Должны ли мы изучать исмаилизм, его историю, его эволюцию, его влияние на исламскую цивилизацию? Могут быть получены различные ответы, но есть две разновидности этих ответов, которые будут преобладать.

Консервативные люди говорят: наши отцы и деды занимались своим делом и были вполне счастливы без особых запросов о том, что делали или говорили наши предки. Почему мы должны тратить наше время и труд на все эти исследования, которые не обещают принести нам какой-либо практической пользы?

«Модернист» сказал бы: все эти старые книги и идеи были довольно хорошими, возможно, в своё время, когда условия в мире были совсем иными. Теперь они стали совсем бесполезными. Важно процветание, остальное имеет второстепенное значение.

Обе эти тенденции, существующие не только среди исмаилитов, но и среди последователей других религий, в корне неверны. Они основаны на личной и эгоистичной точке зрения, сосредоточены вокруг собственных преимуществ и безнадёжно близоруки.

Человек один – ничто, именно поэтому есть сообщества, организации, нации и т.д. Исмаилитская община достигла процветания лишь потому, что они были организованным органом, руководимым их Имамами. Это помогло им пережить страшные катастрофы, постигшие их в ходе истории.

Такая организация с такими давними традициями является бесценным наследием, и было бы просто глупо недооценивать её или говорить о ней пренебрежительно. Долг каждого разумного члена – охранять его и способствовать его укреплению.

Мир, каким он является ныне, с неисчислимыми трудностями экономического и политического напряжения требует отчаянной борьбы за выживание. Этого можно достичь, только вооружившись образованием. Специализация, интеллектуальное превосходство над конкурентами. Основной поток мирового прогресса – это технический прогресс. Различные религии, которые могли выдержать многовековые напряжения, теперь становятся окончательно бессильными оказывать какое-либо влияние на жизнь общества, нации, человечества. Если они и сохраняют ещё какое-то значение, то только в отсталых слоях нации, где религия почти неотличима от голого суеверия.

Но, как это происходит во многих религиях, образование не только повышает квалификацию, но и значительно расширяет кругозор личности. В умах молодых образованных мужчин и женщин неизбежно возникают вопросы, на которые их религиозная литература не в состоянии ответить. Это неизбежно ведёт к её всё большему и большему обесцениванию, так, что в глазах некоторых она может стать чем-то совершенно бесполезным и излишним. Таким образом, автоматически создается ситуация – что именно те лучше образованные и, следовательно, полезные члены становятся менее устойчивыми в сообществе, и часто просто оставляют его.

Такое развитие событий достаточно хорошо известно и вызывает большую тревогу у ответственных и вдумчивых лидеров. Но на самом деле нет никаких веских причин, по которым с таким нежелательным развитием событий не следовало бы бороться и даже предотвращать, по крайней мере, принимать форму регулярного процесса. И кажется, что лучшим средством было бы именно правильное, серьёзное, честное изучение исмаилизма, его истории и философии.

Исмаилизм, как он развивался тысячу лет назад, был не только религией, то есть системой организованной внутренней жизни личности, но и идеологией, системой социальной организации. Его великий идеал был удивительно современным: равенство в том, что сейчас называется бесклассовым обществом, основанным на тщательной и эффективной системе взаимодействия. Застой, неотделимый от многих великих религий, проповедующих «вечность» и неизменность своих вечных принципов, служит мощным тормозом для любой формы прогресса во всех аспектах жизни. Бесценным преимуществом исмаилитской системы является его учение об имамате и та’виле. И то, и другое вместе подразумевают широкие возможности, напоминающие автоматическое регулирование. Учение обязательности та’вила, представленного Имамом, устраняет эффект устаревания, отставания от прогрессирующей жизни. Во многих других религиях каждое «нововведение», каким бы законным оно ни было, неизбежно становится источником яростных обвинений в «изменении вечного закона, данного Богом»; это приводит к разногласиям, перепалкам, еретизму и т. д. В исмаилизме, при правильном использовании, система правомочного та’вила объясняет применение основных религиозных принципов к постоянно меняющимся формам жизни в обществе и направляет сообщество в его отношении ко всему, что является преимуществом для его прогресса.

Но правильное использование организованного функционирования принципа та’вил требует широкого религиозного образования, когда человек осознаёт жизнь своей общины на протяжении всей её истории. Только это может показать, что различные изменения, внесённые Имамом через та’вил, не являются случайными и хаотичными, а являются частью давней традиции.

Правильное руководство общиной зависит от Имама, но у Имама должны быть подходящие, надёжные, ответственные, заслуживающие доверия и умные помощники, которые могли бы передать волю и руководство Имама общине, которые могли бы помочь ей применять принцип та’вила как это разрешено Имамом. Это требует хорошо обученных и хорошо образованных людей. И они могут оказать большую помощь в том, чтобы серьёзные вопросы образованных членов общины могли получить разумные и честные ответы, а не просто состоящие из софизмов и манипуляций или неправильного толкования стихов Корана или хадисов.

Исмаилитская философия развивалась не в вакууме – изучающий должен также знать исторический фон её эволюции. Только это может дать его изучению твёрдую и прочную основу, которая сделала бы его [изучение] реальным, а не серией теоретизаций. Исмаилизм должен изучаться в целом с точки зрения времени, а также с точки зрения его различных школ и подразделений.