Кто наследовал Имаму Джафару ас-Садику? Семь доказательств имамата Имама Исмаила ибн Джафара

Мусульмане-исмаилиты получили своё название от того, что они подтверждают имамат Мавлана Исмаила ибн Джафара, как наследного Имама после Имама Джафар ас-Садика (мир ему) – в отличие от двунадесятников (исна’ашаритов), которые верят, что Муса ал-Казим был Имамом после Имама ас-Садика. Вопрос осложняется тем, что большинство исторических источников подтверждают, что Имам Джафар ас-Садик публично назначил своего сына Исмаила (мир ему) в качестве своего преемника. Но большинство источников также говорят, что Исмаил скончался прежде своего отца. Поэтому после кончины Имама Джафара ас-Садика шиитская община раскололась на ряд фракций, каждая из которых следовала разному Имаму. Многие из тех, кто следовал за Исмаилом и поддерживал его имамат, не верили, что Исмаил действительно скончался, в то время как другие утверждали кончину Исмаила и следовали за его сыном Мухаммадом ибн Исмаилом (мир ему) как за Имамом. Группа шиитов, известная как “исма’илиты”, прослеживает линию имамата через прямых потомков Исмаила ибн Джафара и его сына Мухаммада ибн Исмаила (да будет мир над ними) и сегодня признаёт их прямого потомка, Имама Шах Карима ал-Хусайни Ага Хана IV, как нынешнего, живого и очевидного Имама шиитского ислама.

Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV во время посещения своих последователей-исмаилитов в Таджикистане, 2008 г.

Вопрос о том, кто был законным преемником Имама Джафара ас-Садика имеет огромное значение. Это связано с тем, что Имам Джафар ас-Садик был последним Имамом, признанным как шиитами-исмаилитами, так и шиитами-двунадесятниками. Имам Джафар также почитается мусульманами-суннитами как один из великих учёных-хадисоведов, поскольку он передал не менее 2000 преданий, которые находятся в девяти основных книгах суннитских хадисов, причём 110 из которых найдены в шести канонических сборниках (Сихах ас-Ситта). Он был учителем четырёх основателей исламских научных школ: Малика ибн Анаса (ум. 795), Абу Ханифы ан-Нумана (ум. 767), Суфьяна ас-Саури (ум. 778) и Абд ар-Рахмана ал-Аузаи (ум. 774). Кроме того, у него обучались учёные хадисоведы и юристы Ибн Джурайдж (ум. 767), Суфьян ибн ‘Уяйна (ум. 815) и Шу’ба ибн ал-Хаджжадж (ум. 776). Он был потомком Имама Али ибн Аби Талиба (мир ему) по отцовской линии и Абу Бакра по материнской. Через него проходит подавляющее большинство суфийских цепочек родословной. Именно при нём начали кристаллизоваться многие центральные богословские доктрины шиизма. За своё благородное звание одного из самых знающих людей, которых когда-либо видел исламский мир, он был назван “Шейх ал-‘Улама” и “Имам ал-Фукаха”. (Источник: Мохамад Баллан)

Портрет Имама Джафара ас-Садика, обнимающего своего ученика. Источник: British Library.

Для мусульман-шиитов и суфиев истинный преемник Имама Джафара ас-Садика является наследником его власти, знания и духовного наследия; и истинная родословная имамата продолжает духовные добродетели, мистические учения и авторитетные знания Имама Джафара ас-Садика.

В этой статье представлена серия из семи доказательств того, что имамат после Имама Джафара ас-Садика перешёл к его сыну Исмаилу и исмаилитским Имамам из числа его прямых потомков.

Чтобы понять значение этой статьи и важность имамата в шиитском исламе, мы настоятельно рекомендуем нашим читателям ознакомиться со следующими пятью статьями по порядку:


Резюме семи доказательств

Ниже приведён краткий обзор доказательств. Рекомендуем читать доказательства один за другим, но можно нажать на номер, чтобы перейти непосредственно к конкретному доказательству.

Взятые отдельно или вместе, эти семь доказательств показывают, что законным преемником и истинным Имамом после Имама Джафара ас-Садика является Мавлана Исмаил ибн Джафар и что Нынешний и Живой Имам всех мусульман-шиитов должен быть прямым потомком Исмаила ибн Джафара.

Доказательство №1: Имам Джафар назначил Мавлана Исмаила следующим Имамом по принципу насс согласно источникам двунадесятников, исмаилитов, суннитов и академическим источникам.

Доказательство №2: Единственный способ отрицания насса Мавлана Исмаила – это противоречивые хадисы, представленные в позднейших книгах хадисов двунадесятников.

Доказательство №3: Кончина Исмаила прежде Имама Джафара не подтверждена и могла быть инсценирована для его защиты, поскольку очевидцы видели его после предполагаемой кончины.

Доказательство №4: Даже если Исмаил скончался прежде своего отца, имамат продолжился с сыном Исмаила, Мухаммадом ибн Исмаилом, которого Исмаил назначил своим преемником.

Доказательство №5: В самых ранних шиитских хадисах нет упоминания о двенадцати Имамах, а вместо этого предсказываются именно первые восемнадцать Имамов исмаилитской линии имамата.

Доказательство №6: За исключением исмаилитcкого низаритского имамата, все остальные линии шиитского имамата имеют скрытых Имамов. Это противоречит кораническому определению имамата, которое требует, чтобы Имам всегда присутствовал и был очевидным (мубин) в мире.

Доказательство №7: Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV является сорок девятым наследным Имамом шиитского ислама в прямолинейном, документально подтвержденном происхождении от Мавлана Исмаила ибн Джафара ас-Садика. Будучи единственным нынешним (хазир), очевидным (мубин) и живым (мавджуд) наследным Имамом с документально подтвержденной родословной, – само существование Имама Шах Карима ал-Хусайни является подтверждением его имамата и имамата его предков.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ОБ ИМАМЕ ИСМАИЛЕ ИБН ДЖАФАРЕ

• Имам Исмаил ибн Джафар был одним из двух старших сыновей Имама Джафара ас-Садика; его мать была потомком Имама ал-Хасана; Исмаил и Абдуллах ал-Афтах были родными братьями от одного отца (Имама ас-Садика) и Фатимы бинт ал-Хусайн – факт, подтвержденный во многих источниках двунадесятников (ан-Навбахти, Фирак аш-Ши’а, 68; ал-Муфид, Китаб ал-Иршад, том 2, 209; Юсуф ибн Хатим ал-‘Амили, ал-Дар ал-Назим фи Манакиб ал-А’имма, 643; ал-Маджлиси, Бихар ал-Анвар, том 48, 241).

