«На протяжении веков Резиденция Исмаилитского Имамата официально обозначалась Имамом Времени в одном или нескольких местах в зависимости от требований времени. За эти годы резиденция меняла дома по всему Аравийскому полуострову, на Ближнем Востоке, в Южной Азии и в Северной Африке. В десятом веке резиденция переместилась в Каир, когда мои предки основали этот город. Решение о создании новой резиденции здесь, в Португалии, по любезному приглашению вашего правительства было принято после многих размышлений и консультаций. Это представляет собой поистине эпохальный момент в долгой истории имамата».

– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(Обращение к парламенту Португалии, 10 июля 2018 года)

11 июля 2018 года ознаменовало официальное открытие первой Глобальной Резиденции Исмаилитского Имамата в Лиссабоне (Португалия). Создание Глобальной Резиденции является беспрецедентным и эпохальным событием в истории мусульман-исмаилитов. Претерпев многовековые преследования и попытки геноцидов, cам факт того, что Исмаилитский Имамат пользуется безопасной средой для своей деятельности – является огромным благословением и уникальной ситуацией в его 1400-летней истории.

Еще 150 лет назад положение исмаилитских имамов не было столь благополучным. Не имея постоянной резиденции, они непрерывно скитались с одного места на другое в поисках безопасного пристанища. Имам Султан Мухаммад Шах описал свой образ жизни в детстве как «жизнь цыган»:

«Мое первое воспоминание – это лагеря в палатках и путешествия с отцом. Мы проходили через Кач, Катхиявар и Синд, и я никогда не забуду тех дней, когда нам приходилось останавливаться каждые два-три часа, чтобы не утомить лошадей, мулов, ослов и верблюдов, которые несли наш багаж. Теперь оглядываясь назад мне кажется, что мы вели жизнь цыган; мы были почти цыганской семьей. Мы перевозили еду с собой, так как очень часто не могли достать её в тех местах, через которые проходили. Даже воду для питья привозили, иногда из Бомбея или Карачи, в виде содовой воды».

– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(цитируется у Наороджи М. Дюмасия, «Ага-Хан и его предки», 76)

В своем историческом обращении к португальскому парламенту Мавлана Хазир Имам говорил о пятнадцати веках истории Исмаилитского Имамата и упомянул о существовании предыдущих резиденций Исмаилитского Имамата в различных частях мира:

«Сам Исмаилитский Имамат, как вы, возможно, знаете, является международным институтом, который восходит примерно к 15 столетиям ко времени Пророка Мухаммада (да будет мир с ним и его семьей). Это означает, что когда я унаследовал свою роль всего 61 год назад, я стал 49-м наследным имамом мусульман-исмаилитов. На протяжении веков Резиденция Исмаилитского Имамата официально обозначалась Имамом Времени в одном или нескольких местах в зависимости от требований времени. За эти годы резиденция меняла дома по всему Аравийскому полуострову, на Ближнем Востоке, в Южной Азии и в Северной Африке. В десятом веке резиденция переместилась в Каир, когда мои предки основали этот город. Решение о создании новой резиденции здесь, в Португалии, по любезному приглашению вашего правительства, было принято после многих размышлений и консультаций. Это представляет собой поистине эпохальный момент в долгой истории имамата».

– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(Обращение к парламенту Португалии, 10 июля 2018 года)

Исмаилитский Гнозис, опираясь на исторические научные исследования по истории исмаилитских имамов, составил следующий список резиденций и местонахождений Исмаилитского Имамата со времён Имама Али ибн Аби Талиба (а.с.).

Примечание: Лишь некоторые местонахождения исмаилитских имамов были официально объявлены имамом резиденциями имамата. Тем не менее, нет достаточной исторической информации, чтобы точно знать, какие селения и города были официально обозначены резиденциями. Таким образом, в нижеследующей подборке перечисляются названия мест, где в целом проживали имамы, и не уточняется, какие места проживания являлись официальными резиденциями.

