Ас-саламу алейкум’ была распространённой фразой приветствия в период Пророка. Имам Хусайн (алайхи салам) однажды сказал, «Семьдесят наград являются вознаграждением того, кто начинает приветствие, и только одна награда принадлежит тому, кто отвечает на приветствие» (Бихар ал-Анвар, 78:120). Вскоре после Битвы при Сиффине шииты стали мишенью враждебности и подверглись преследованиям со стороны Омейядов. Имамы не имели иного выхода, кроме как донести до них учение такийи, чтобы избежать угрозы смерти. В период Имама Мухаммада ал-Бакира (ас) шииты, проживавшие вдали от Медины, с трудом узнавали своих единоверцев. Таким образом, в знак узнавания Имам Джафар Садик (ас) сказал, «Наши последователи имеют свет на лбу, по которому их легко узнают люди мира, и если они приветствуют друг друга, они должны целовать друг друга в лоб» (Бихар ал-Анвар, 10:144). Поцелуи в лоб стали знаком узнавания друг друга и дополнением к обычной манере пожелания салама. В период ‘давр-и сатр’ исмаилиты были разбросаны и жили в разных обличиях внутри и за пределами территории Аравии. Известно, что исмаилиты, живущие в деревнях Ирана, произносили салам и поднимали ладони правой руки, чтобы узнать своих единоверцев.

Фрагменты предания свидетельствуют о том, что исмаилитские паломники испытывали огромные трудности в опасном и утомительном путешествии из Индии в Иран, чтобы увидеть Имамов в посталамутский период. Они едва узнавали друг друга на маршруте, потому что представители племени Бахтияри совершали разбойничьи набеги на пути, терроризируя дороги. Паломники были разграблены и убиты, поэтому никто не осмеливался раскрывать идентичность. Из старых рукописей Бава Шер Мухаммада Бомбейского, которые были скопированы Зайнал Хану, дочерью Джанат Али Мухаммада Али 13 августа 1920 года, в которых говорится о старом рассказе семьи Бава и их служениях в посталамутский период, следует, что Пир Даду (ум. 1005/1596) ввёл традицию применения секретных кодов для исмаилитских паломников. Поэтому секретный код путешествия был также введён в целях безопасности. Когда кто-нибудь отправлялся в сторону Ирана и встречал на пути незнакомца, медленно произносилось Хаи Зинда. Если не реагировали на зов, то предполагалось, что незнакомец не был исмаилитом. Если отвечали равным Хаи Зинда, это означало, что он тоже исмаилит, путешествующий в Иран, но заблудившийся в пути, а затем оба отправлялись в путь. Если же в ответ на это произносили Каим Пайа, то считалось, что человек был исмаилитом, возвращающимся на родину после совершения паломничества Дарханы. Таким образом, тот, кто отправлялся в Иран произносил Хаи Зинда, а возвращаясь – Каим Пайа.

Хаи Зинда и Каим Пайа не были привычными фразами среди арабоязычных и персоязычных последователей, поэтому они использовали фразу Йа Али Мадад вместо Хаи Зинда и Мавла Али Мадад вместо Каим Пайа. Индийские паломники также последовали этому. Это подразумевает, что термин Мавла был кодом путешествия для того, кто лицезрел Мавла (Имама). Этот код путешествия оказался идеальным оружием, рассеивающим тучи преследования. Надо знать, что термин Мадат’и Али был первой фразой 18-й части старой молитвы. Слово Мадат’и Али было искажённой формой Мадад’и Али, распространённой в основном в Катче. Постепенно термины Йа Али Мадад и Мавла Али Мадад стали приветствием в кругах исмаилитов в Индии, Иране, Афганистане, Сирии и Центральной Азии. В рукописях гинанов 17-го века практика написания ‘Йа Али Мадад’ в начале также стала модой. Исмаилиты Китая используют Йа Али Мадад, произнося его, когда ставят руки на колени. Когда гость уходит, они произносят Худа Хафиз, таким же образом кладя руки на колени.

Фраза Йа Али Мадад означает ‘да поможет (вам) Али’, а отвечающий произносит Мавла Али Мадад, что означает ‘да поможет Мавла Али (и вам)’. Точно так же, когда кто-то говорит ‘хорошего дня’, а отвечающий произносит ‘и вам’. Главная особенность заключается в том, что отвечающий включает слово Мавла в дополнение. Это означает, что он признаёт власть, превосходство и покровительство Мавла Али. Исмаилиты применяют это приветствие только между собой, но произносят привычную фразу салама перед другими мусульманами.

Коран говорит, «Ищите помощи через терпение и молитву» (2:45). Это означает, что терпение и молитва являются источниками поиска Божественной помощи. Коран далее говорит, «Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя (валимавла) и дай нам от Тебя помощника (насир)» (4:75). Следовательно, исмаилиты ищут Божественную помощь через источник Али, который присутствует в мире в качестве Имама.

Коран говорит, «И Богу принадлежат самые Прекрасные имена. Посему взывайте к Нему через них» (7:180). В своей интерпретации Али бин Аби Талиб (алайхи салам) сказал: «Я – Прекрасное имя, через которое Бог повелел людям взывать Ему» (Кавкаб-и Зурри, 3:29). Согласно сообщению Абул Хамры, в Хилятул Авлия упоминается, что Пророк сказал, «Когда я был вознесён ночью на небеса, я увидел написанное у подножия Трона: Я (Бог) посадил райский сад. Мухаммад – лучшее из моих творений. Я помог ему через Али» (там же 2:53). Далее говорится от Абу Зарра Гифари, что Пророк сказал, «Поистине, Бог дал силу этой религии через Али, и я от него, и о нём явлено в стихе (11:17), «Разве тот (подобен ему), кто опирается на ясное доказательство от своего Господа» (там же 2:145).

В целом, шиитские течения верят, что Божественную помощь можно искать через посредство имамата, что очевидно в мире по потомству Пророка.


Мумтаз Али Таджддин, ‘Энциклопедия исмаилизма’