Имам Исмаил ибн Джафар называл себя Ахл ал-Байтом. Однажды врач предложил лечить его болезнь вином, на что Имам Исмаил ответил: “Вино запрещено. Мы – Ахл ал-Байт (ахлу байтин), которые не лечат себя тем, что запрещено” (ал-Кулайни, ал-Кафи, том 6, 414, хадис 5, Читать арабский текст; в арабском тексте слова “ахлу байтин” стоят в неопределенной форме без “ал”, но смысл остается “Ахл ал-Байт”; в других хадисах двунадесятников в ал-Кафи используется неопределенная форма “ахлу байтин” для описания более поздних Имамов двунадесятников, таких как Мухаммад Джавад: Читать арабский текст; Имам ас-Садик называет самого себя “ахлу байтин”, как записано у ал-Маджлиси: Читать арабский текст)

• Имам Исмаил давал религиозные постановления шиитской общине по своему усмотрению (не ссылаясь на Имама Джафара), и два из этих постановления записаны в сборнике хадисов двунадесятников ал-Кафи (ал-Кафи, том 7, 388, хадис 2; и том 7, 32, хадис 21; что женщина достигает зрелости для вступления в брак в 10 лет – что соответствует досовременному фикху двунадесятников (см. Сайид Али Имран, Законный возраст булуга для девушек)

• Имам Исмаил ибн Джафар передал несколько хадисов от предыдущих Имамов. Одним из важных примеров является то, что Имам Джафар ас-Садик поручил Имаму Исмаилу сохранить “ас-Сахифа ас-Саджадийя” Имама Зайна ал-Абидина (знаменитое собрание молитв). Это упоминается в цепочке передачи Сахифы следующим образом: «Затем он сказал своему сыну: Встань, о Исмаил, и принеси молитвы, которые я велел тебе заучить и хранить! Тогда Исмаил встал и принес Сахифу, точно такую же, как та Сахифа, которую Яхья ибн Зайд передал мне. Абу Абдаллах поцеловал ее и приложил к глазам. Он сказал: Это почерк моего отца и диктовка моего деда (да пребудет мир над ними обоими), в то время как я был свидетелем» (ас-Сахифа ал-Камилийя ас-Саджадийя, Читать арабский текст)

• Имам Исмаил ибн Джафар также передавал молитвы и мольбы от своего деда Имама ал-Бакира. В одном из таких сообщений Имам ал-Бакир ласково называет Имама Исмаила “мой сын” (см. Ал-Сайид ал-Боруджерди (1875-1961), Джами‘ Ахадис ал-Ши‘аЧитать арабский текст)

Имам Исмаил неоднократно был заместителем своего отца Имама Джафара ас-Садика и совершал с ним некоторые поездки; это было похоже на то, как Имам ас-Садик сопровождал своего отца Имама ал-Бакира в поездках ко двору Аббасидов. Однажды глава полиции правительства Аббасидов убил последователя Имама Джафара ал-Му’ала ибн Хунайса. В ответ Имам Джафар попросил Имама Исмаила исполнить коранический закон возмездия (кисас) и казнить убийцу: “О Исмаил, это твое дело, которым ты должен заняться. Тогда Исмаил вышел со своим мечом и убил его в его собрании. (Риджал ал-КашшиЧитать арабский текст)


Доказательство №1
Имам Джафар назначил Мавлана Исмаила следующим Имамом по принципу насс согласно источникам двунадесятников, исмаилитов, суннитов и академическим источникам

Каждый Имам назначает следующего Имама из числа своих потомков, и это назначение называется насс. Личность следующего Имама определяется Повелением Бога и раскрывается Имамом Времени.



Самые ранние исторические источники и большинство источников, как исмаилитские, так и двунадесятников, свидетельствуют о том, что Имам Джафар назначил своего сына Исмаила следующим Имамом


ИСТОЧНИКИ ДВУНАДЕСЯТНИКОВ (КОНЕЦ 3-ГО/9-ГО ВЕКА / НАЧАЛО 4-ГО/10-ГО ВЕКА)

Существует семь различных сообщений у шиитов-двунадесятников, которые повествуют о назначении Имамом Джафаром Исмаила своим преемником в имамате. Эти сообщения встречаются во многих источниках двунадесятников, включая ересиографии и сборники хадисов. Сообщения двунадесятников представлены ниже в соответствии с датами источников:

Первое сообщение двунадесятников: Хасан ибн Муса ан-Наубахти (писавший до 286/899 г.), Фирак аш-Ши’а, изд. Ritter (1931 г., Стамбул), стр. 55 – цитируется ниже:

Второе сообщение двунадесятников: Са‘д ибн ‘Абдуллах ал-Кумми (писавший до 286/899 г.), Китаб ал-макалат ва’л-фирак, изд. Мухаммад Дж. Машкур, Тегеран, 1963 г., стр. 78 – цитируется ниже:

Третье сообщение двунадесятников: ‘Али ибн Бабавайх ал-Кумми (ум. ок. 328-329/939-941 г.), Ал-Имама ва’л-табсира, (Мадраса Имам ал-Махди, Кум 1404/1984 г. | Му’ассаса Аал ал-Байт, Бейрут, 1407/1987 г.), стр. 73 / стр. 210 [Хадис #63] сообщает, что Имам Джафар сказал своему сыну Абдуллаху, что его родной брат Мавлана Исмаил обладает Светом (ан-нур) имамата на своём лице и что Исмаил – из его (Имама) собственной души (нафси). Последнее совпадает с тем, как Пророк Мухаммад (С) сказал: «Али – из моей собственной души (нафси)»:

Примечание: Составитель хадисов шиитов-двунадесятников ал-Кулайни (ум. в 941 г.) привёл этот хадис с той же цепочкой, что и Ибн Бабавайх ал-Кумми в своём Усул ал-Кафи (под ред. Али Акбара ал-Гифари, 5-е издание, 1984 г., том 1, стр. 310, хадис №10). Однако Кулайни удалил имя Имама Исмаила ибн Джафара из оригинального хадиса и вместо этого представил этот хадис как доказательство имамата Мусы ал-Казима. Прочитайте арабский текст искаженной ал-Кулайни версии повествования.

