ‘питье’, как и тело. ‘Пища’ разумной души – это знание откровения (танзил), а ‘питье’ разумной души – это знание его интерпретации (та’вил). В эзотерическом посте это означает, что нужно воздерживаться от обучения и поиска эзотерического знания (батини илмтанзила (симв. ‘пищу’) и та’вила (симв. ‘питьё’) в экзотерической сфере (симв. ‘день’), но позволено обучать и искать эзотерические знания (батини илм) в эзотерической сфере (симв. ‘ночь’). Связь между пищей/питьём и эзотерикой (батин) показана во взаимосвязи между словами батин (‘эзотерическое’) и батн (‘живот’), которые имеют один и тот же арабский корень (б-т-н), означающий ‘внутреннее, скрытое, тайное’, и, таким образом, связаны по смыслу. Это показывает, что только эзотерическое знание (батини илм) должно быть «съедено» (т.е. усвоено) во внутреннюю природу человека (батн).

Схема соответствия между экзотерическим постом (захири савм) и эзотерическим постом (батини савм) показана ниже:

Нажмите, чтобы увеличить диаграмму


Первый эзотерический пост был предписан Пророку Адаму (мир ему). Согласно Корану, Адаму было запрещено есть со священного Дерева в раю:

Дерево символизирует высшее эзотерическое знание, известное как священная наука Воскресения (‘илм ал-киямат). Адаму не было позволено разглашать это высшее эзотерическое знание в его время – таков был его ‘пост’. Однако Иблис искусил Адама, и тот не смог сдержать своё обещание, поскольку ‘вкусил’ от Древа – то есть попытался получить доступ и передать эзотерическое познание, которое не было предназначено для него:

Анри Корбен комментирует вышеупомянутые стихи и отмечает, что Адам нарушил правило эзотерического поста:

Деве Марии (мир ей) также было предписано соблюдать этот эзотерический пост. Священный Коран повествует, что Бог наставил Марию:

Внимательный анализ стиха показывает, что пост Девы Марии заключается не просто в воздержании от разговора вообще (поскольку она все ещё «говорит», чтобы объявить, что она постится), но, скорее, её пост связан с особым видом разговора, который предполагает передачу священных знаний тем, кто не подготовлен к ним.

Конечной целью и объектом эзотерического поста является разумная душа человека. Так же, как экзотерический пост воспитывает физическое тело и животную душу, эзотерический пост воспитывает разумную душу. Поскольку эзотерический пост сдерживает или смиряет и очищает разумную душу, он также помогает пробудить способность духовного интеллекта (акл), который находится в сердце (қалб).

Подобно тому, как экзотерический пост длится до конца месяца рамадан и заканчивается в день ‘Ида, эзотерический пост практикуется посвящёнными (муридами) эзотерических тарикатов во время Цикла религиозного закона (давр аш-шари’а) до наступления Цикла Воскресения (давр ал-кияма), когда гнозис и эзотерическое знание могут быть раскрыты и открыто распространены.

3) Истинный пост (хакики савм)

Экзотерический пост и эзотерический пост вместе образуют пару: форма и смысл, символ и символизируемое. Но пара всегда разрешается в третьем, которое является духовной реальностью (хакикат) обоих компонентов. Духовная реальность поста называется ‘истинным постом’ (хакики савм). Насир ад-Дин Туси объясняет реальность (хакикат) поста:

В экзотерическом посте (захири савм) способности тела и животной души сдерживаются воздержанием от еды, питья и чувственного удовольствия.
В эзотерическом посте (батини савм) разумная душа (нафс ан-натика) сдерживает свои внутренние способности, такие как речь, и воздерживается от передачи эзотерического знания откровения (танзил) и интерпретации (та’вил) тем, кто не готов воспринять его.
В истинном посте (хакики савм) интеллект (акл) сдерживает как физические способности тела, так внутренние способности души и воздерживается от всего (в мысли, словах или деле), что противоречит Повелению Бога.