Краткая история Резиденций и местанахождений Исмаилитского Имамата

О Шах, сомнений нет, как на тропе дорог,
Стал мира Киблой твоего двора порог.

— (Надпись надгробия Имама Мустансира би’ллаха III (Шах Гариб Мирза) в Анджудане)

Бесчисленные имамы до миссии Пророка Мухаммада (от первого человека до 632 года)
Резиденция или местонахождение имамата: большинство имамов из рода Исмаила, от Пророка Авраама до Пророка Мухаммада, жили в Аравии; местонахождение имамов до Пророка Авраама точно неизвестно, и, возможно, включало Месопотамию, Аравию и даже Индию.

  1. Имам ‘Али ибн Аби Талиб (632-661)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Медина, Куфа
  2. Имам ал-Хусайн (661-680)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Медина
  3. Имам ‘Али Зайн ал-‘Абидин (680-713)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Медина
  4. Имам Мухаммад ал-Бакир (713-743)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Медина
  5. Имам Джа’фар ас-Садик (743-765)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Медина
  6. Имам Исма’ил ибн Джа’фар (765-ca. 775)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Медина
Кладбище Джаннат ал-Баки в Медине до того как саудиты
снесли его. Это кладбище содержало могилы ранних имамов.
  1. Имам Мухаммад ибн Исма’ил (775-ок. 806)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Медина
  2. Имам ‘Абдуллах ибн Мухаммад ал-Вафи (ок. 806-828)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Хузистан (Юго-Западная Персия), Басра (Ирак), Саламия (Сирия)
  3. Имам Ахмад ибн ‘Абдуллах ат-Таки (828-ок. 870)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Саламия (Сирия)
  4. Имам ал-Хусайн ‘Ахмад ар-Ради (ок. 870-ок. 880-81)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Саламия (Сирия)
Джабал Машад в Масьяфе (Сирия). Считается, что Джабал Машад содержит гробницы Имама Мухаммада ибн Исмаила и трех исмаилитских имамов, которые ему наследовали:
Имам Абдуллах ибн Мухаммад ар-Ради [Имам Вафи Ахмад],
Имам Ахмад ибн Абдулла ал-Вафи [Имам Таки Мухаммад] и
Имам ал-Хусайн ибн Ахмад ат-Таки [Имам Рази ад-Дин Абдуллах].
  1. Имам ал-Махди би’ллах (881-934)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Саламия (Сирия) до 899, Раккада (Тунис) от 909 до 918, Махдийя (Тунис) от 918
  2. Имам ал-Ка’им би-амр Аллах (934-946)
    Резиденция или местонахождение Имамата: ал-Махдийя (Тунис)
Большая мечеть Махдийи
  1. Имам ал-Мансур би’ллах (946-953)
    Резиденция или Местонахождение Имамата: ал-Махдийя (Тунис) до 949, ал-Мансурийя (Тунис) до 949
  2. Имам ал-Му‘изз ли-Дин Аллах (953-975)
    Резиденция или Местонахождение Имамата: ал-Мансурийя (Тунис) до 973, ал-Кахира (Каир) с 973
Мечеть ал-Азхар в Фатимидском Каире
  1. Имам ал-‘Азиз би‘ллах (975-996)
    Резиденция или местонахождение Имамата: ал-Кахира (Каир)
  2. Имам ал-Хаким би-амр Аллах (996-1021)
    Резиденция или местонахождение Имамата: ал-Кахира (Каир)
  3. Имам ал-Захир ли-‘изаз Дин Аллах (1021-1036)
    Резиденция или местонахождение Имамата: ал-Кахира (Каир)
  4. Имам ал-Мустансир би’ллах (1036-1094)
    Резиденция или местонахождение Имамата: ал-Кахира (Каир)
  5. Имам Низар ал-Мустафа Дин Аллах (1094-1095)
    Резиденция или местонахождение Имамата: ал-Кахира (Каир), Александрия
  6. Имам ал-Хади (1095 – ок. 1132)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Магриб (Тунис)
  7. Имам Мухаммад ал-Мухтади (ок. 1132- ок. 1161-62)
    Резиденция или Местонахождение Имамата: Магриб (Северная Африка), Аламут (Государства-крепости в Персии, Сирии и Ливане)
  8. Имам ал-Кахир (ок. 1161– ок. 1164)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Аламут (Государства-крепости в Персии, Сирии и Ливане)
Долина Аламут
  1. Имам Хасан ‘ала-зикрихи ас-салам (1164-1166)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Аламут (Государства-крепости в Персии, Сирии и Ливане)
  2. Имам ‘Ала Мухаммад (1166-1210)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Аламут (Государства-крепости в Персии, Сирии и Ливане)
  3. Имам Джалал ад-Дин Хасан (1210-1221)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Аламут (Государства-крепости в Персии, Сирии и Ливане)
  4. Имам ‘Ала ад-Дин Мухаммад (1221-1255)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Аламут (Государства-крепости в Персии, Сирии и Ливане)