История принятия третьего сообщения двунадесятников: Хадисоведы-двунадесятники, включая ал-Кулайни, всегда приводили это же сообщение (без имени Исмаила) как явное указание на ясное назначение (насс) Мусы ал-Казима на имамат; см: ал-Кулайни, Усул ал-Кафи, Китаб ал-Худжжа, Гл. 71, № 10; Шайх ал-Муфид (338-413/948-1022), Китаб ал-Иршад, том 2, стр. 209; Шайх ал-Табарси (ум. 548/1153), И‘лам ал-вара би-А‘лам ал-худа, том 2, стр. 13; Мухаммад Салих ал-Мазандарани (ум. 1081/1671), Шарх Усул ал-Кафи, том 7, стр. 179-180; Аллама ал-Маджлиси (1037-1110/1628-1699), Мират ал-Укул, том 3, стр. 336. И ал-Мазандарани, и ал-Маджлиси утверждают, что эти конкретные слова Имама о своем сыне (“он из моей души (мин нафси)”) являются ясным назначением (насс) на имамат:

Четвёртое сообщение двунадесятников: Али ар-Рида [7-й Имам двунадесятников], как цитирует Мухаммад ибн Умар ал-Кашши (ум. ок. 340/951 г.) в своём труде Риджал ал-Кашши, стр. 772 (Читать арабский текст), сообщает, что после смерти Мусы ал-Казима его сын Али ар-Рида спорил с некоторыми людьми и объяснил им, что шииты – последователи Имама Джафара ас-Садика разошлись во мнениях относительно вопроса о его преемнике. Отвечая на некоторые вопросы, Али ар-Рида признал, что Исмаил был назначен Имамом Джафаром в качестве его преемника и что Исмаил был Имамом при его жизни:

Пятое сообщение двунадесятников: Али ал-Хади [10-й Имам двунадесятников], как передает Са’д ибн Абдуллах ал-Кумми в Китаб ал-Гайба Шейха ат-Туси, подтверждает назначение Исмаила. Десятый Имам шиитов-двунадесятников Абу ал-Хасан Али ал-Хади назначил своего старшего сына Абу Джафара Мухаммада своим преемником, но Абу Джафар Мухаммад скончался еще при его жизни. После его кончины Али ал-Хади назначил другого сына, Абу Мухаммада Хасана ал-Аскари, и в обоснование своего решения сослался на то, что Исмаил ибн Джафар был назначен Имамом Джафаром, что прямо подтверждает, что Имам Джафар обозначил и назначил Исмаила следующим Имамом. Хадисы, приведенные в книге Туси, отвечают самым высоким стандартам сертификации риджала двунадесятников: Ат-Туси приводит это сообщение в двух местах со ссылкой на Са’да ибн Абдуллаха ал-Кумми (одного из самых ранних и авторитетных имамитских ученых), который передает его от Абу Хашима Дауда ал-Джафари – самого доверенного сподвижника двух иснаашаритских Имамов, ал-Хади и ал-Аскари, и имеющего безупречную репутацию в источниках двунадесятников. Источником этого сообщения для Туси послужил утраченный труд Са’да ибн Абдуллаха ал-Кумми под названием “Ад-Дийа’ фи л-радд ‘ала ал-Мухаммадийя ва ал-Джа’фарийя” (Прочитать подробнее).

Приведенный выше хадис в книгах двунадесятников показывает, что еще при жизни десятого Имама двунадесятников община двунадесятников (независимо от сомнительной идеи бада’ [о которой речь пойдет ниже]) предполагала, что Исмаил был Имамом, наследовавшим Имаму Джафару ас-Садику. Тот факт, что случай Исмаила был упомянут десятым Имамом двунадесятников для обоснования своего второго назначения после смерти первого назначенного преемника, подтверждает, что Имамы двунадесятников знали, что Исмаил был назначенным преемником на имамат. Современный ученый-двунадесятник Джон Андалузо внимательно проанализировал приведенные выше сообщения о так называемом Бада’, сравнив назначения Исмаила ибн Джафара и Мухаммада ибн Али, и также утверждает, что они доказывают историчность назначения Исмаила (См. здесь).

Шестое сообщение двунадесятников: Ал-Хасиби (ум. 346/957) в своем знаменитом труде “Ал-Хидайя ал-Кубра” (Читать арабский текст) передает рассказ двух своих учителей о том, что Имам Джафар ас-Садик сделал Исмаила своим преемником (васи) и объявил его Имамом после себя. Семья ал-Хасиби была очень близка к 11-му Имаму двунадесятников Хасану ал-Аскари, и он был современником ал-Кулайни (ум. 941). Хидайя ал-Хасиби – почитаемый текст в нусаритско-алавитской традиции, и ал-Маджлиси цитирует многие хадисы из него: “Ал-Хасиби фигурирует в шиитской литературе как важный передатчик преданий. Шиитские предания от него были записаны в объемном каноническом труде Бихар ал-анвар, составленном Мухаммад Бакиром ал-Маджлиси (ум. 1267/1700)… Китаб ал-Хидайя ал-Хасиби (см. Приложение 1) упоминается в списке книг, “вокруг которых вращаются жернова шиитов” и “нет ни одного шиитского дома, в котором они отсутствовали бы” (Ярон Фридман, “Нусайриты-алавиты”; изд. Brill в Лейдене, 2010, стр. 28 англ.изд.). Ал-Хасиби сообщил о назначении Исмаила в качестве Имама следующим образом:

Седьмое сообщение двунадесятников: Кутб ад-Дин ар-Раванди (ум. 573/1178) в своей книге “Ал-Хара’идж ва’л-джара’их” (Читать арабский текст) приводит рассказ, в котором сподвижник Имама Джафара ас-Садика свидетельствует перед Имамом, что Бог повелел последователям Имама повиноваться его сыну Исмаилу так же, как они должны были повиноваться предкам Имама; В ответ Имам Джафар подтверждает высказывание своего последователя как “достаточное”. Это сообщение также содержится в “Ад-Дар ан-Назим фи Манакиб ал-А’имма” Юсуфа ибн Хатима ал-‘Амили (ум. 664/1265 г.) и в “Бихар ал-Анвар” ал-Маджлиси (см. полные цитаты по ссылкам ниже). Кутб ад-Дин ар-Раванди – чрезвычайно уважаемый и авторитетный ученый у шиитов-двунадесятников: Аллама Амини заявил, что ар-Раванди является одним из глав шиитских ученых, избранным этого течения, одним из знатоков юриспруденции и хадисов, а также образованным человеком в области знаний и литературы. В его многочисленных работах, почестях, стараниях и религиозных трудах, добрых делах и великих книгах не видно никаких изъянов. Саййид Мухаммад Бакир Хвансари высоко оценил ар-Раванди как правоведа, выдающегося и надежного человека, имеющего разнообразные труды; Абдаллах ибн Иса Афанди сказал, что ар-Раванди был шейхом, новатором в юриспруденции, почетным человеком, знатоком хадисов и поэзии, мухаддисом и богословом; Шейх Аббас Куми писал, что ар-Раванди был ученым, правоведом, мухаддисом и исследователем. Он, безусловно, является одним из великих шиитских мухаддисов.

ИСМАИЛИТСКИЕ ИСТОЧНИКИ (СЕРЕДИНА 10-го ВЕКА)

Сохранившиеся исмаилитские сообщения о назначении Имама Исмаила со стороны Имама Джафара исходят от Джа’фара ибн Мансура ал-Ямана (ум. ок. 960 г.), который был Баб (врата) Имама ал-Му’изза (мир ему), что означает, что он был самым высокопоставленным исмаилитским Да’и и уступал только самому Имаму. Джа’фар ибн Мансур ал-Яман обучался у своего отца Ибн Хаушаба (ум. 914 г.), известного как Мансур ал-Яман. Ибн Хаушаб изначально был последователем Хасана ал-Аскари и покинул его круг после того, как ал-Аскари умер бездетным. Ибн Хаушаб обучался у десятого исмаилитского Имама, предшественника Имама ал-Махди (мир ему), с которым он неоднократно встречался лично, как записано в его мемуарах “Сират ибн Хаушаб”. Цепочка передачи сообщений Джафара ибн Мансура ал-Ямана об Имаме Исмаиле от Имама Джафара идёт через его отца Ибн Хаушаба, который сам был проинформирован десятым исмаилитским Имамом, чьи знания напрямую унаследованы от его предка Имама Исмаила. Кроме того, работы Джафара ибн Мансура ал-Ямана были одобрены и контролировались Имамом ал-Му’иззом.

СУННИТСКИЕ И ЗАЙДИТСКИЕ ИСТОЧНИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИСТОРИКИ

Подавляющее большинство ученых, специализирующихся на исламских и шиитских исследованиях, пришли к выводу, что Имам Джафар исторически назначил своего сына Мавлана Исмаила своим преемником в имамате. Ниже приводится несколько цитат из научных исследований шиизма и исмаилизма. Все приведенные ниже цитаты взяты из научных рецензируемых книг и журнальных статей, которые прошли нормальную процедуру научного рецензирования.


1B
Мавлана Исмаил был самым любимым сыном Имама Джафара ас-Садика, и большинство шиитов Имама Джафара верили, что Мавлана Исмаил был его преемником
.


Как сообщается в ранней прото-иснаашаритской книге хадисов Китаб ал-Махасин, составленной ал-Барки (ум. ок. 888-894 гг.), Имам Джафар называл своего сына Исмаила “мой любимый” (хабибати) (См. арабский текст)


1C
Имам Джафар ас-Садик не обозначал и не назначал никакого другого сына своим преемником на имамат, и авторы шииты-двунадесятники признали это
.


Самые ранние шиитские-имамитские ересиографы, ан-Наубахти и ал-Кумми, писавшие до 286/899 года, НЕ подтверждают и не приводят никаких доказательств того, что Имам Джафар действительно назначил Мусу через насс. Вместо этого они признают, что масса шиитов Имама Джафара, включая самых выдающихся лидеров (машайих) и ученых (фукаха’) ши’а, признала имамат Абдуллаха ал-Афтаха:

И ан-Наубахти, и ал-Кумми утверждают, что единственная причина, по которой небольшая группа в конце концов признала Мусу своим Имамом, заключается в том, что а) Абдуллах ал-Афтах не смог удовлетворительно ответить на их вопросы; и б) Абдуллах ал-Афтах умер через 70 дней после Имама Джафара, после чего большинство его последователей присоединились к партии Мусы (см. ан-Наубахти, Фирак, стр. 77-79, Читать арабский текст)

Наиболее выдающиеся последователи Имама Джафара ас-Садика после его кончины не признали и не поддержали имамат Мусы ал-Казима: Зурара ибн А’йан, Абу Басир ал-Муради, Бурайд и Мухаммад ибн Муслим, которых Имам ас-Садик называл “десятыми людьми мира”, не признали Мусу преемником ас-Садика. Зурара (см. ниже) умер, не признав преемника ас-Садика; Абу Басир, получивший особое знание (‘ильм) от Имама ас-Садика, критиковал Мусу ал-Казима за то, что тот учил вещам, противоречащим Имаму ас-Садику, говоря: “Я думаю, что знания нашего товарища (Мусы) еще не созрели”. Бурайд и Мухаммад ибн Муслим были известны как “Апостолы” Имама ас-Садика и названы Имамом “Опередившими” (ас-сабикун) и “Приближенными” (ал-мукаррабун) к Богу. К другим выдающимся ученикам Имама ас-Садика, которые не последовали за Мусой в качестве следующего Имама, относятся: Абад ибн Усман ал-Баджали, Абдулла ибн Букайр и Юнус ибн Зибян (см. Мехмет Али Буюккара, “Имамитское-шиитское движение во времена Мусы ал-Казима и Али ар-Риды”, Докторская диссертация, Эдинбургский университет, 1997 г., стр. 104-105)