Духовная дисциплина истинного поста лучше всего объясняется в учениях низаритских исмаилитских Имамов. Двадцать шестой Имам, Мавлана ‘Ала ад-Дин Мухаммад (алайхи салам) из Аламута, отвечая на вопросы, заданные ему о посте, определяет истинный пост следующим образом:

Тридцать четвёртый низаритский Имам, Мавлана Аббас Шах Гариб Мирза (Имам ал-Мустансир би’ллах III) (алайхи салам) из Анджудана наставляает своих муридов соблюдать истинный пост в течение всего года:

Имам также указывает на духовную реальность (хакикат) поста различных органов тела – ушей, глаз, головы, языка, сердца, рук и ног:

Конечной целью и объектом истинного поста является дух (рух) или интеллект (акл), находящийся в сердце (қалб) человеческой души. Подобно тому как экзотерический пост воспитывает физическое тело, а эзотерический пост воспитывает разумную душу, истинный пост полирует сердце (қалб), в котором сияет интеллект. В Евангелиях Иисус (мир ему) намекает на это различие между экзотерическим постом и истинным постом, когда говорит:

Истинный пост реализовывает человеческий интеллект (акл) путём контроля над рациональной душой и физическим телом. Человек реализованного интеллекта божественно-вдохновлён (ал-му’айяд) и достигает духовного видения (лиқā, дидартаухида – как по отношению к единству (вахдат) Бога, так и объединению (вахдат) человеческой души.

Все столпы ислама содержат экзотерическую форму и эзотерический смысл, и вместе экзотерическое (захир) и эзотерическое (батин) ведут к эзотерике эзотерики (батин ал-батин), которая является духовной реальностью (хакикат). В нижеследующей таблице представлены экзотерическая форма, эзотерический смысл и духовная реальность поста:

Нажмите, чтобы увеличить диаграмму


Соблюдение Поста

Гораздо сложнее практиковать столпы ислама на уровне тариката и хакиката, чем на уровне шари’ата. Соответственно, дисциплина истинного поста (хакики савм) гораздо более требовательная и всеобъемлющая, чем дисциплина экзотерического поста (захири савм). Однако, если человек не может соблюдать практику хакиката, то он может оставаться в практике шари’ата:

Пост (савм), согласно познанию шиитского исмаилитского ислама, имеет несколько уровней, форм и измерений. В то время как экзотерический пост (захири савм) практикуется в месяц рамадан, а эзотерический пост (батини савм) выполняется во время Цикла религиозного закона (давр аш-шари’а, который продолжается до конца Цикла Пророка Мухаммада (С) и начала Воскресения), истинный пост (хакики савм) должен соблюдаться в течение всех 365 дней в году.

Касательно современных практик молитвы и поста среди исмаилитов, у покойного Доктора Хасана Назу была возможность обсудить вопрос с Имамом Султаном Мухаммад Шахом (алайхи салам) в 1946 году. Доктор Назу рассказывает следующее:

Ниже приводится хадис, процитированный Имамом:

Нынешний цикл человечества – это Цикл Воскресения (подробнее об этом читайте здесь), поэтому экзотерический и эзотерический формы поста больше не предписываются. Необходимо помнить, что Имамы обладают властью предписывать формы поста и Имам Султан Мухаммад Шах (алайхи салам) сделал только истинный пост (хакики савм) обязательным (фарз) для всех верующих духовной реальности (хакикати му’минин). Подобно тому, как Пророк Мухаммад (С) предписывал и интерпретировал точные формы молитвы и пост эта при своей жизни, Имам Времени, как носитель знаний и власти Пророка, продолжает эту роль интерпретации ритуалов в каждую эпоху.


Для дополнительного чтения:
«Пост в рамадан в шиитском исмаилитском исламе: исторический обзор»


www.ismailignosis.com