  5. Имам Рукн ад-Дин Хуршах (1255-1257)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Аламут (Государства-крепости в Персии, Сирии и Ливане)
  6. Имам Шамс ад-Дин Мухаммад (1257-1310)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Табриз (Азербайджан, Персия); Имам, как сообщается, путешествовал по всему Ближнему Востоку и даже Индии, чтобы посетить исмаилитские общины после монгольских нашествий.
  7. Имам Касимшах (1310-1368)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Табриз (Азербайджан, Персия)
  8. Имам Исламшах (1368-1424)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Табриз (Азербайджан, Персия), Аламут (Дайлам, Персия), Кахак (Центральная Персия)
  9. Имам Мухаммад ибн Исламшах (1424-1464)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Кахак (Центральная Персия), возможно, Шахр-и Бабак (Кирман, Персия)
  10. Имам Мустансир би’ллах II (1464-1480)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Анджудан (Центральная Персия)
«Это очищенная, освященная и светлая могила благородного Шаха Мустансира би’ллаха, [возведенная] по повелению и указанию благородного Шаха ‘Абд ал-Салама».
(Надпись надгробия Имама Мустансира би’ллаха II)
  1. Имам ‘Абд ал-Салам Шах (1480-1494)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Анджудан (Центральная Персия)
  2. Имам Гариб Мирза Мустансир би’ллах III (1494-1498)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Анджудан (Центральная Персия)
  3. Имам Абу Зарр ‘Али (1498 – ок. 1509)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Анджудан (Центральная Персия)
  4. Имам Мурад Мирза (ок. 1509-1574)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Анджудан (Центральная Персия)
  5. Имам Зул-Фикар ‘Али Халил Аллах I (1574-1634)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Анджудан (Центральная Персия)
«Согласно этому указу, первоначально установленному в главной мечети Анджудана и обращенному к Амиру Халил Аллаху Анджудани, Имаму Времени Касим-Шахи, — шииты Анджудана, названные зависимыми от дар ал-му’минин Кума, были освобождены, как и другие шииты вокруг Кума, от уплаты определенных налогов». (Дафтари)
  1. Имам Нур ад-Дин ‘Али (1634-1671)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Анджудан (Центральная Персия)
  2. Имам Халил Аллах II (1671-1680)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Анджудан (Центральная Персия)
  3. Имам Шах Низар II (1680-1722)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Анджудан (Центральная Персия), Кахак (Центральная Персия)
  4. Имам Сайид ‘Али (1722-1736)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Кахак (Центральная Персия)
  5. Имам Хасан ‘Али (ок. 1736-ок. 1747)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Кахак (Центральная Персия), Шахр-и Бабак (Кирман, Персия)
  6. Имам Касим ‘Али (ок. 1747-ок. 1756)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Шахр-и Бабак (Кирман, Персия)
  7. Имам Абу’л-Хасан ‘Али (ок. 1756-1792)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Шахр-и Бабак (Кирман, Персия)
  8. Имам Халил Аллах III (1792-1817)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Шахр-и Бабак (Кирман, Персия), Йезд (Центральная Персия)
  9. Имам Хасан ‘Али Шах Ага-Хан I (1817-1881)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Йезд (Центральная Персия), Кум (Персия), Махаллат, Кирман, Бомбей (Индия), Мавзолей в Хасанабаде (Индия)
Святыня Имама Хасана Али Шаха Ага-Хана I в Хасанабаде
  1. Имам Ага ‘Али Шах Ага-Хан II (1881-1885)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Бомбей (Индия)
  2. Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III (1885-1957)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Бомбей (Индия), Лондон, Канны (Франция), Женева, Мавзолей в Асуане (Египет)
Мавзолей Имама Султана Мухаммад Шаха Ага-Хана III в Асуане
  1. Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV (1957-поныне)
    Резиденция или местонахождение Имамата: Женева, Эглемон (Франция), Лиссабон
Дворец Энрике Мендонче, в котором находится резиденция Имама и офисы Глобальной  Резиденции Исмаилитского Имамата, включая Департамент Институтов Джамоата и Дипломатический корпус. Фото предоставлено Simerg / Barakah