Даже самый выдающийся иснаашаритский рассказчик хадисов, Зурара, умер, даже не зная, кто был Имамом после смерти Имама Джафара, как сообщает ал-Кашши, один из самых ранних авторов риджала двунадесятников:


Доказательство №2
Единственный способ отрицания насса Мавлана Исмаила – это
противоречивые хадисы о Бада’, представленные в книгах хадисов двунадесятников

2A
Чтобы опровергнуть насс Мавлана Исмаила (представленный в Доказательстве №1) и его имамат, в нескольких хадисах двунадесятников, приписываемых Имаму Джафару, переданных ал-Кулайни (ум. 941) и Шайхом ас-Садуком (ум. 991), говорится, что смерть Исмаила была “бада” – новым событием, которое “явилось Аллаху” (бада’а лиллах) и которое ранее не было Ему известно.
Это понятие Бада’ в раннем богословии двунадесятников было очень проблематичным и подразумевало, что Бог не знал, что Исмаил умрет, и поэтому “изменил Свое Мнение” и назначил другого преемника на место Исмаила.


Содержание этих хадисов противоречиво и предполагает, что Бог не знал, что Исмаил умрет, и что его смерть была новым событием (бада’), которое стало известно Богу (бада’а ли-Ллахи), когда оно произошло. Бог превосходит пространство и время, и Его знание охватывает все вещи, поэтому не может быть и речи о том, чтобы такое событие, как смерть человека, было только что ставшее известным делом (бада’) или новостью для Бога. Академик-двунадесятник Сачедина указывает на абсурдность этой идеи:

На самом деле сам Имам Джафар полностью опровергает саму идею о том, что Богу может явиться что-то новое, и приказывает нам отречься от любого, кто придерживается такой веры:

Интересно, что двунадесятники столкнулись с аналогичной ситуацией, когда их десятый Имам Али ан-Наки первоначально назначил своего старшего сына Абу Джафара Мухаммада своим преемником. Однако Мухаммад умер раньше своего отца, и вместо него одиннадцатым Имамом двунадесятников стал его брат Абу Мухаммад Хасан ал-Аскари. В этом случае двунадесятники пытались объяснить «смену насса» с помощью той же самой идеи бада’:

Опять же, как смерть какого-либо человека может быть чем-то новым, что недавно стало известным Богу (бада’а ли-Ллах)? Бог, по определению, всегда обладает полным знанием обо всех вещах. Само собой разумеется, что хадисы, которые теологически противоречивы и ставят под сомнение всеведение Бога, не могут быть подлинными и, следовательно, не могут быть использованы для оправдания имамата Мусы и ал-Аскари.


2B
Другим аргументом, используемым для того, чтобы попытаться аннулировать назначение Мавлана Исмаила, являются противоречивые хадисы, в которых Имам Джафар умоляет Бога, чтобы Исмаил стал Имамом после него, но Бог отвергает его просьбы.


Приведенные выше хадисы, приписываемые Имаму Джафару, предполагают, что у Имама были желания, просьбы и молитвы, которые противоречили или были против Воли Бога. В них утверждается, что Имам Джафар хотел или желал, чтобы его сын Исмаил был следующим Имамом, но что Бог отказал ему и вместо него выбрал Мусу ал-Казима. Однако, Имам Джафар сказал, что его слова находятся на том же уровне власти, что и Слова Бога:

Так неужели Аллах умолял самого Себя? Сама идея о том, что Имам может желать чего-то иного, чем то, что желает Бог, и умолять Бога исполнить его желание, абсурдна и противоречит самому определению имамата, потому что Имам, по определению, является халифа или представителем Бога на земле и божественно-вдохновлен (му’айяд) Святым Духом (Рух ал-Кудс). Все, что желает Имам в религиозных или духовных вопросах, является отражением Божьей Воли и никогда не может идти против Воли Бога.

Поэтому, учитывая противоречия с самим определением имамата в вышеупомянутых хадисах, самоочевидно, что они, как и другие, на которые опираются двунадесятники для опровержения имамата Мавлана Исмаила, такие хадисы как те, в которых утверждается, что Бог не знал о смерти Исмаила, пока она не произошла, как обсуждалось ранее, – не могут быть подлинными.


2C
Другой аргумент в текстах двунадесятников опирается на хадисы, якобы относящиеся к Имаму Джафару, которые противоречат всем историческим свидетельствам в Доказательстве 1 – что Имам Джафар назначил своего сына Исмаила Имамом через насс, и вместо этого утверждают, что Имам Джафар на самом деле осудил своего любимого сына Мавлана Исмаила как грешника!


Плодотворный двунадесятник Шайх ас-Садук, считающийся одним из величайших учёных двунадесятников, тот самый ас-Садук, который приводил  «хадис» о том, что Бог может быть в неведении и менять Свое мнение, как обсуждалось в 2A выше, предлагает следующее повествование в качестве «доказательства» того, что Имам Джафар никогда бы не сделал насс Исмаилу и что Имам Джафар не испытывал к нему никакой симпатии. Он говорит:

Затем он приводит две цепочки повествований этого же хадиса с несколько разными формулировками:

Однако, опять же, вышеупомянутые хадисы являются проблемными, поскольку в другом наборе повествований, переданных самим ас-Садуком и другими, Имам Джафар ас-Садик осуждает и опровергает те самые заявления, которые он якобы сделал в отношении своего сына Исмаила:

Внутри ‘Макам ал-Имам’, Саламия, Сирия. Считается, что в нём находится гробница Имама Исмаила ибн Джафара

‘Макам ал-Имам’, Саламия, Сирия. Считается, что в нём находится гробница Имама Исмаила ибн Джафара. После Мухаммада ибн Исмаила исмаилитские Имамы руководили исмаилитским Да’ватом из Саламии до установления Фатимидского Халифата в 909 году.
Считается, что это тайный подземный туннель в Макам ал-Имаме, использовавшийся исмаилитскими имамами и их да’и для избежания преследования Аббасидов

Доказательство №3
Кончина Исмаила прежде Имама Джафара не подтверждена и, возможно, была инсценирована, чтобы защитить его
поскольку, как сообщается, его видели очевидцы после предполагаемой смерти

3A
Год и причина смерти Исмаила остаются неизвестными и непроверенными. Многие источники, которые утверждают, что Исмаил умер при жизни Имама Джафара ас-Садика, также сообщают, что очевидцы видели Исмаила три дня спустя
.



3B
Исмаилитские источники середины 10-го века сообщают, что Имам Джафар ас-Садик инсценировал кончину своего сына Исмаила перед свидетелями, чтобы защитить его от преследований Аббасидов, и что Исмаила видели в Басре через несколько дней после его предполагаемой кончины
.


Сейид Хоссейн Наср, известный ученый-двунадесятник, признаёт, что безопасность преемника Имама Джафара ас-Садика была первостепенным вопросом, поскольку Аббасиды угрожали убить того, кто будет назначен следующим Имамом:

Нижеследующее обширное сообщение Джафара ибн Мансура ал-Ямана (ум. 960 г.) относится к числу ранних источников, рассказывающих о предполагаемой кончине и похоронах Исмаила. В этом сообщении Имам Джафар ас-Садик принимает необычные меры, чтобы множество людей наблюдали за похоронами Исмаила и засвидетельствовали, что Исмаил скончался. Это делается для того, чтобы убедить аббасидского халифа в том, что преемник Имама Джафара скончался и тем самым избавить Исмаила от преследований Аббасидов. Несколько дней спустя Исмаила видели живым в Басре, и об этом доложили аббасидскому халифу. Однако Имам Джафар смог представить свидетелей того, что Исмаил скончался, и это отвело от него опасность.


3C
В литература хадисов шиитов-двунадесятников есть свидетельства о том, что люди видели Мавлана Исмаила после его предполагаемой смерти
.


Столкнувшись с сообщениями о том, что Исмаила, согласно сообщениям, видели живым после его предполагаемых похорон, ученый-двунадесятник Шайх ас-Садук, который был процитирован выше, где говорил, что Бог изменил Свое мнение, потому что Он не знал, что Исмаил скончается, теперь приводит хадисы, где Имам Джафар якобы говорит, что демон явился в облике его сына Исмаила:

Конечно, существование вышеупомянутых хадисов в книгах двунадесятников подняло вопрос о том, почему они вообще там есть. Здесь возможны два варианта: а) либо Имама Исмаила видели после его предполагаемой кончины (потому что на самом деле он был жив) и его отец Имам ас-Садик действительно делал эти заявления; либо б) эти хадисы не являются подлинными. Если они подлинные, то логично заключить, что Имам сделал эти заявления, совершая такийю, чтобы продолжить защищать жизнь сына после тщательно инсценированной кончины и похорон, которые он организовал именно с этой самой целью.


Доказательство №4
Даже если бы Исмаил скончался раньше своего отца, насс Имама Исмаила от Имама Джафара означает, что имамат продолжается ТОЛЬКО с Мухаммадом, сыном Исмаила, которого последний назначил своим преемником; Сунна Бога относительно предыдущих Пророков и Имамов утверждает, что имамат продолжается в наследственной преемственности

4A
Мавлана Исмаил, как назначенный преемник, был молчащим Имамом при жизни Имама Джафара; даже ученые-двунадесятники согласны с тем, что ранняя кончина назначенного Имама не отменяет его имамата – как это было в случае с Аароном, назначенным преемником Моисея.

Исторический насс или назначение Исмаила Имамом Джафаром означает, что Исмаил всегда обладал положением Имама при жизни своего отца. Исмаил был “Молчащим Имамом” (имам самит) и обладал всеми совершенствами имамата; Имам Джафар был “Говорящим Имамом” (или Действующим Имамом), который осуществлял официальную власть имамата. Как учение двунадесятников, так и учение исмаилитов подтверждают существование Говорящего Имама и Молчащего Имама как преемника первого. Приведенные ниже высказывания взяты из хадисов двунадесятников, из ранней книги хадисов Баса’ир ад-Дараджат:

Кончина Исмаила при жизни Имама Джафара НЕ ОТМЕНЯЕТ имамат Исмаила, потому что имамат – это духовное положение, которое Имам никогда не теряет. Ученый-двунадесятник аш-Шариф ал-Муртада приводит ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ аргумент относительно имамата Аарона (Харуна), брата Моисея (Мусы), которого Моисей при жизни назначил своим Преемником (васи) и Имамом. Харун скончался раньше Мусы, так же как Исмаил, якобы, умер раньше Имама Джафара. Однако аш-Шариф ал-Муртада утверждает, что положение имамата по-прежнему принадлежит Харуну, несмотря на его раннюю кончину:

4B
Имамат продолжается только в прямом потомстве назначенного Имама; следовательно, имамат Исмаила продолжается только в прямой родословной его потомков, независимо от того, умер ли он раньше своего отца или нет; ученые-двунадесятники согласны с тем, что имамат Харуна продолжался и в его прямом потомстве, несмотря на то, что Харун скончался раньше Мусы; на основа этого же принципа, имамат Исмаила продолжается в его потомстве.

Учитывая, что Исмаил уже был установленным молчащим Имамом, чье положение имамата было раскрыто историческим назначением Джафара, из этого следует, что ДАЖЕ ЕСЛИ Исмаил скончался при жизни своего отца, преемственность имамата может продолжаться только в линии потомков самого Исмаила. Даже в хадисах двунадесятников прямо говорится, что после Имама ал-Хусайна имамат передается ТОЛЬКО прямым потомкам, одному за другим, и никогда от брата к брату (Усул ал-Кафи, гл. 63). Ученый-двунадесятник аш-Шариф ал-Муртада считает, что имамат Харуна продолжился в его потомтсве:

Известный ученый-двунадесятник ал-Маджлиси приводит множество сообщений из хадисов двунадесятников, в которых Имамы учат, что имамат Харуна был унаследован потомками Харуна, хотя Харун скончался раньше Моисея, а Юша стал Пророком после Моисея:

Двунадесятники должны согласиться с тем, что установленная Сунна Бога на примере Харуна заключается в том, что имамат сохраняется в прямом потомстве назначенного Имама (ал-имам ал-мансус), независимо от того, когда назначенный Имам скончался. Согласно этому самому принципу, которому недвусмысленно учат шиитские Имамы и ученые-двунадесятники, каждый двунадесятник должен признать, что имамат Исмаила продолжается в его потомстве и не может быть отменен его кончиной.