Сейчас Лиссабон размещает Глобальную Резиденцию Исмаилитского Имамата, первый институт такого рода в современной исмаилитской истории. В соответствии с Официальным соглашением между Португалией и Исмаилитским Имаматом:

  • Исмаилитский Имамат признается «юридическим лицом, [которое] обозначает учреждение или офис Имама мусульман шиитов имамитов исмаилитов – учреждённое в соответствии с применимым общепринятым правом».
  • «Португальская Республика признает правосубъектность и способность Исмаилитского Имамата действовать в международных отношениях».
  • Резиденция Исмаилитского Имамата служит глобальным головным офисом Исмаилитского Имамата со следующим мандатом:
    a) содействие духовному и светскому руководству Имамом исмаилитской общины по всему миру;
    b) содействие повышению качества жизни исмаилитской общины по всему миру и, в целом, людей стран, где действует Исмаилитский Имамат или его институты;
    c) укрепление международных отношений и сотрудничества с государствами, международными организациями и другими субъектами.
Должностные лица Глобальной Резиденции Исмаилитского Имамата:
Назим Ахмад, глава Департамента Португалии и других португалоязычных стран; Посол Ариф Лалани, глава Департамента по дипломатическим делам; Д-р Шафик Сачедина, глава Департамента по делам Джамоата; Джейн Пьячентини-Мур, глава Департамента по международным финансовым делам; Мэтр Лоран Чамбаз, глава Департамента по международно-правовым делам;

Заключительное примечание:

С точки зрения исмаилитской истории и теологии, Глобальная Резиденция Исмаилитского Имамата означает, что духовно-религиозный институт Исмаилитского Имамата теперь имеет «правовое проявление» в экзотерической (захир) и мирской (дуня) сфере общественных международных отношений. Это проявление является «юридическим лицом Исмаилитского Имамата», ныне признанного Португалией. Как и в прошлые эпохи, исмаилитские имамы публично представляли себя и действовали как фатимидские халифы (Фатимидский халифат), суфийские шайхи или персидские правители в публично-экзотерической (захир) и социально-общественной сфере. Сегодня исмаилитские имамы участвуют в общественной сфере в рамках официальной правовой и институциональной структуры с формальным названием «Исмаилитский Имамат».

Вместе с тем следует помнить, что духовно-религиозный институт имамата в самом деле относится к эзотерической (батин) сфере, Миру веры (дин), – независимо от того, существует правовой институт имамата в общественной экзотерической сфере (дуня) или нет. Наконец, всеобщий, вечный и духовный Свет (нур) имамата, который превосходит время и пространство, исходит из высшего духовного мира (ал-‘алам ал-рухани) и всегда проявляется в лице каждого отдельного исмаилитского имама, который занимает духовно-религиозный институт имамата в Мире веры (дин).