4C
Мавлана Исмаил еще при жизни назначил своего старшего сына Мухаммада ибн Исмаила своим преемником и Имамом после себя.


В дошедших до нас хадисах шиитов-двунадесятников, которые якобы касаются Мусы ал-Казима, есть следы назначения Имамом ас-Садиком как Имама Исмаила, так и его сына Имама Мухаммада ибн Исмаила. Ал-Кулайни сообщает предание, в котором сподвижник Мусы по имени Язид ибн Салит вспоминает случай, когда Имам ас-Садик встретил Язида и отца Язида на пути к паломничеству. Кулайни сообщает, что по этому случаю Имам ас-Садик указал на Мусу как на своего преемника, назвав своего преемника “Вратами среди Божьих Врат”. Имам ас-Садик также заявил, что сын и преемник последующего Имама станет будущим спасителем Уммы. Когда отец Язида спросил Имама ас-Садика, родился ли уже сын следующего Имама, обещанный спаситель, Имам ответил, что он родился несколько лет назад: “Я спросил его [Имама]: ‘Он уже родился (ва-хал вулида)?’ Он сказал: ‘Да, и прошло несколько лет (на’ам ва-марат бихи санун).’” (Усул ал-Кафи, ред. Али Акбар ал-Гифари, 5-е издание, 1984 г., том 2, стр. 180, хадис 14: Читать арабский текст). Другими словами, Имам ас-Садик указал, что один из его сыновей станет его преемником/наследником, а у назначенного наследника уже был свой сын, родившийся несколькими годами ранее. Это доказывает, что Имам ас-Садик не мог назначить Мусу своим преемником, поскольку сын и преемник Мусы, Али ар-Рида, родился в 766 году после смерти Имама ас-Садика в 765 году. С другой стороны, сын и преемник Имама Исмаила, Мухаммад ибн Исмаил, родился в 740 году при жизни Имама ас-Садика. Поэтому рассказ ал-Кулайни, предположительно относящийся к Мусе, на самом деле показывает, что Имам ас-Садик назначил Исмаила своим преемником и Вратами (Баб) Бога (что соответствует исмаилитским сообщениям, процитированным выше), а также назначил живого сына Исмаила, Мухаммада ибн Исмаила, преемником Исмаила.


4D
Хамид ад-Дин ал-Кирмани, Фатимидский худжжат и да’и, приводит три дедуктивных аргумента в доказательство того, что имамат продолжается только в потомстве Мавлана Исмаила.


Нижеследующее приведено от Хамид ад-Дина ал-Кирмани, Владыка Эпохи, стр. 104-106 англ.изд.:

Джабал Машад в Масьяфе, Сирия. Считается, что Джабал Машад содержит гробницы Имама Мухаммада ибн Исмаила и трёх исмаилитских Имамов, которые ему наследовали: Имам Абдуллах ибн Мухаммад ар-Рази [Имам Вафи Ахмад], Имам Ахмад ибн Абдулла ал-Вафи [Имам Таки Мухаммад] и Имам ал-Хусайн ибн Ахмад ат-Таки [Имам Рази ад-Дин Абдуллах].
Вывеска снаружи Джабал Машада в Масьяфе, Сирия. Считается, что Джабал Машад содержит гробницы Имама Мухаммада ибн Исмаила и трёх исмаилитских Имамов, которые наследовали ему: Имам Абдуллах ибн Мухаммад ар-Рази [Имам Вафи Ахмад], Имам Ахмад ибн Абдулла ал-Вафи [Имам Таки Мухаммад] и Имам ал-Хусайн ибн Ахмад ат-Таки [Имам Рази ад-Дин Абдуллах]. Первая строка вывески гласит: ‘Бог Возвышенный, сказал: «Мы сделали их Имамами, руководящими по Нашему Повелению» [Коран 21:73 и 32:24] Бог говорит правду’. Вторая строка переведена под ней.


Доказательство № 5
В самых ранних шиитских хадисах отсутствует упоминание о двенадцати Имамах, но вместо этого предсказывается Фатимидская исмаилитская родословная Имамов

Главным доказательством линии Имамов двунадесятников всегда было большое количество суннитских повествований, пророчествующих о пришествии двенадцати Имамов (хадисы, где Пророк предположительно говорит, что после него придут двенадцать правителей или халифов). В своей книге Камал ал-Дин Шейх ас-Садук постоянно выступает против исмаилитов, зайдитов и других шиитских течений на основе рассказов о «двенадцати Имамах». Однако в книгах хадисов шиитов-двунадесятников периода до Сокрытия (их 12-го Имама) имеется поразительно отсутствие повествований о «двенадцати Имамах». Два основных сохранившихся произведения двенадцатиричного шиизма, которые предшествуют сокрытию двенадцатого Имама двунадесятников являются “Баса’ир ад-Дараджат” ал-Кумми и “Китаб ал-Махасин” ал-Барки. Первая книга представляет собой обширный трактат о фада’ил (благородных качествах) Имамов; но нигде в ней мы не находим ни единого упоминания о том, что Имамов будет только двенадцать [есть одно повествование, которое предсказывает в общей сложности 13 Имамов – ссылка; подробнее об интересных хадисах «Двенадцать плюс Один» смотрите презентацию по ссылке]. Китаб ал-Махасин – это текст, в основном посвящённый вопросам (этики), но в нем содержится обширная вводная дискуссия об имамате. И опять же, в этом тексте нет абсолютно никакого упоминания о двенадцати Имамах, даже в главе о значении числа 12.

Единственные другие книги, которые предположительно были составлены до Сокрытия, известны как «четыреста первоисточников» (400 усул). Эти первоисточники являются основой для литературы хадисов шиитов-двунадесятников; ученые, написавшие одну из этих книг, обычно пользуются высочайшим уважением у ученых шиитов-двунадесятников. В одном из этих текстов мы находим интереснейшую ссылку на количество Имамов. Эта цитата содержится в Асле Мухаммада ибн ал-Мутанна ал-Хадрами, в котором мы читаем:

Исполнение вышеприведенного хадиса является точным раскрытием исмаилитской линии Имамов:

«Семь Наследников (авсийа) и Ка’им» – это первые семь исмаилитских Имамов:

1. Имам Мавлана ‘Али Ибн Аби Талиб
2. Имам Мавлана ал-Хусайн
3. Имам Мавлана ‘Али Зайн ал-Абидин
4. Имам Мавлана Мухаммад ал-Бакир
5. Имам Мавлана Джафар ас-Садик
6. Имам Мавлана Исмаил ибн Джафар
7. Имам Мавлана Мухаммад ибн Исмаил [Первый Ка’им В Цикле имамата]

«Одиннадцать Махдиев из Потомства ал-Хусайна» – это следующие одиннадцать исмаилитских Имамов, включая трёх скрытых Имамов и восемь Фатимидских Имам-Халифов:

1. Имам Мавлана ‘Абдуллах Ибн Мухаммад ал-Вафи
2. Имам Мавлана Ахмад Ибн ‘Абдуллах ат-Таки
3. Имам Мавлана Ал-Хусайн Ибн Ахмад ар-Ради
4. Имам Мавлана ‘Абдуллах ал-Махди би’ллах
5. Имам Мавлана Абу’л-Касим Мухаммад ал-Ка’им би-амри’ллах
6. Имам Мавлана Исма’ил ал-Мансур би-амри’ллах
7. Имам Мавлана Ма’адд ал-Му’изз ли-дини’ллах
8. Имам Мавлана Низар ал-Азиз би’ллах
9. Имам Мавлана Мансур ал-Хаким би-амри’ллах
10. Имам Мавлана ‘Али аз-Захир ли-дини’ллах
11. Имам Мавлана Ма’адд ал-Мустансир би’ллах

Интересно, что Фатимидские Имам-Халифы всегда называли себя и своих предков Махдиями и как Махди-Имамами:



Доказательство № 6
За исключением низаритского исмаилитского имамата, все остальные шиитские имаматы имеют скрытых Имамов. Это противоречит кораническому определению имамата, которое требует, чтобы Имам всегда присутствовал и был очевидным (мубин) в мире

Статья Мохиба Ибрахима «К подтверждению Очевидного имамата из Священного Корана» (чиатйте в скором времени на сайте) установила, что одним из необходимых атрибутов имамата, как это определено Кораном, является то, что Имам всегда должен быть мубин (явным, очевидным) и присутствовать в мире в физической форме чтобы выполнять свои обязанности и мандат, а не скрытым из поколения в поколение. Что касается значения мубин в стихе “И всякую вещь мы сочли в Очевидном Имаме (имамин мубин)” (36:12), Аллама Насир ад-Дин Насир Хунзаи пишет, что:

Таким образом, истинный Имам всегда является мубин – это означает, что он присутствует в физической форме и физически говорит со своими последователями и направляет их. Любой Имам, который является гайб (исчезнувшим) или мастур (скрытым) от всех своих последователей, по определению не может быть очевидным Имамом (ал-имам ал-мубин). За уникальным исключением исмаилитского имамата, все остальные шиитские линии имамата, включая двунадесятников и тайибитских бохра, прекратились. Все эти шииты считают своих Имамов исчезнувшими, ушедшими в сокрытие (гайб) или скрытыми (мастур) в течение 900-1200 лет. В этой связи историк Владимир Иванов делает следующий вывод:

Хамид ад-Дин ал-Кирмани утверждает, что если род Имамов прекращается, то этот род никогда не обладала имаматом, а следовательно, истинный имамат должен принадлежать другому, продолжающемуся роду:


Доказательство № 7
Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV является сорок девятым наследным Имамом шиитского ислама в прямом, документально подтвержденном, происхождении от Мавлана Исмаила ибн Джафара ас-Садика. Исторические сведения о родословной Ага Хана приведены в этой статье. Будучи единственным нынешним (хазир), очевидным (мубин) и живым (мавджуд) наследным Имамом с документированной и подтвержденной родословной, само существование Имама Шах Карима ал-Хусайни является подтверждением его имамата и имамата его предков.

Чтобы узнать больше о преемственности исмаилитских Имамов, от Имама Али ибн Аби Талиба до нынешнего Имама, Имама Шах Карима ал-Хусайни, прочитайте нашу статью «Свет на Свете: Взгляд на преемственность шиитских исмаилитских Имамов».


Различные исторические родословные шиитских Имамов до наших дней


Нажмите на диаграмму


Высказывания нынешнего Ага Хана о шиитских и исмаилитском имаматах



Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV дает интервью Независимому Телевидению (ITV) Великобритании 4 июня 1985 г.


Современная наука о происхождении нынешнего Ага Хана


Современные историки и ученые подтвердили притязания нынешнего Ага Хана на то, что он является прямым потомком Имама Али ибн Аби Талиба через Мавлана Исмаила ибн Джафара ас-Садика. Фатимидская родослованя Ага Хана подкреплена полным семейным древом, подтвержденным сторонними историческими источниками (как задокументировано здесь).

Совсем недавно, на конференции в Аммане в 2005 году, Имам Шах Карим ал-Хусайни заявил, что он является сорок девятым наследным Имамом в прямом происхождении от Пророка Мухаммада (С). Его письмо было зачитано лидерам и представителям суннитского, иснаашаритского, зайдитского и ибадитского мазахибов ислама.

Стоит отметить, что на Амманской конференции присутствовали представители высших религиозных авторитетов суннитских и шиитских общин, включая Шейха ал-Азхара, аятоллу Али Систани, аятоллу Хаменеи и верховных муфтиев нескольких стран, и ни один человек не оспаривал прямого происхождения Ага Хана от Пророка Мухаммада (С). Фактически, прямая родословная Ага Хана подтверждается и признается в ходе его визитов в ряд мусульманских стран и стран с большим мусульманским населением, включая Сирию, Египет, Дубай, Россию, Пакистан, Индию, Бангладеш, Малайзию, Афганистан и многие другие, которые в совокупности составляют подавляющее большинство мусульманских народов в современном мире.

В заключение приводим слова Имама Шах Карима ал-Хусайни, которые подчеркивают преемственность имамата на протяжении всей истории и его роль как живого Имама в выполнении мандата института имамата:


www.ismailignosis.com